Как воспитать ребенка трудолюбивым
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме
Не труд - а игра! Подавайте пример! Поддерживайте инициативу! Чем раньше, тем лучше!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование развивающих технологий на занятиях по познавательно- речевому развитию | 23.27 КБ |
Дети и животные | 19.64 КБ |
Животные и дети - вместе веселее | 29.47 КБ |
Перспективный план кружка "Солнечный зайчик" | 17.3 КБ |
Работа с родителями по экологическому развитию детей | 12.81 КБ |
Как в ребенке развить трудолюбие | 18.96 КБ |
Успешный ребенок | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование демонстрационного материала при заучивании стихов и рассказывании сказок в младшей группе.
Стихотворение - самый доступный для детей текст. Заучивание стихов наизусть тренирует память. Прочитав ребёнку стихотворение мы стараемся объяснить значения непонятных слов, выяснить, правильно ли ребёнок понял смысл произведения.
Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение следует отдавать книжкам –картинкам, иллюстрациям, подсказкам, моделям и схемам. Важно побудить детей внимательно рассмотреть картинки, узнать героев, рассказать о событиях, вспомнить и пересказать отдельные эпизоды, а затем и целиком произведения, ориентируясь на иллюстрации.
Изучив программу 2 младшей группы, круг чтения у детей данной группы составляют главным образом произведения русского фольклора. Это – потешки, песенки, стихи и сказки. Вот некоторые из них:
- Как у нашего кота
-Водят мыши хоровод
-Кисонька – мурысынька
-Наша Маша
-Курочка Ряба
-Репка
-Теремок
-Колобок
_ Тучка (В. Берестов)
-Грузовик( А. Барто)
-Зайка (А.Барто)
_Лошадка (А. Барто)
Начав занятия по развитию речи, сообщаю детям, что сегодня мы будем учить потешку. А про кого , узнаете, отгадав загадки.
Загадка
Отворилась тихо дверь,
И вошёл усатый зверь.
Потянулся сладко – сладко
И умылся мягкой лапкой
Дети отвечают (кошка)
Ещё загадка
Под полом таится,
Кошки боится, кто это.
Дети отвечают (мышка)
Показываю детям игрушки: кошку и мышку.
Затем предлагаю детям выучить стихотворение о кошке и мышках.
Читаю стихотворение, при этом демонстрирую каждую строчку своей картинкой, разъясняю, что на ней нарисовано и что это всё обозначает.
Затем предлагаю игру «Доскажи словечко». Я читаю строчку, а вы её договариваете, при этом опять демонстрирую картинками строчки из стихов.
Я начинаю: Мыши водят, дети видят картинку, как мыши водят хоровод и договаривают каждую мною строчку «хоровод».
Сразу же запомнили и рассказали стихотворение дети: Ярослав, Катя, Рома, Дима П., Рита Ш.
Дима Д. и Юля – дети очень скромные и не всегда идут на контакт с воспитателем, но когда они увидели, как мы заучиваем стихи с помощью картинок, их это раскрепостило , и они с удовольствием стали рассказывать стихи вместе с другими детьми.
Читая стихи А. Барто «Зайка», я взяла игрушку зайку, и читая это стихотворение , я проделывала все действия с зайкой, как его бросила хозяйка , дети которые плохо знали этот стихотворение стали вместе со мной проговаривать его и быстро запомнили: это Рита К., Юра, Марина, Алёна,
Ещё один метод заучивания стихотворений. Начинаю с игры «Чудесный мешочек». В мешочке лежат игрушки: зайка, мишка, кот, машинка.
Дети по- очереди вытаскивают из мешочка игрушки, при этом мы все вместе описываем эту игрушку (например: мишка какой?)
Дети отвечают: маленький, пушистый, коричневый, красивый. и так мы описываем все игрушки. Затем начинаем разучивать стихотворение А. Барто «Грузовик». Показываю детям как кота посадили в в грузовик, затем кот убежал и опрокинул машину, при этом проговаривая каждую строчку из стихотворения. Дети , заучивая стихи при помощи демонстративного материала быстрее их запоминают и даже те дети, у которых плохая память, стали быстрее и с интересом их заучивать: это- Маша К., Паша, Данила.
