Плоскостопие у детей и его профилактика.
консультация

В материале этой консультации  освещается вопрос о причинах плоскостопия и его профилактике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               ПЛОСКОСТОПИЕ  У ДЕТЕЙ.

Плоскостопие у детей - это деформация ноги. В научной литературе плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить. Зачастую родители даже не понимают всю серьезность этого заболевания, они считают, что это пройдет – ведь ребенок же не инвалид. Но плоскостопие само никогда не проходит. В запущенном виде лечение становиться более сложным и дорогим, возможна даже операция.

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

• наследственность (если у кого-то из родных есть или было это заболевание), нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду,

• ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука), слишком узкой или широкой,

• чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела).

 • чрезмерная гибкость суставов,

• рахит,

 • травмы стоп.

Чем опасно плоскостопие? 

Плоскостопие является основной запускающей причиной для формирования сколиозов, артрозов и других заболеваний опорно-двигательного аппарата. Родители должны помнить, что плоскостопие – это недуг, который при отсутствии адекватной терапии, приводит к серьезным осложнениям и сильной деформации костей стопы, а также болезням опорно-двигательного аппарата. Своевременное лечение и профилактика вернет ребенку здоровье и уверенность в своей привлекательности!

Признаки плоскостопия:

• Быстрая утомляемость ног;

• Ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии;

• К вечеру может появляться отек стопы, который проходит за ночь;

• Быстро изнашивается внутренняя сторона подошвы;

• Страдающие плоскостопием дети ходят, широко расставив ноги, развернув стопы и слегка сгибая ноги в коленях;

• Стопа становится шире

    Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания - гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

 Среди гигиенических факторов важным условием предупреждения деформации стоп является: гигиена ног, гигиена обуви и правильный её подбор. Детям не следует покупать обувь с открытой пяткой. Задник должен быть устойчивым и препятствовать скольжению стопы сзади и снаружи, что предупреждает развитие плоскостопия. Детям дошкольного и школьного возраста рекомендуется пользоваться обувью, охватывающей щиколотку, так как ношение более низкой обуви вызывает утомление и приводит к деформации пальцев.

Чем опасно плоскостопие? 

Плоскостопие быстро прогрессирует и может вести за собой сколиоз, остеохондроз, радикулит, артрит, артроз, варикозное расширение вен и другие заболевания. Плоскостопие ускоряет износ всего опорно-двигательного аппарата! Именно поэтому при первых признаках плоскостопия необходимо срочно обратиться к врачу!

Стопа ребенка формируется до 5-летнего возраста. Чем раньше обнаружено плоскостопие, тем легче его вылечить. После пяти лет жизни сделать это уже сложнее. Но, начав лечение, можно улучшить состояние стопы, остановить развитие плоскостопия и провести профилактику деформаций позвоночника. Стоит показать ортопеду ребёнка, который быстро устает от ходьбы и просится на руки.

Лечение
плоскостопия у детей проходит очень сложно, поэтому его лучше начинать как можно раньше, а лучше всего делать профилактику.
    
Рассмотрим факторы, которые провоцируют появление
плоскостопия у детей. Эти факторы ослабляют мышечно-связочный аппарат стопы: косолапость (врожденное состояние), тяжелые инфекции с осложнениями, травмы стопы, рахит, поднятие тяжестей, избыточный вес, неправильная обувь.

Из всех перечисленных факторов можно сделать один вывод, что плоскостопие у детей может появиться и у здорового ребенка, причем спровоцировать его могут сами родители. По статистике 80% плоскостопия приходится на статическое, то есть возникшее при избыточном весе, нагрузок или неправильной обуви.

Очень часто плоскостопие становится результатом целого букета неправильных действий. В первую очередь —
некачественной обуви. Можно сколько угодно издеваться над безвкусной и страшноватой советской детской обувью, но медицинские требования выполнялись в них неукоснительно.

