Влияние родительских установок на развитие ребёнка
статья по коррекционной педагогике на тему
Влияние родительских установок на развитие ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_roditelskih_ustanovok_na_razvitie_rebyonka.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад
Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №3 «Дюймовочка»
Дискуссия
«Влияние родительских установок на развитие ребёнка»
Педагог-психолог:
Кузнецова И.И.
с.Кочубеевское
Уважаемые родители, над этим надо задуматься!
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК
НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита: Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала...», «Папа велел» и т. д.
В отличие от сформировавшейся личности ребенок не владеет психоэкологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые, впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т. д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической, защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и, поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость - глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в тебя, богатство и яркость эмоционального мира.
Негативные установки | Позитивные установки | |
Сказав так: | подумайте о последствиях | и вовремя исправьтесь |
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» | Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению. | «Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!» |
«Горе ты мое!» | Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. | «Счастье мое, радость моя!» |
«Плакса-вакса, нытик!» | Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. | «Поплачь,будет легче…» |
«Вот дурашка, все готов раздать…» | Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. | «Молодец, что делишься с другими!» |
«Не твоего ума дело!..» | Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. | «А ты как думаешь?..» |
«Одевайся теплее, заболеешь!» | Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания. | «Будь здоров, закаляйся!» |
«Ты совсем, как твой папа (мама)…» | Трудности в отношении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. | «Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!» |
«Ничего не умеешь делать, неумейка!» | Не уверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. | «Попробуй еще, у тебя обязательно получиться!» |
«Не кричи так, оглохнешь!» | Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. | «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…» |
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке) «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочки о мальчике) | Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. | «Все люди равны, но в тоже время ни один не похож на другого». |
«Неряха, грязнуля!» | Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, не разборчивость в выборе друзей. | «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!» |
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..» | Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. | «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!» |
Негативные установки | Позитивные установки | |
Сказав так: | подумайте о последствиях | и вовремя исправьтесь |
«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь!..» | Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. | «Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!» |
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» | Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. | «Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!» |
«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и будешь то-о-олстая!» | Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. | «Кушай на здоровье!» |
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» | Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги | «На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…» |
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!» | Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях | «Как ты мне нравишься!» |
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!» | Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. | «Смелее, ты все можешь сам!» |
«Всегда ты не вовремя, подожди…» | Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение. | «Давай я тебе помогу!» |
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» | Отсутствие самоконтроля, агрессив-ность, отсутствие поведенческой гиб-кости, сложности в общении, пробле-мы со сверстниками, ощущение все-дозволенности. | «Держи себя в руках, уважай людей!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»
Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.
Проанализируйте, какие директивы, оценки, и установки вы даёте детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, бог...
Выступление на родительском собрании по теме: "Влияние родительских установок на развитие детей". Практические рекомендации.
Практические рекомендации родителям по воспитанию детей....
Консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка. "
Консультация для родителей...
Влияние родительских установок на развитие ребёнка.
Влияние родительскх установок на развитие ребёнка....
Консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие ребёнка"
Учимся "правильно" общаться со своими детьми...
Консультация для родителей: "Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка".
Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо – эмоциональн...