Заучивая стих «как у нашего кота», показывала детям картинку к этому стихотворению, у многих детей появилась речевая активность: У Артёма Т., Никиты, Вики, все эти дети довольно быстро запомнили и с выражением рассказали его.
В младшей группе большое внимание уделяется знакомству детей со сказками. Сказки доставляют детям радость. Рассказывая их на занятиях, использую различный демонстративный материал. Например: к сказке «Репка» мы использовали плоскостной театр на котором изображены герои сказки по- очереди. Когда мы вместе с детьми рассказывали её, опирались на этот театр. Дима П., Лена, Рома В. без труда пересказали её. Также мы используем модели и схемы. Например: к сказке «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок». Дети проявили большой интерес к новому виду деятельности рассказывания сказок. Особенно активно себя проявили Катя, Ярослав, Влад. Дети с плохой речевой активностью, тоже с интересом начали присоединяться к такому виду рассказывания сказки. Это Соня, Рита К., Маша К. В ходе образовательной деятельности также используются мультимидийные технологии. Например к сказке «Колобок».
Зрительное восприятие материала способствует лучшему запоминанию и пониманию программного содержания.
Таким образом, используя демонстрации наглядного материала при заучивании стихов и рассказывании сказок, мы повысили активность и самостоятельность детей, речь детей стала более выразительной. Отвечая на вопросы по содержанию стиха или сказки, дети уже анализируют, припоминают точные обозначения предметов признаков, качеств.
В дальнейшем планирую больше заниматься с детьми в данном направлении, чтобы достичь более высоких результатов и больше уделять внимание детям с плохой памятью и низкой речевой активностью.
Предварительный просмотр:
Использование развивающих технологий на занятиях по познавательно- речевому развитию
В своей работе по познавательно – речевому развитию использую различные технологии.
Одна из таких технологий – это использование игровой деятельности на занятиях. Ведь игра является для ребёнка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно. Игровая задача мотивирует ребенка на достижение положительного результата. Игровые технологии использую на различных занятиях: по развитию речи, грамоте, математике, соц. мира, мира природы.
Такие игры, как «Узнай по звуку»- направлены на развитие слухового внимания. Игра «Не ошибись»- развитие дифференциации звуков. «Похоже- не похоже»- учить детей различать сходные предметы.
К речевым играм относятся подвижные игры, дидактические, словесные, игры с пальчиками. Практически на всех занятиях использую игру «Угадай, что изменилось». С помощью этой игры на занятии по математике те дети, которые плохо знали порядковый счёт, это- Лера, Оля Т., Диана, Настя стали быстрее запоминать и к концу учебного года результаты стали лучше.
Игра «Чудесный мешочек» также часто использую на различных занятиях. Например: на занятии по соц. миру дети должны были на ощупь определить предмет, описать его, а затем придумать предложение с этим словом. Для Яны было тяжело придумывать различны предложения, но в ходе этой игры у неё стал развиваться словарный запас, включилось внимание и мышление.
Речевые игры на развитие и активизации словаря проводила с мячом. Это такие игры как «Скажи наоборот», придумывание слов на заданный звук, закрепление дней недели и т.д. Эти игры я провожу и со всей группой, и подгруппой, и индивидуально с ребенком. Речевые игры провожу , как часть занятия, так и в режимных моментах.
Следующая технология, которую использую в своей работе- это использование художественного слова и сказок. Цель таких технологий – развитие мышления, памяти, учить связно говорить, использовать в речи прилагательные, наречия, глаголы. Мы знакомимся со сказками, как на занятии, так и в свободное время. Прочитав, ту или иную сказку, мы с детьми вспоминаем главных героев. Дети учатся отвечать на мои вопросы. Я стараюсь, чтобы ответы детей были полными. Читая знакомые сказки, мы решили поменять героев, и тут у детей начинают работать фантазия и мышление. Дети начали менять место действия, сюжет, основных героев. Так например Аня К., Лера Д., Полина Г. придумали свои сказки . Иногда я даю детям лишь направление, что сказки могут начинаться по- разному: В некотором царстве, в некотором государстве…, жили – были…, однажды… Так же мы пробовали с детьми совмещать героев разных сказок, у детей в следствии этого получились новые, фантазийные сказки, небылицы. Детям, также было предложено придумать сказку дома и вместе с родителями записать её и нарисовать к ней картинки. Родители активно откликнулись на эту затею, вследствие чего у нас в группе появились книжки, авторами которых стали дети. В результате такой работы многие дети научились придумывать новые выражения, проявлять творчество, фантазию . Так у Егора стала лучше развита речь, появилось творческое мышление.