* Материал. Натуральная кожа — идеальный вариант для детской обуви. Она пластична, растяжима, обеспечивает микроциркуляцию воздуха и испарение влаги. Если в летней обуви, а также в домашней используется текстиль, то задник должен быть укрепленным.

* Размер. Выбирайте обувь в соответствии с размером ноги вашего ребенка. Между носком ботинка (сандалии, сапога) и пальчиками необходимо пространство в 0, 5—1 см. На вырост обувь покупать не надо. Исключение составляет зимняя обувь, которую можно приобрести на один размер больше с расчетом на шерстяные носки. Тогда носки одеваются обязательно, так как должен быть охват стопы.

* Подошву. Она должна быть не скользкой, рифленой, гибкой.

* Каблук. Он необходим в обуви, так как участвует в формировании походки. Размер детского каблучка стандартный, 1—2 см.

* Фиксацию на подъеме стопы. Это то, что держит ножку и регулирует высоту — шнуровка, пряжка, липучка.

* Супинатор — маленький бугорок у внутреннего края подошвы ортопеды называют выкладкой внутреннего свода. Эта деталь анатомической стельки нужна для здоровых ножек. Но если ребенок ходит, как медвежонок, загребая ногами внутрь, такая выкладка ему противопоказана, потому что она поднимает внутренний край стопы, и приводящие мышцы голени еще больше сокращаются.

* Задник. Приветствуется цельный жесткий задник с закругленным верхом, без вырезов и декоративных вставок. Лучше, если сверху он обшит эластичной лентой, которая предохраняет ножку от натирания.

По степени закрытия стопы различают следующие виды обуви: сапожки, ботинки, полуботинки, туфли, сандалии. При выборе обуви необходимо учитывать не только размер ноги, но и полноту.

Профилактика считается лучшей борьбой с плоскостопием у детей! На начальной стадии и детям до 5 лет не рекомендуется носить валенки, мягкие шлепанцы и босоножки с открытыми пятками. Не нужно, стремится родителям, чтобы ребенок раньше начал ходить, также нужно пресекать желание девочек носить высокие каблуки с узким носком. Полезной профилактикой будет плавание в воде, причем нужно как можно больше работать ногами.

Как и любая другая мышечная функция, формирование упругого свода стопы нуждается в развитии и тренировке. Лучше всего для этого подходит “босая жизнь”. Пусть ребенок хотя бы время от времени ходит по камешкам, песку, земле, пучкам травы — всему, что заставляет его ноги постоянно напрягаться, переносить тяжесть тела с одной поверхности на другую, с пятки на носок. Дома это упражнение можно с успехом делать с помощью маленьких кубиков, шариков, мелких неострых игрушек, гороха, фасоли, бобов, словом любых неровностей пола. При этом он может быть в толстых носках, но не в обуви (даже на тонкой подошве).

Очень большое значение имеет лечебная физкультура. Такую физкультуру можно делать и во время игры с ребенком, ходить по скалке, доставать предметы с помощью ног, лазать по шведской стенке.

В процессе профилактики плоскостопия у детей необходимо:

• следить за их осанкой;

• обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо;

• ежедневно заниматься гимнастикой и спортом;

• ходить босиком в теплое время года по неровной почве.

Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно – связочного аппарата стоп и голени. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.

Игровой самомассаж для ног.

Речитатив:   Пальчики на ножках, как на ладошках, (выкручивание правой рукой левого пальчика и наоборот)

Я их смело покручу и шагать начну.

Разведу вперед – назад, и сожму руками. (один пальчик тянут руками на себя, другой – от себя)

Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные,

Здравствуйте, пальчики, игрушки заводные. (сжимание ладонями пальцев ног)

Выполняется руками сначала самомассаж на одной ноге, затем на другой.

Разминка «Веселый зоосад».

1.«Танцующий верблюд». Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).

 Начиная тренировку,

Верблюды танцуют ловко.

