Психофизиологические особенности поведения дошкольника на улице
консультация ( группа) на тему
Недопустимо большое число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), требует повышенного внимания к вопросам обеспечения их безопасности в дорожном движении. Как показывают результаты исследований, требования, предъявляемые современным дорожным движением, особенно в городах, бывают слишком трудны для ребенка с учетом его психофизиологического развития. Большая, чем у взрослых, уязвимость детей в дорожном движении объясняется в значительной степени их психологическими особенностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihofiziologicheskie_osobennosti_povedeniya_doshkolnika_na_ulitse.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
на тему:
«Психофизиологические особенности поведения дошкольника на улице»
Подготовила: педагог-психолог
МДОБУ д/с № 20
Глухова М.И.
Нефтекамск, 2013
Недопустимо большое число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), требует повышенного внимания к вопросам обеспечения их безопасности в дорожном движении. Как показывают результаты исследований, требования, предъявляемые современным дорожным движением, особенно в городах, бывают слишком трудны для ребенка с учетом его психофизиологического развития. Большая, чем у взрослых, уязвимость детей в дорожном движении объясняется в значительной степени их психологическими особенностями. Рассмотрим некоторые из них.
Ребенок – это не взрослый в миниатюре, физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности. Обзор окружающей обстановки у ребенка ограничен из-за его небольшого роста, да и он сам может быть не виден водителем за стоящими и двигающимися транспортными средствами, что также увеличивает риск вовлечения в ДТП. Ребенок не всегда способен понимать символику дорожных знаков и сигналов.
Другая негативная особенность психофизического развития детей – трудность идентификации звуков. Даже имеющий хороший слух ребенок не всегда может различить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.
Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортных ситуаций, формируются постепенно. Например, шестилетний ребенок одним взглядом может охватить из множества элементов дорожно-транспортной ситуации в лучшем случае не более двух-трех. Результаты опроса детей от 4 до 6 лет показали, что 54 % четырехлетних, 45 % пятилетних и 32 % шестилетних уверены в возможности мгновенной остановки автомобиля в случае опасности.
Дети иначе переходят дорогу, чем взрослые. Последние, например, подходя по тротуару к краю проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают дорожно-транспортную ситуацию; дети же, только подойдя к самому краю дороги, начинают наблюдения. Следует отметить, что детям трудно одновременно совершить переход и осуществлять наблюдение со стороны, поэтому фактор риска возрастает. В то же время 50 % матерей считают, что их 5 - 6-летние дети могут самостоятельно переходить улицу с достаточно интенсивным движением. За этой цифрой кроется непонимание родителями всей ответственности за поведение ребёнка на дороге.
На детей сильно воздействуют эмоции. Под влиянием чувства радости, удивления или интереса они забывают о движущихся автомобилях и об опасности, которой подвергаются. Известен случай, когда 6-летняя девочка, которая хорошо знала, как следует переходить дорогу, и безошибочно отвечала на вопросы, касающиеся правил поведения на улице, увидев на противоположной стороне дороги воспитательницу, бросилась ей навстречу, и только благодаря своевременной реакции водителя удалось избежать ДТП.
Необходимо помнить, что привычка выбегать из-за предмета, мешающего обзору, не посмотрев, что находится за ним, формируется у детей незаметно ещё в раннем возрасте. Играя, ребёнок часто выбегает из-за углов, дверей, мебели – возникает опасный отрицательный навык, с которым маленький пешеход включается в самостоятельную жизнь на городских улицах. Конечно, не каждый случай, когда ребенок перебегает улицу, создает на дорогах опасную ситуацию, но такие действия не воспринимаются ребенком как ошибка, неправильный навык закрепляется и в дальнейшем будет повторяться, если на это не обратят внимания взрослые.