На занятиях по развитию речи используем сюжетные картины. Мы рассматриваем с детьми сюжет. Сначала я прошу детей сказать, что они видят на переднем плане, на заднем. Если дети что- то не отмечают в своём рассказе, то я задаю вопросы: «Кто помог девочке?», «Куда делся кролик?» и т.д. Предлагаю детям дать имена, клички героям сюжетных картинок. Когда полностью сюжет картины рассмотрен, предлагаю составить полный рассказ. Чётко, связно и выразительно рассказывают по картине: Лёня, Арина, Аня, Оля Б., Полина Г. Дёма и Рома испытывали некоторые трудности, но я направила их с помощью наводящих вопросов. В ходе этих занятий у детей развиваются творческие и мыслительные способности, дети учатся связно говорить, переходя от одного к другому.
На занятиях по миру природы также используем картины. Например, я задаю детям загадку, дети отгадывают её и я показываю картину с изображением того или иного животного. Например, мы рассматривали ежа, я задаю вопросы: «Кто изображен на картине?», «Где он находится?», «Какой он, что умеет делать, чем питается?». Затем прошу детей полностью рассказать о еже, что они знают.
Или например, играем в загадки. Я показываю одному ребёнку животного, например лису. Этот ребёнок как бы превращается в лису и начинает рассказывать про себя (чем питается, где живёт, какой окрас) другие дети отгадывают, какое животное описывает ребёнок. Такие приёмы также развивают у детей память, внимание, связную речь.
Нередко на занятиях по познавательно- речевому развитию использую метод ТРИЗ. Особенностью данных занятий является наличие в них игровых, сказочных ситуаций, которые вводят детей в проблему, состояние поиска, стимулирует мыслительные процессы и развивает речь детей.
Например, детям предлагается найти выход из ситуации: « Во время отдыха на берегу озера ночью пошёл сильный дождь- уехать домой нет возможности. Как быть?». Дети стали предлагать свои варианты, чтобы выйти из этой ситуации. Лера предложила взять палки и поставить их в виде шалаша, а затем накрыть сверху ветками, и там переждать дождь. Дёма сказал, что с собой были взяты зонты, и надо спрятаться под ними. Арина придумала, что можно встать под большое дерево, где много веток и листьев, но если будет гроза, то тогда под дерево прятаться нельзя, надо искать кустарник.
Также проводятся игры на развитие творческого воображения «хорошо- плохо», «наоборот», «да- нет». Ещё детям предлагаю самим придумывать загадки на заданные темы. На тему «животные», Ира придумала такую загадку:
Живёт в лесу,
Сама рыжая.
И всех хитрее.
(Лиса)
Использую следующий методический приём, игра « Чем это могло быть?»- цель таких приёмов развивать воображение детей, мысленно дорисовывая предмет, закреплять знания детей о ранее полученных знаниях: о деревьях, видах транспорта и т.д.
Например, я русую овал- спрашиваю детей, чем это могло быть? Дети выдают разные версии. Максим предложил, что это будет паучок. Я рассказываю дальше; шел- шел паучок и вдруг увидел….( рисую три вертикальные палочки), дети фантазируют и предлагают разные варианты. Полина предложила, что это могут быть деревья ( я только дорисовываю крону) . Такие занятия помогают детям развивать фантазию, логическое мышление, дети начинают вспоминать то, что они раньше изучали, также развивается речь ребенка.
Предварительный просмотр:
Дети и животные – вместе веселей
С игрушечной собачкой ребенок может, конечно, очень увлеченно играть, но разве она заменит ему живого лохматого питомца, который прыгает и радуется его приходу, лижет в нос в благодарность за ласку, весело бросается за брошенным мячиком? Когда дети и животные живут рядом друг с другом, то возникает их дружба, привязанность.
Дети испытывают положительные эмоции в обществе хвостатых-полосатых, они не чувствуют себя одинокими, даже если родители не уделяют им много внимания. В обществе домашних животных дети лучше развиваются, учатся общаться и дружить. Если ребенок замкнутый и одинокий, он может найти себе друга «в лице» какого-нибудь Мурзика или Шарика.