2. «Жирафы». Ходьба на носках, руки вверх.

Пробираются вперед,

Здесь жирафов кто – то ждет.

3. «Косолапые медведи». Ходьба на внешнем своде стопы, руки на поясе.

Мишка важно так шагает,

На бок лапы расставляет.     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здровьесберегающие технологии Игровой стретчинг

Слайд 2

Здоровьесбережение - это важнейшая составляющая часть педагогического процесса гуманного типа, являющегося олицетворением нового века .

Слайд 3

Цель здоровьесберегающего педагогического процесса – обеспечить ребёнку высокий уровень здоровья, вооружив его багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Слайд 4

Сущность педагогических технологий заключается в том, что они имеют выраженную этапность, включают в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Слайд 5

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, социальное благополучие. (из Устава Всемирной Организации Здравоохранения) Технология - это совокупность знаний и способов деятельности.

Слайд 6

Здоровьесберегающие технологии это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Слайд 7

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья : стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная , гимнастика бодрящая, гимнастика коррегирующая, гимнастика ортопедическая. 2.Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурные занятия, проблемно – игровые (игротерапия) занятия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж. 3. Коррекционные технологии : арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая гимнастика.

Слайд 8

Игровой стретчинг Игровой стретчинг – это творческая деятельность , при которой дети живут в мире образов, не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребёнка составляет суть стретчинга. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий, упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушение осанки и исправить её, оказывающих глубокое воздействие на весь организм

Слайд 9

Каждое упражнение выполняется 4-6р. (в зависимости от возраста) и длится 20 мин со старшими детьми. С малышами занятия проводятся столько сколько они сами захотят. Подбирается музыка с ярко выраженным ритмом. Упражнения стретчингом направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление связочного аппарата, формирование правильной осанки. Также развивается эластичность мышц, координация движений, воспитывается выносливость и старательность.

Слайд 10

Сказка «Утёнок Кряк» Жил-был на птичьем дворе утёнок Кряк. Кряк очень любил плавать и плескаться в луже. Вода в луже была тёплая, а лужа была такая большая, что утёнку казалось, будто он отважный капитан, который плывёт на корабле по океану.

Слайд 11

Однажды на двор прилетела дикая утка, и стала рассказывать, что недалеко есть чудесное голубое озеро с чистой прозрачной водой. Кряку захотелось увидеть это озеро. Он решил найти озеро. Утёнок отправился в путь.

Слайд 12

Игровой стретчинг «Ходьба» И.п. - сидя на полу, руки в упоре сзади, попеременно тянуть носки на себя.

Слайд 13

Шёл утёнок и дошёл до луга. Трава на лугу высокая, густая. Никак утёнку не разглядеть , куда идти дальше. Опечалился Кряк. «Неужели я не увижу голубое озеро?» - подумал Кряк. Вдруг видит летит бабочка. Игровой стретчинг «Бабочка» И.п. – сидя, ноги согнуть в коленях; стопы соединены; спина прямая; опустить и поднять колени. Эй, бабочка, постой! – закричал Кряк. Чего тебе,утёнок! – спросила бабочка. Милая бабочка не могла бы ты показать дорогу к голубому озеру! – спросил утёнок. Хорошо, я тебе помогу. - ответила бабочка. И они отправились в путь. Но не успели пройти и пяти шагов, как дорогу преградила змея. Она страшно зашипела.

Слайд 14

Игровой стретчинг «Змея» И.п. – лёжа на животе, ноги вместе. Поднять голову, затем грудь . Медленно прогнуться , вернуться в и.п. Почему вы так шумите и не даёте мне отдохнуть? – прошипела змея . Извините, пожалуйста, я ищу дорогу к голубому озеру, и вовсе не хотел вас тревожить – испуганно прошептал Кряк. - Ладно, повезло тебе, голубчик, что я сегодня сыта, - проворчала змея и уползла. Огорчился утёнок. Но высоко в небе он увидел птицу и побежал за ней.

