Развитие стрессоустойчивости
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Жизнь современного человека наполнена стрессами, преодоление которых становится одной из наиболее актуальных проьлем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_stressoustoychivosti.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие стрессоустойчивости у дошкольников.
Жизнь современного человека наполнена стрессами, преодоление которых становится одной из наиболее актуальных проблем. Многие проницательные родители и педагоги понимают, что стрессоустойчивость у взрослого человека не возникает вдруг и внезапно, её основы постепенно и целенаправленно следует развивать в дошкольном возрасте.
Для того чтобы понять, почему так важно прилагать специальные усилия для развития стрессоустойчивости у дошкольников, следует разобраться в том, что такое стресс.
В научной литературе под стрессом понимается сильная неблагоприятная физиологическая и психологическая реакция организма человека на действие стрессора. При этом стрессор – любое обстоятельство жизни (болезнь, укол, наказание, угроза, обвинение, испытание и т.п.) оцениваемое человеком как негативное, мешающее удовлетворению его потребностей.
Организм реагирует на стрессор двояко: на психологическом и физиологическом уровне. На уровне физиологии происходят изменения в деятельности эндокринной, сердечно-сосудистой, нервной, мышечной, дыхательной, кожной систем. Как экспериментально доказал Г. Селье, эти изменения соответствуют преобразованиям в организме, которые происходят при любом заболевании. (озноб, повышение температуры, потеря аппетита и др.) Во-первых, организм реагирует на психологический стресс как на болезнь, во-вторых, стресс может стать источником физических, так называемых соматических болезней, способствовать возникновению и более тяжёлому протеканию любых болезней у ребёнка и взрослого. На психологическом уровне реакция на стресс включает в себя целый комплекс негативных эмоциональных переживаний, например, страх, тревогу, беспокойство, злость, враждебность, гнев, обиду, печаль, страдание и т.п. Опасность негативных эмоций не только в сиюминутной тяжести переживания, но и в том, что они могут перерасти в эмоциональные состояния и длиться очень долго. В определении стресса существенное значение имеет указание на характер ответа организма на воздействие стрессора – это сильная, а не слабая или соразмерная реакция организма. Эмоции предназначены для того, чтобы сигнализировать человеку о значении для него той или иной ситуации. Неблагоприятные ситуации должны вызывать эмоции. Вопрос в том, какие они? Если слабые, то стресса практически нет. Однако в этом случае человек может «не заметить» неблагоприятную ситуацию. Если ребёнка обидно обзывают, он не обращает внимания (эмоции отсутствуют) то и стресса нет. Но ребёнок при этом привыкает к ситуации пренебрежительного отношения со стороны других людей, и не берёт положительных навыков общения. Если сила эмоций обиды и злости очень велика, то ребёнок страдает, нападает на обидчиков, и потом долго с ними не взаимодействует. И только если он переживал, но эмоции не захлестнули его, а позволили поговорить с взрослым о том, что делать, как реагировать, ребёнок сможет понять что-то важное для себя, овладеть новыми коммуникативными умениями. Он выходит из неблагоприятной ситуации, став сильным. Такая личностная черта, как стрессоустойчивость, способствует тому, чтобы неблагоприятные ситуации не вызывали стрессовой реакции, а переживание стресса сопровождалось минимальными физиологическими и психологическими потерями и максимально возможными психологическими приобретениями человека.
Стрессоустойчивость – комплексная черта, способность, которая имеет несколько слоёв. Основу стрессоустойчивости, её фундамент, составляет наличие у человека самопринятие или любовь к самому себе.
Самопринятие – это жизненная опора человека. Если человек принимает самого себя как ценность без всяких условий, то многие жизненные обстоятельства воспринимаются как угрожающие, но не способные поставить под сомнение его ценность. (Например, если ребёнок любит себя, то думает: «Да, тут я поступил плохо, но поскольку я – хороший, меня простят, и наоборот, с низким уровнем самопринятия: «Да я – плохой, и все это видят».)
Вторая характеристика стрессоустойчивости – оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни, позитивное мышление, умение замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому. Если ребёнок привыкает видеть хорошее вокруг, то стрессор не будет столь значим на общем фоне позитивности. Если же дошкольник привыкает замечать негатив, угрозы, то стрессор найдётся даже там, где большинство его не видят. Вместе с тем дошкольный возраст является благоприятным для воспитания оптимизма.
Третья составляющая стрессоустойчивости – овладение дошкольником стратегиями преодоления негативных эмоций (страха, печали, злости). Когда ребёнок испытывает негативную эмоцию, он всегда получает на неё реакцию от взрослого. Взрослый, своей реакцией преобразовывает эмоции ребёнка.