Дети и животные замечательно контактируют друг с другом, вместе играют, относятся друг к другу с теплотой и лаской. Когда ребенок говорит, что хочет, чтобы в доме появился щенок или котенок, значит, он развивается правильно, гармонично. Он готовится к тому, чтобы стать более коммуникабельным, организованным, заботливым. Иногда приходится слышать: не знаю, как другие, а мой малыш не то что заботиться о кошечке или щенке – он его измучает так, что бедное животное не знает, куда и спрятаться. Но ведь на то вы и взрослые люди, чтобы научить ребенка относиться к питомцам как к равным, как к членам семьи. И в первую очередь учить надо личным примером. Если вы будете равнодушны к живым существам, то и ребенок будет проявлять равнодушие и жестокость к ним.
Когда в семье есть дети и животные, то досуг этой семьи становится интереснее. Совместные прогулки, игры, уход за животными сплачивают семью, разряжают атмосферу. Совместные игры с домашними животными развивают ребенка в физическом плане. Подвижные игры с кошками и собаками развивают координацию движений.
Доказано, что у людей, которые постоянно общаются с домашними питомцами, улучшается настроение, нормализуется давление, наступает релаксация. Ученые утверждают, что терапевтическое значение домашних питомцев для человека настолько велико, что продолжительность жизни увеличивается на несколько лет. Для ребенка животное может стать лучшим психологом, которое окажет помощь в социальной адаптации ребенка. Это особенно важно, когда речь идет о ребенке замкнутом, застенчивом. Когда он гуляет во дворе со своей собакой, он вызывает интерес других ребят, завязывается контакт. Преданность четвероногого друга повышает собственную самооценку ребенка, делает его увереннее, благоприятно сказывается на его взаимоотношениях с окружающим миром. Интерес к питомцу может вызвать стремление к изучению природы. Когда дети и животные растут вместе, семья становится крепче. В присутствии четвероногого друга у детей исчезают неуверенность и страх, они становятся более спокойными.
Домашние животные учат детей чувству ответственности за тех, кто им близок. Ребенок учится понимать, что хомячок или котенок - это не игрушка, что ему нужна наша забота, ласка, внимание. Во взрослой жизни это очень пригодится – ответственность за других. Но иногда высказываются возражения такого рода: животное может укусить малыша, заразить глистами, вызвать аллергию. Что ж, закрывать на это глаза не стоит. Если действительно имеется аллергия у кого-либо из членов семьи, то не следует заводить животное. Что касается гельминтов, то с ними решить проблему проще, любой ветврач подскажет, какие средства лучше всего использовать, чтобы избавить питомца от этой напасти. А если опасаетесь агрессии со стороны животного – прежде всего, собаки, — то в ваших силах правильно выбрать породу четвероногого друга. Вряд ли надо заводить собаку бойцовской породы, если у вас маленькие дети. Скорее можно говорить о дружелюбных лабрадорах, спаниелях или таксах.
Если вы решились завести питомца, тщательно продумайте также, какое животное больше подходит вашему малышу. Черепаха? В принципе, хорошо. Но если ребенок – подвижный сангвиник, то он быстро потеряет к ней интерес. Для него лучше общаться и играть с животным более экспрессивным – например, с собакой породы боксер, а также с птичками. Флегматик привяжется к морским свинкам, крыске, хомячку. Меланхоличные дети прекрасно себя чувствуют, когда наблюдают за аквариумными рыбками… От возраста ребенка тоже зависит, какое животное лучше подходит для его общества.
В 3-4 года для малыша лучшая компания — рыбки, мышки и хомячки. В 5-6 можно приучать ребенка под присмотром взрослых ухаживать за животными – почистить клетку, налить водички, дать корм. К 7-8 годам ребенок уже привыкает самостоятельно заботиться о зверушках, рыбках или птичках. После этого ему уже можно будет доверить воспитание котенка или щенка. Когда дети и животные растут вместе – это счастье.
