Связь поколений: духовно – нравственное становление личности
статья на тему
Создание оптимальных условий для взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование культуры всех членов семьи. Вся работа с детьми должна идти через сердце, а формирование духовно - нравственных ценностей особенно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Связь поколений: духовно – нравственное становление личности
Все мы знаем, что нужно воспитывать человека с ранних лет. Наклонности и качества, приобретенные им в детстве, по большей части, остаются в нем на всю жизнь. Ребенок очень впечатлителен и впитывает в себя всю информацию, которую дает ему окружающий мир. И очень важно, чтобы информация была такой, чтобы из маленького неразумного малыша вырос человек думающий, размышляющий и сострадающий всему живому, а это и есть главная составляющая духовно-нравственного воспитания. Но в настоящее время в связи со сменой идеологических ориентаций, людей все глубже засасывает «болото», в котором процветает насилие, преступность, наркомания, алкоголизм. Низкая нравственность и бездуховность - все это разрушает человеческое общество. Так что же будет с подрастающим поколением уже в ближайшем будущем, если их мамы и папы имеют спутанное представление о морали и общечеловеческих ценностях? Чтобы найти пути к воссозданию духовно-нравственного воспитания у большинства людей, мы для начала должны понять, что понятия «духовность» и «нравственность» неразделимы, тесно взаимосвязаны. Духовность раскрывает состояние человеческого самосознания, умение выражать его в своих мыслях, чувствах и действиях. Под нравственностью понимаются внутренние качества человека, которые диктуют ему этические нормы и правила поведения в обществе. Раскрытие этих понятий позволяет выделить духовно-нравственное воспитание в целом как одно из главных направлений воспитания подрастающего поколения. Наше общество, сломленное социально – экономическими образованиями, начинает задумываться о будущем России, о ее молодежи. Мы нуждаемся в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих прекрасными личностными качествами, которые сформируют у людей, будь то ребенок или взрослый, нравственные ценности и патриотические чувства. Преподаватели, родители, священнослужители – это те люди, которые могут своей организованной целенаправленной деятельностью воздействовать на сознание и влиять на внешнее поведение человека, на его отношение к миру природы и миру людей. Каждый педагог должен стремиться, прежде всего, к своему духовному росту, воспитывать в себе порядочность и уважительное отношение к каждому ученику в отдельности. Очень важно для педагога пересмотреть и скорректировать свою воспитательную работу в целом, включив в нее мероприятия и методические разработки по данной теме. Духовно – нравственное развитие подрастающего поколения осуществляется через беседы, чтение журналов и книг, уроки вежливости и этичного поведения, создание проблемных ситуаций, требующих сознательного ответственного решения. Смысл таких мероприятий в том, что ребенок, начиная с элементарных знаний о духовных и нравственных ценностях, постепенно продвигается к тому уровню, где требуется самостоятельность в принятии того или иного решения. Успешность данной работы зависит от степени образованности педагога, его жизненного представления, индивидуального подхода к каждому обучающемуся. При правильной подаче знаний, ребенок раскрывает в себе такие общечеловеческие представления, как:
- любовь и уважение к родителям, забота о старшем и младшем поколении, беспокойство об их здоровье, душевное участие в их жизни;
- уважение к труду людей всех профессий;
- доверие к людям, справедливость, милосердие, душевность;
- представление о вере, духовности, религиозной стороне жизни человека, нравственный выбор;
- эстетическое и этическое развитие;
- любовь к Родине, к своему народу.
Для повышения уровня духовно – нравственного развития необходимо взаимодействовать с общественными и духовными организациями, такими как воскресные школы, музеи исторические и прикладного искусства, патриотические и детско-юношеские центры развития.
Мы глубоко убеждены: дети – «зеркало» семьи. Ведь хорошая семья – это остров любви, терпения, послушания и спасения. Поэтому обязательно нужно развивать духовно – нравственную культуру и среди родителей, потому что они оказывают самое большое влияние на то, как ребенок будет видеть окружающий его мир. Становление духовной личности родителей может происходить в виде родительских собраний, диспутов, встреч за круглым столом, бесед, тренингов, а также через предоставление наглядных материалов для просвещения: папок – передвижек, оформленных информационных стендов, выставок детских работ. Родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Совместно с родителями, в нашем МБДОУ, проводятся тематические родительские собрания «Вопросы нравственности – учим детей общаться», «Воспитание любви к родному городу», «Воспитание любви к природе», выпускаются семейные газеты, выставки совместных творческих работ с детьми. В этом году была организована большая фотовыставка «Сильные чувства не требуют сильных слов». Так, недавно всех радовала выставка совместных рисунков и поделок «Золотые купола Белгородчины». Родители активно сотрудничают с нами для создания портфолио детей. В рамках этой работы рисуют древо своей семьи, собирают традиции и семейные реликвии. Для создания ситуации совместной деятельности, побуждающую к личному и общему успеху и усилению взаимодействия между родителями и педагогами проводился конкурс творческих проектов «Семья – колыбель души ребенка». Участвовали в конкурсе целые семьи. Это было очень увлекательно, как для детей, так и для взрослых. Был предложен ряд тем, а родители выбрали более близкие им. Презентации творческих проектов проходили в группе. Родители с удовольствием включились в эту нестандартную работу. Они сочиняли стихи, оформляли газеты, вместе с детьми проводили мероприятия: «Истоки моей семьи», «Праздники и традиции моей семьи», «Моя малая родина – Новый Оскол» и «Гостья небесная». Традиционными стали такие формы работы с родителями: тематический вечер «Моя семья», игра «Быт моей семьи», беседы «Чти отца своего и мать», «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». С большой любовью и радостью готовятся такие праздники, как «Рождество Христово», «Пасха», «Встреча птиц», русский народный праздник «Масленица».
Дошкольный возраст ребенка – это тот период, когда многие родители сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для духовно-нравственного воспитания, как самих родителей, так и их детей. Более того, создание оптимальных условий для взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование культуры всех членов семьи. Вся работа с детьми должна идти через сердце, а формирование духовно - нравственных ценностей особенно! Духовно - нравственное воспитание осуществляется ежесекундно, на занятиях, праздниках, прогулках, в игре и в быту. И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составляют основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.
Библиографический список:
- Христианское воспитание детей. – Церковь святителя Николая, 1996. – с. 5 - 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейное чтение,как средство духовно-нравственное становление личности и духовного обогащение семьи.
Семинар для родителей....
Конскультация для родителей СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ
Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, ...
Статья "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребенка и духовного обогащения семьи"
Статья посвящена проблеме семейного чтения...
«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ»
Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и...
Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи.
Консультация для родителей. Важная роль в воспитании молодого поколения, формирование у него системы нравственных ценностей и орентиров принадлежит семье. Домашнее чтение - одно из средств духовно-нра...
Роль семейного чтения в духовно-нравственном становлении личности и духовном обогащении семьи
Нам всем необходимо помнить. что родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.Домашнее чтение – одно из важнейших средств духовно-нравственн...
Семейное чтение, как средство духовно- нравственного становления личности и духовного обогащения семьи.
Почему чтение папы особенно полезно?...