К сожалению, многие водители плохо представляют себе, как ребенок воспринимает дорожную ситуацию, когда он стоит на середине дороги. Привычка отступить, отшатнуться, отпрыгнуть, не поглядев заранее назад, свойственна детям, натренирована за годы детских игр в жоме, во дворе, вдали от улицы. И бывает, что она незаметно для них самих срабатывает на дороге, т.е. там, где это смертельно опасно.
Большое влияние на поведение детей на улице оказывает окружение, в котором они находятся. По данным статистики, около трети всех ДТП с участием дошкольников произошли при сопровождении их взрослыми. Одна из причин этого – то, что дети находятся под присмотром лиц старшего возраста, которые не в состоянии сдерживать их подвижность. Нельзя не учитывать также, что на остановках транспорта детям быстро надоедает стоять и ждать, они ищут забаву и могут неожиданно выбежать на проезжую часть.
Есть особенности в восприятии ребенком потока машин. Водитель, который приближается к стоящим на разделительной линии детям, например, четвертым или пятым, воспринимает ситуацию менее опасной, чем водитель, приближающийся к ним первым: ведь дети стояли, пропуская транспорт, значит будут стоять и дальше – и этот четвертый или пятый расслабляется. А для ребенка в этой ситуации каждая пропущенная машина – трудная победа над своим желанием не ждать и перебежать улицу.
У детей очень распространено мнение о гарантированной безопасности при пересечении дороги по «зебре» или о необходимости быстрого перехода дороги. Важно, чтобы при обучении детей у них не сложилось неверное представление в этих вопросах.
Известно, что дети любят подражать взрослым. Взрослый – эталон поведения для ребенка, и особую роль для него играет родительский пример. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или пойти на красный сигнал светофора – и при первом же удобном случае, оставшись один, он повторит то же самое.
Детский дорожно-транспортный травматизм – это беда, часто горе, но ни в коем случае не стихия, и средства для предупреждения детского травматизма есть, испытанные и эффективные. Рассмотрим общие рекомендации.
Рекомендации для предупреждения детского травматизма
1. Обучение и подготовку детей к самостоятельному участию в дорожном движении следует начинать в дошкольном возрасте. Уже 3-летний ребёнок хорошо ходит и может наблюдать окружающую обстановку. Чтобы привлечь внимание ребенка к безопасности движения, нужно вызвать его интерес к этому вопросу. Дети рано начинают интересоваться автомобилями, запоминают названия марок, имеют игрушки-автомобили – все это надо использовать при обучении.
2. Правила движения детям необходимо объяснять на доступном и понятном им языке.
3. Следует помнить основные элементы обеспечения безопасности детей дошкольного возраста:
- систематический надзор;
- обучение навыкам поведения на улице и личный пример родителей и других взрослых;
- при объяснении правил поведения на дороге не стоит концентрировать внимание детей на ужасах, несчастных случаях: они должны понимать опасность, но не бояться, иначе чувство страха парализует ребенка.
Если в дорожно-транспортном происшествии гибнет человек – это всегда трагедия, но когда обрывается жизнь ребенка, то это не только огромная беда, но и вина взрослых. О взрослом в определенных случаях можно сказать, что его собственные действия стали причиной его гибели или увечья. О детях так не скажешь, даже если имело место нарушение правил дорожного движения. Ребенок не виноват, его взрослые не научили, не предупредили, не уберегли. И в ответе за это – в первую очередь родители.
Прежде, чем спросить малыша знает ли он правила дорожного движения, задайте этот вопрос себе, помня, что дети в первую очередь учатся у своих родителей, подражают им. Чтобы быть ребенку надежной защитой, необходимо внимательно наблюдать за каждым его движением. Собираясь переходить улицу, выходить из автобуса, троллейбуса или такси надо крепко держать ребенка не за одежду, рукав, а только за руку. Первым из транспорта должен выходить взрослый.