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование кружка по экологии «Солнечный зайчик»
(старший дошкольный возраст)
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ИГРЫ |
Сентябрь | «Путешествие Муравья» | Систематизировать представления детей о многообразии насекомых. Закрепить знания об общих признаках насекомых, устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, защиты от врагов, среда обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним. | «Да –Нет» Развивать мышление, внимание. |
«Что такое природа?» | Закрепить знания детей о природных и искусственных объектах, объектах живой природы. Сформировать у ребёнка представление о неразрывной связи человека с природой. Познакомить с основными компонентами и их связями. | « Хорошо – Плохо» Учить детей составлять предположения и предлагать варианты действий. | |
Октябрь | «Наши чудесные врачи» | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.о правилах их сбора, хранения, применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности. | « Полезно – Вредно» Развивать логическое мышление. |
« Как растения готовятся к зиме» | Сформировать у детей точное представление о состоянии растений осенью, о плодах и семенах определённых деревьев, кустов, травяных растений, показать способы приспособления семян к распространению. Развивать у детей умение устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды. | « Что из этого может быть?» Учить детей строить предположения. | |
Ноябрь | « Путешествие капельки» | Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что вода в природе движется по кругу. | « Хорошо – плохо» Учить детей рассуждать и делать выводы. |
«Кто живёт в воде» | Познакомить детей с представителями водного мира, показать их особенности, приспособленность к жизни в воде. Разъяснить необходимость | « Что изменилось?» Развивать наблюдательность, учить анализировать. | |
охраны этих животных и среды обитания. | |||
Декабрь | «Где зимуют лягушки?» | Закрепить представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их питания, передвижения, появления новых лягушек, образе жизни в разные сезоны. | « Что будет если…? Развивать у детей мышление, фантазию. |
«Кто в домике живёт?» | Дать детям представление об особенностях внешнего вида и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни. | « Да - Нет» Развивать у детей умения доказывать своё мнение. | |
Январь | «Клуб знатоков» | Сформировать обобщённое представление: рыбы- водные обитатели; лягушка- обитатель воды и суши. Строение их тела. | |
«Путешествие в зимний лес» | Уточнить и расширить представление детей о лесе. Лес – это общий дом для всех животных, растений. | « Не будет если…?» Развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы. | |
Февраль | «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные элементы представления о строении Солнечной системы. Развивать внимание, интерес к неопознанному. | « Что надо чтобы…?» Учит детей думать, размышлять, делать свои умозаключения. |
«Приключение Мамонтёнка» | Формировать представление детей о климатических условиях крайнего севера и тундры. Закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата. | « Хорошо- Плохо» Учить детей думать и анализируя делать свои выводы. | |
Март | «Путешествие к лесовику» | Дать детям знания для чего нужен лес и какая связь с человеком. Воспитывать любовь к природе. | |
« Лиственные и хвойные растения» | Закрепить понятия- хвойное растение и лиственное, углубить и расширить знания детей. | « Нужны для того чтобы…» Развивать у детей логическое мышление, фантазию, воображение. | |
Апрель | «Весенняя экскурсия в парк» | Понаблюдать за изменениями в природе в середине весны, посмотреть цветение раннецветущих растений, набухание почек на деревьях. Формировать навыки правильного поведения в природе. | «Живое- неживое» Учить детей наблюдать, сравнивать. |
Май | «Чьи гнёзда» | Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. Воспитывать любовь к пернатым друзьям. | « Хорошо-плохо» Развивать воображение, творчество, логическое мышление. |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями по экологическому воспитанию
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, она древний, могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить, уважать и защищать природу, но и прежде сами должны научиться любить её.
Необходимо отметить что, работа с родителями по экологическому просвещению занимает определённое место в моей работе, является одной из составных частей.
Экологическое образование в настоящее время не только одно из новых и сложных направлений в работе, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребёнка. Решение проблемы экологического образования у взрослых, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.
Для формирования основ культуры у дошкольников мной разработана система сотрудничества и взаимодействия с семьёй. Данная система включает в себя определённое содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами.
Моя задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Ежегодно мной составляется план работы с родителями по экологическому образованию детей.
Родители – активные участники всех мероприятий проводимых в нашей группе: экологические акции, экскурсии на природу, развлечения, викторины. С их помощью в группе организованы уголки природы, сделаны дидактические игры, макеты, модели, комнатные растения.
Одна из наиболее эффективных форм работы с родителями – это выпуск литературы в родительском уголке; где описываются правила поведения в природе, бережное отношение к растениям, подкормке птиц и так далее. Регулярно выпускаются тематические папки – передвижки, ширмы с экологическим содержанием, проводятся консультации.
Информация в родительском уголке позволила мне не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.
Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения группы, территории детского сада.
В работе с родителями используются домашние задания. Родителям и детям предлагается понаблюдать за природой, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповой коллекции. Родители совместно с детьми изготавливают кормушки , составляют различные кроссворды.
Родители с удовольствием выполняют все задания, высказывают свою заинтересованность к проблеме экологического воспитания, что является хорошим показателем.
Предварительный просмотр:
Как воспитать ребёнка трудолюбивым
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одни детки с удовольствием поддерживают порядок в своих вещах и игрушках, без лишних напоминаний застилают постель и аккуратно складывают вещи, тогда как другие производят впечатление откровенных нерях и лентяев? Хотите, чтобы ваш ребенок попал в первую группу?
Конечно, можно сколько угодно выискивать «ген лентяйства», находя его проявления у любимой свекрови и всех остальных родственников со стороны мужа, но будем честны сами с собой – трудолюбие или его отсутствие есть прямой результат семейного воспитания. На самом деле, воспитать в ребенке любовь к труду не так уж и сложно. В этом вам помогут известные родительские секреты:
1. Чем раньше – тем лучше
Начинайте воспитание трудолюбия в вашем отпрыске как можно раньше. Конечно, это не означает, что нужно вручать пылесос едва научившемуся стоять крохе. Но как только ребенок начнет проявлять интерес к домашним делам, следует сразу же этот интерес поддержать и развить. Понаблюдайте, какие занятия больше всего по душе вашему малышу и смело привлекайте его «помогать» вам по мере сил. Будьте готовы к тому, что в первое время такая «помощь» только добавит вам работы по дому, но если вы не хотите спустя несколько лет сетовать на то, что сын или дочь выросли лентяями, придется немного потерпеть.
2. Подавайте пример!
Согласитесь, трудно представить, что в семье нерях и лоботрясов вырастет трудолюбивый и чистоплотный малыш. Поэтому включайте жизнерадостную музыку, надевайте яркий фартучек и с улыбкой отправляйтесь наводить порядок в квартире или готовить ужин. Очень важно продемонстрировать ребенку, что у каждого члена семьи есть свои обязанности в доме, и что эти обязанности нужно и можно выполнять с удовольствием.
И еще одно замечание. Многие молодые мамы, разрываясь между заботой о маленьком ребенке и содержанием дома в порядке, стараются переделать все дела по хозяйству, пока ребенок спит. Помните, что это большая ошибка и самый прямой путь к воспитанию лентяя. Ведь в этом случае ребенок просто не видит, как и для чего нужно трудиться.
3. Поддерживайте инициативу
Если вы видите, что ваш ребенок проявляет интерес к той или иной работе, обязательно поддержите его в этом начинании. Дайте ему в подробностях рассмотреть, что и как именно вы делаете, попробуйте сделать это вместе, предоставьте малышу возможность потренироваться и, наконец, разрешите сделать это самостоятельно. Очень важно не переделывать после ребенка его работу на его глазах – этим вы наносите большой удар по его самооценке и самостоятельности и обесцениваете значимость его помощи. Вряд ли в следующий раз он захочет помогать вам по собственной инициативе.
4. Не труд, а игра
Ведущей деятельностью детского возраста является игра во всех ее проявлениях. Подключите свою фантазию, и воспитание трудолюбия будет проходить в вашей семье без принуждений и понуканий. Представьте домашние дела в виде соревнования на скорость между несколькими членами семьи, убирайтесь под музыку, готовьте салат для кукольного дня рождения, проведите генеральную уборку в форме захватывающего приключения с заданиями на записочках и поисками клада где-нибудь на дне корзины с грязным бельем.
5. Все по-настоящему
Хотя сами домашние дела можно и нужно обыгрывать в соответствии с возрастными предпочтениями вашего малыша, постарайтесь с самого начала приучать ребенка манипулировать настоящими инструментами – обойдитесь без игрушечного утюга и пылесоса и разрешите ребенку включить настоящую стиральную машинку и помыть настоящую посуду. Это не только позволит вам обойтись без лишних трат, но и даст возможность приучить ребенка к аккуратности и осторожному обращению с бытовыми предметами.
