Консультация для родителей .Кукла в детской игре
консультация ( группа) на тему
Купили куклу.Для одних детй это событие,большой праздник, и кукла становится незаменимым другом. Иные дети вначале радуются подарку, но вскоре оставляют куклу без внимания. Взрослые пытались узнать, почему у ребёнка пропал интерес к кукле, считали, что причина в ребёнке. При покупке куклу выбирали случайно: или цена подходящая, или кто-то из покупателей её похвалил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Кукла
в детской игре
Когда покупаешь куклу, нужно помнить о возрасте ребенка, об особенностях его поведения и интересах, о характере игр. С развитием ребенка меняется и его отношение к кукле, другими становятся игры с нею. В разные периоды жизни кукла должна быть разной. Ребенок нуждается в игрушках, которые помогают ему реализовать в игре жизненные впечатления, небольшой пока опыт, построить свой мир. А кукла - именно та игрушка, вокруг которой часто развертываются игры.
В семье появился малыш, а вместе с ним и игрушки. 1-й год жизни, характеризуется активной ориентировочной деятельностью: ребенок тянется к предмету, покачивает, хватает, удерживает, бросает его. В это время кукла не выступает в функции человека - она предмет действия. Научившись ползать (5-6 месяцев), ребенок подползает к кукле, берет, бросает, держит ее, т.е. совершает с ней действия, как и с другими предметами. Целесообразно купить фигурку из мягкого материала. Небольшие, статичные, с неподвижными руками и ногами фигурки людей удобны для игры. Ребенок свободно их берет, рассматривает, узнает среди других предметов.
На 2-м году жизни, играя, ребенок продолжает манипулировать куклой, как любым предметом. Однако уже может и самостоятельно действовать с ней по показу взрослых. Он часто завертывает и развертывает куклу, баюкает ее. Это удовлетворяет его стремление к активности. А крупный размер куклы, подвижность ног и рук порой затрудняют действия с ней. Ведь ребенок главным образом носит, завертывает куклу. В этот период, помимо фигурок, удобны простые надувные, резиновые куклы средних размеров (30-40 см).
Постепенно кукла в руках ребенка «оживает» и в игре начинает применяться по назначению - выступает в функции человека.
Ребенок наделяют ее жизнью. Теперь он уже не кое-как берет куклу, а бережно несет ее с собой гулять, ложится с ней спать - заботится о ней.
К з годам все больше места в жизни детей занимают сюжетно-ролевые игры, в которых они сами выбирают роли, сами придумывают сюжет. Но круг их наблюдений ограничивается семьей, детским садом, они исполняют роли близких людей, отражая их действия в игре. Поэтому содержание игр несложное, это повторение действий взрослых по обслуживанию малыша. Преобладают бытовые игры, в которых ребенок куклу баюкает, катает, завертывает в одеяло, кормит, одевает и раздевает, гуляет с нею, разговаривает. Кукла вступает в контакт с другими игрушками. Ребенок хочет посадить ее на стул, покатать в коляске. Теперь он производит более практические «исполнительские» действия. И хотя делает это еще неумело, испытывает затруднения, все же активно пытается делать. Его интересует одетая кукла с подвижными руками и ногами.
Интересно, что в этом возрасте мальчики и девочки одинаково интересуются игрой с куклой. Дети различают кукол-мальчиков и кукол-девочек по одежде, прическе, но не по образу. Куклы бывают индивидуальные по характеру - озорные, веселые, мечтательные, лиричные, но это разнообразие малыши не воспринимают и, соответственно, не используют по назначению. Детям этого возраста больше импонирует внешняя выразительность облика куклы: бантик, косички и др. Более понятны и любимы куклы, которые «моложе» ребенка, - младенцы-голыши. Детей этого возраста особенно привлекают мягкие куклы из меха, ткани и различных синтетических материалов со скульптурными головками.
В гигиеническом отношении хороши куклы из прочных мягких материалов - их можно купать, подвергать санитарной обработке. Куклы из поливинилхлорида прочные, мягкие. Они удобны и летом, когда дети много играют с водой.
Дети плохо различают свойства материалов, у них почти отсутствуют навыки в обращении с игрушками, поэтому лучше приобретать кукол с лепным и вшивным париком, с мягким креплением рук и ног. Обогащают игру куклы озвученные, с закрывающимися глазами.
Поскольку игры детей в первые годы жизни несложны, нет смысла покупать несколько кукол, лучше ограничиться одной-двумя, главное, чтобы они были удобны в игре. Не старайтесь удивить детей большими куклами, удобнее куклы ростом 25-35 см. Им не жен большой гардероб - достаточно одного комплекта белья и одежды. Важно, что-бы одежда была такого покроя, который позволял бы ее легко надевать и снимать. Но ребенок растет, и все содержательные становятся игры. Легко заметить, как бытовые игры заменяются социальными. Детей 5-7 лет интересуют сюжеты, отображающие разные события: путешествия, театр, стройку.