Четвёртая составляющая – умение расслабляться. При стрессе мышцы тела напрягаются, образуются так называемые мышечные зажимы. Расслабление позитивно действует на мышцы и эмоциональное состояние человека.
Обычно выделяют два основных типа реагирования при стрессе: тормозной и возбудимый. Тормозной – пассивный (внешне), напряжённый (внутри). Возбудимый – суетливый, многословный (внешне), на уровне физиологии – повышается двигательная активность.
В любом случае, взрослым необходимо быть предельно внимательными к эмоциональному состоянию детей.
Воспитание оптимизма, как важнейшего составляющего
стрессоустойчивости дошкольника.
Одной из составляющих в структуре стрессоустойчивости дошкольника, является оптимизм. Склонность видеть в жизни позитивные стороны приводит к тому, что в конкретных ситуациях человек меньше замечает неблагоприятные компоненты. Оптимист может «не увидеть» стресс там, где почувствует его пессимист (Например: пессимист будет расстраиваться из-за потери игрушки, а оптимист порадуется тому, что он потерял машинку, а не любимый конструктор). Вера в благополучный исход не только позволяет человеку пребывать в сравнительно менее тяжёлом эмоциональном состоянии, но и программирует на активные действия по выходу из этой ситуации. Пример тому сказка о двух лягушках.
Оптимизм помогает человеку не только в стрессовой ситуации, но и в жизни в целом. Это качество воспитывается с детства. На базе не только привычки чувствовать эмоцию радости от различных сторон жизни, но и развития позитивного мышления. В этом процессе педагоги и родители могут задействовать два механизма:
- Эмоциональное заражение эмоцией радости (приход весёлого ребёнка поднимает настроение, приход грустного – понижает его). Взрослые должны понимать, что передаётся не только хорошее, но и плохое настроение.
- Механизм формирования у ребёнка позитивного мышления.
Существует несколько приёмов развития позитивного мышления:
- Отмечать в памяти детей приятные события в жизни (праздник, день рождения, поездки, сюрпризы). Акцент на радостном событии позволяет дошкольнику считать свою жизнь наполненной только приятными, радостным событиями.
- В ежедневных ситуациях отмечать приятные события, моменты.
В негативных событиях нужно находить позитивные стороны.
Формирование позитивного мышления на практике.
Детям предлагается нарисовать 4 рисунка на тему «Я радуюсь, когда….»
Эта методика способствует активации мыслительного поиска позитива в жизни. Приём рисования побуждает обратиться к своему внутреннему миру, осознать и перенести на бумагу важные эмоциональные ситуации.
При совместном обсуждении, ребёнок слушает рассказы других детей о том, что их порадовало, «заражается», открывает повод для своей радости.
Овладение стратегиями преодоления негативных эмоций
и чувства страха, злости, страдания, стыда.
Т.к. чувство страха наиболее часто сопровождает стрессовую ситуацию, остановимся более подробно на проблеме овладения ребёнком стратегии его преодоления.
Не стоит учить ребёнка не боятся вообще. Страх имеет для человека сигнальное значение. Он предупреждает об опасности, поэтому «изжив» его человек может «погибнуть». В жизни много страхов, так что «ничего не бояться» не возможно. Осваивать стратегию поведения в ситуации страха эффективнее на собственном примере.
- Понимание того, что страх – обычное явление. Многие люди испытывают страх. (Не смеяться и не ругать, не стыдить, приводя к тому, что ребёнок держит внутри свои страхи. Привести пример своего страха и способ борьбы с ним).
- Донести до дошкольника, что о своём страхе можно и нужно сказать взрослому.
- Предпринимать действия для ослабления страха.
- Осознавать и гордиться тем, что есть опыт преодоления страха. Вспомнить, что было предпринято.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг "Профилактика стрессоустойчивости педагога"
Тренинг актуален для проведения в педагогических сообществах. Имеет целью повышения уровня стрессоустойчивости: развитие навыков концентрирования внимания в сложных стрессовых ситуациях, развитие спос...
Методы развития стрессоустойчивости у дошкольников
Презентация "Методы развития стрессооустойчивости у детей дошкольного возраста"...
Развитие стрессоустойчивости у дошкольников
Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию стрессоустойчивости у дошкольников...
Работа с родителями по развитию стрессоустойчивости у дошкольников
Начиная с ясельной группы, следует проводить с родителями консультативные родительские собрания:необходимо сообщать о важности проявления любви и заботы к своему ребенку, о том, что ребенок требу...
Развитие стрессоустойчивости у детей дошкольного возраста
Что такое стресс, стрессоустойчивостьУсловия формирования стрессоустойчивостиСпособы развития стрессоустойчивости...
РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Консультация для воспитателей, как понять ребёнка, советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе....
25 ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АДАПТАЦИИ
25 ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АДАПТАЦИИ...