Слайд 15

Игровой стретчинг «Велосипед» И. п. - лёжа на спине. Попеременно сгибать и выпрямлять ноги.

Слайд 16

Птичка, ты знаешь, где голубое озеро? Покажи мне дорогу к нему, пожалуйста! – попросил Кряк. Хорошо, беги за мной - ответила птица. Кряк побежал за птицей. Игровой стретчинг «Птица» И.п. сидя, руки в упоре сзади, ноги развести в стороны. 1- мах руками, наклон к правой ноге, 2- и.п., 3-4 – то же.

Слайд 17

Скоро закончился луг и перед утёнком открылось чудесное озеро. Вода в нём была чистая, голубая и прозрачная. На берегу сидела большая рыжая кошка. Она пыталась поймать рыбу. Игровой стретчинг «Кошка» И.п. – стоя на четвереньках, спина прямая. 1-поднять голову, прогнуть спину, 2-опустить голову, выгнуть спину, 3-4- то же

Слайд 18

Ах, ты, хитрюга! – крикнул Кряк , схватил веточку и бросился к кошке. Игровой стретчинг «Веточка» И.п. – лёжа на спине, руки в упоре на предплечья. 1 – поднять прямые ноги, сделать «угол», задержать , 2- вернуться в и.п.

Слайд 19

Кошка увидела рассерженного утёнка с веткой и убежала. Тут из воды показалась рыбка и поблагодарила Кряка за то, что он выгнал кошку. Игровой стретчинг «Рыбка» И.п. – лёжа на животе, выпрямить руки, ноги вместе. 1- поднять руки и туловище вверх, 2- и.п.

Слайд 20

Кряк вдоволь накупался и наплавался в озере. А потом каждый день приходил на озеро к друзьям. А рыжую кошку с тех пор никто не видел. Рассказывали, что она убежала далеко – далеко и всем рассказывала про храброго утёнка.

Слайд 21

Принципы здоровьесберегающих технологий Принцип «Не навреди!» Принцип сознательности и активности; Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса; Принцип систематичности и последовательности; Принцип доступности и индивидуальности; Принцип всестороннего и гармоничного развития; Принцип системного чередования нагрузок и отдыха; Принцип постоянного наращивания оздоровительных воздействий; Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса .

Слайд 22

10 золотых правил здоровьесберегающих технологий 1.Соблюдайте режим дня! 2.Обращайте внимание на питание! 3.Больше двигайтесь! 4.Спите в прохладной комнате! 5.Не гасите гнев в себе, дайте ему возможность вырваться (не на окружающих)! 6.Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7.Гоните прочь уныние и хандру! 8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9.Старайтесь получать больше положительных эмоций! 10.Желайте себе и окружающим только добра!

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации инструктора по физической культуре "Плоскостопие у детей - лечение и профилактика"

В тех случаях, когда диагностируется плоскостопие у детей, то лечение не всегда начинается своевременно, ведь некоторые родители полагают, что с такой проблемой можно вполне спокойно жить....

Плоскостопие у детей, виды, причины и профилактика плоскостопия

Различают продольное и поперечное плоскостопие.Если в какой-то из «арок» происходит спад, вызванный ослаблением мышц, то нагрузка перемещается на другие точки, которые начинают испытывать избыточное д...

Консультация для родителей "Плоскостопие у детей и его профилактика"

Статья о том, как определить есть ли плоскостопие у ребенка, что делать, если оно обнаружено и какие меры предпринять для его профилактики....

Советы родителям для профилактики плоскостопия у детей. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ

Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформаци...

Советы родителям для профилактики плоскостопия у детей. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ

Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформаци...

Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "

Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки"Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста...

Статья "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Что делать если у ребенка плоскостопие?"

Профилактика плоскостопия у детей младшего возраста на занятиях по физической культуре....