Разнообразная тематика игр, активность и более высокий объем сведений требуют и различных по содержанию и оформлению кукол. Детям среднего возраста по-прежнему интересны куклы, изображающие ребенка -сверстника и младенца. Постепенно в игру входят социальные и профессиональные типажи. Они отвечают интересам детей в сюжетно-ролевых играх. Дошкольников интересуют характерные образы кукол, их способность выступить в роли шофера, строителя, машиниста, врача, продавца... Для игр нужны и персонажи литературных произведений, сказок. Дети чаще играют в куклы
средних размеров (35_45 см). Они удобны в обращении, легко сочетаются с другими игрушками. Нужны им и куклы больших размеров, удобные для катания в колясках, для хороводных игр.
Дети этого возраста уже приобрели некоторый навык обращения с игрушками. Им можно давать кукол и с наклеенными париками, в различной снимающейся одежде.
Чаще ребенок играет не один, а в коллективе. В таких играх нужно несколько кукол, притом разного вида.
Как уже говорилось, сюжет игры становится более социальным. Это особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте, когда дети в игре исполняют различные роли. Теперь часты игры с мелкими куклами на столах, различным строительным материалом. Широкий размах принимают игры-драматизации на разнообразные сюжеты.
Старшие дошкольники понимают образы кукол, подмечают отдельные черты, дают им меткие характеристики. Дети внимательно рассматривают кукол, определяют роли в игре. Им понятны их характеры - энергичные, волевые, решительные, забавные, смешные, мечтательные, задорные, способные исполнять различные роли.
Не всякую куклу дети отправят в космическое путешествие, в свою сказку. Играя с «Синеглазкой» (автор Е. Лаврова), они наделяют ее ролью «доброй феи», необыкновенной девочки из сказки. Она смешная, добрая и необыкновенная, участвует в разных инсценировках. Индивидуальны по решению и куклы художников Л. Сморгона, А. Орлова -из них дети могут выбрать себе друзей.
Игры детей делают разнообразными куклы в костюмах разных национальностей. В театрализованных играх большую помощь оказывают куклы, изображающие литературных героев и сказочных персонажей.
Детям старшего дошкольного возраста нужны комплекты кукол - семья, моряки, летчики (10-12 см), объединенных стилем художественного выполнения. Интересно, что в совместной игре с многогранной социальной тематикой часто кукла заменяется фигуркой. Девочки охотно шьют одежду куклам большого размера.
К кукле ребенок привыкает, любит ее. Иногда дорогому подарку предпочитает старую куклу, с которой долго играл. Такая привязанность к первой кукле, по-видимому, объясняется тем, что ребенок связал с ней свои переживания, был с ней в часы радости и огорчений, одиночества, болезни, отправлялся в путешествия. Любовь к кукле помогает оформиться чувству дружелюбия, любви, сердечности. Родители должны понять желание ребенка играть и в прежнюю куклу, а постепенно он полюбит и новую.
Некоторые ошибочно считают, что мальчики совсем не играют и даже не должны играть с куклой. Своеобразный, с возрастом иной характер игр мальчиков побуждает родителей выбирать им «мальчишеские» куклы. Так, футболист (автор А. Орлов) импонирует интересам мальчиков. Они понимают его мужественный, смелый характер, симпатизируют ему. В играх он спортсмен, космонавт, турист. Интересной оказалась и кукла «Андрей» (автор М. Вильям). Куклы нужны мальчикам не только в роли детей, но и в качестве пассажиров разных видов транспорта, зрителей кукольного театра, шоферов, машинистов, строителей.
Процесс воспитания осуществляется при активном воздействии взрослых на формирование личности ребенка, да и отношение к кукле также вырабатывается с помощью взрослых. Правильно делают родители, внимательные к детским играм, подсказывая малышам новые действия с куклой.
Обидно за детей, если взрослые смеются над их играми, безжалостно прерывают игру. Именно в играх с куклами воспитываются чисто человеческие и глубоко социальные эмоции, внимание к людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Социальная природа детской игры"
Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, та...
Консультация для родителей "Мультфильмы и детские игры"
Консультация для родителей "Мультфильмы и детские игры"...
Консультация для родителей по теме: « Детские игры на свежем воздухе ».
Польза пребывания детей на свежем воздухе неоспорима. Однако чтобы лето не превратилось в «деревенскую ссылку», родителям (а также бабушкам и дедушкам) придется постараться и придумать развлечения для...
Консультация для воспитателей "Кукла в детской игре"
«Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал»(народная мудрость)...
Консультация для родителей "Куклы , в которые играют дети"
Консультация для родителей в рамках реализации познавательно - творческого проекта "История тряпичных кукол"...
консультация для родителей "На языке детской игры"
консультация для родителей "На языке детской игры"...
Консультация для родителей «Кукла в детской игре»
В помощь родителям....