Дети любят играть. А что если по пути поиграть с ним в «больших и маленьких»? Пусть он будет «большой», ведет через улицу «маленького» и учит, как надо идти, объясняет, почему нужно делать так, а не иначе. Дома тоже найдите время, чтобы вернуться к разговору о правилах дорожного движения, полезно продолжить игру при помощи игрушечных автомобилей, автобусов, светофоров. Сюжеты игр можно придумать самим, также их могут подсказать правила дорожного движения. Необходимо приучать детей смотреть и слушать теле- и радиопередачи о безопасности на дорогах с обязательным их обсуждением.
В предупреждении дорожного травматизма большую роль играет развитие навыка правильной оценки расстояния до движущейся машины, скорости и направления её движения. Более половины несчастных случаев с детьми происходит в обстановке, когда увидеть опасность они не могут, в спрогнозировать ее не умеют. Ребенок должен убедиться своими глазами, что за разными предметами на дороге часто скрываются опасности. Сам предмет, мешающий свободному обзору дороги, должен восприниматься как предостережение, напоминание о повышенной угрозе. Надо помнить и о том, что поле зрения у детей почти на 30% меньше, чем у взрослых.
Формирование навыков наблюдения и предвидения опасности у детей – длительный процесс, и для этого необходимо использовать каждое совместное пребывание на дороге, давать конкретные уроки. Например, вы показываете ребенку, как один человек переходит улицу на перекрестке, другой стоит на остановке автобуса, и спрашиваете, где переход улицы опаснее. Ребенок может решить, что опаснее на перекрестке. Однако статистика говорит, что гораздо больше несчастных случаев происходит на остановке. Почему? У перекрестка все внимание сосредоточено, там все начеку. А на остановке, где стоит автобус, ситуация кажется пустяковой. Однако на самом деле он очень мешает обзору. А как обходить автобус? Объясните ребенку, что лучше его не обходить, а подождать, пока автобус отъедет, и переходить дорогу в установленном месте. Ребенок должен уяснить и уметь отвечать на такие вопросы: почему опасно перебегать улицу? чем опасна стоящая машина? Чем опасны машины с прицепом? Почему опасно ходить по улицам группами?
Какие же моменты наиболее сложны для детей, а потому опасны? Это слишком быстрый подъезд автомобилей к «зебре», плохой обзор на перекрестке, чересчур короткие фазы сигналов светофоров, а кроме того – правый поворот, разрешенный водителям одновременно с зеленым светом для пешеходов. В последней ситуации дети просто не ждут опасности, они смело доверяются светофору.
Чему же родителям надо научить своих детей:
- переходить улицу под прямым углом там и тогда, где и когда это разрешено;
- идти по улице шагом, а не бежать, не спешить;
- уступать дорогу транспорту, не стараться перебежать улицу перед приближающейся машиной;
- ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, а там, где нет тротуаров,-по левому краю дороги (обочине), т.е. навстречу движению транспорта;
- понимать опасность игр и шалостей на дороге, иметь правильное представление о героизме, храбрости, мужестве;
- пользоваться общественным транспортом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы безопасного поведения дошкольников на улице.
Конспект НОД по основам безопасного поведения дошкольников на улице....
Педагогический опыт по теме: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»
Условия возникновения опытаДошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Недостаточное воспита...
Консультация для воспитателей. "Учет психофизиологических особенностей старших дошкольников при их занятиях спортом"
Учет психофизиологических особенностей старших дошкольников при их занятиях спортом...
Консультация для родителей по ПДД «Возрастные и психофизические особенности поведения дошкольников на улице»
В силу своего возраста дошкольники,находясь на улице, не всегда осознают опасность,не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапно появившемся пешеходе напроезжей части....
"Психофизиологические особенности поведения дошкольника на улице"
Дошкольный возраст – это очень важный период в жизни человека, это время, когда формируется человеческая личность. Очень трудно определить, правильно или не правильно ведет себя человек в т...
Консультация для педагогов "Психофизиологические особенности поведения на дороге ребенка дошкольного возраста"
Психофизиологические особенности поведения на дороге ребенка дошкольного возраста...