6. От каждого по способностям
Поручая ребенку ту или иную работу, учитывайте особенности его характера и возможности его возраста. Не забывайте о том, что способности вашего ребенка к концентрации внимания существенно отличаются от ваших. Поэтому чередуйте трудовые поручения различного типа друг с другом, а также с периодами отдыха, подвижными играми, занятиями творчеством. Прежде чем позволить малышу выполнять какую-то домашнюю обязанность полностью самостоятельно, убедитесь в том, что малыш в состоянии выполнять работу от начала и до конца, поработайте над возможными ошибками и проконтролируйте результат.
7. Уважение к чужому труду
Важно с самого раннего возраста воспитывать в ребенке уважительное отношение к результатам чужого труда. Например, объясняйте, что нельзя ломать игрушки, потому что кто-то приложил немало труда, чтобы их сделать; не стоит ходить в обуви по ковру, потому что папа вчера его пропылесосил и так далее. Со своей стороны обязательно демонстрируйте уважение к труду ребенка, подчеркивайте его значимость и важность для всей семьи.
8. Все равны
Соблюдайте принцип равноправия при распределении обязанностей по дому между всеми членами семьи, в особенности между детьми. Помните, что для ребенка поручение ему выполнения той или иной домашней обязанности может быть особым предметом гордости, и постарайтесь избежать ненужных конфликтов или ревности между детками на этой почве. Также довольно трудно будет привить трудолюбие ребенку, если, скажем, его отец все свободное время проводит перед компьютером или телевизором.
9. Похвала не бывает излишней
Не скупитесь на похвалу и выражение одобрения вашему трудолюбивому помощнику, особенно в тех случаях, если он выполнил какие-то дела по собственной инициативе. Если вы даете ребенку какое-то поручение – убедитесь, что выполнить задачу ему под силу, и он в полной мере уяснил, чего от него хотят. В любом случае, даже если малыш не справился с поручением, найдите добрые слова и оцените его старание и упорство, помогите преодолеть трудности и завершите начатое вместе.
10. Труд – не наказание
Запомните и запишите это правило: никогда и ни при каких обстоятельствах не стоит использовать труд в качестве наказания для ребенка. Конечно, если вы собираетесь воспитать ребенка именно трудолюбивым, то есть любящим труд. Ведь странно было бы ожидать от ребенка, что он полюбит свое наказание.
11. Будьте последовательны
Поручив малышу выполнение какой-либо обязанности, следите за тем, чтобы у него была регулярная (а не от случая к случаю) возможность попрактиковаться. Например, ребенок может чистить обувь каждый вечер или убирать со стола после каждой семейной трапезы. При этом не забывайте хвалить малыша и благодарить его за помощь.
12. Привычка трудиться
По мере взросления вашего ребенка передавайте ему ответственность за выполнение тех или иных домашних обязанностей. Для наглядности можно закрепить эти обязанности в виде красочных наклеек на холодильнике, нарисовать вместе с ребенком симпатичный график уборки и т.д. Важно, чтобы выполнение этих дел вошло у ребенка в привычку, как ежедневная чистка зубов или умывание.
Запаситесь терпением и фантазией, не скупитесь на похвалу и не жалейте времени, чтобы еще и еще раз показать своему ребенку, как сделать ту или иную работу, и рано или поздно вы услышите от кого-то из знакомых в адрес вашего малыша: «Какой трудолюбивый кроха!».
Предварительный просмотр:
Успешный ребенок
Ребенок приходит в этот мир без всякого представления о себе и окружающем мире. Впоследствии, часто повторяющиеся события и слова формируют у ребенка восприятие себя и всего, что окружает. Это своего рода программа, которая влияет на все события в будущем. Как сформировать программу, способствующую развитию успешного ребенка
расскажем в этой статье. "Посеешь мысль - пожнешь поступок, (русская народная пословица) | ? |
Родители - это первые люди, которые задают основу этой программы, показывая на собственном примере, что можно делать, а что нельзя, как относиться к себе и ко всему, что нас окружает.
Ниже приведены советы, которые помогут вам заложить основу успешного человека.
1. Уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.
Ваша задача как родителя, заложить основу успешной личности - высокую самооценку ребенка. Люди с высокой самооценкой знают себе цену, не боятся неодобрения окружающих и не пытаются доказать другим, что они лучше. Чем больше ваш ребенок любит и уважает самого себя, тем лучше он относится к другим, и тем лучше их мнение о нем.
Говорите ребенку о своей любви: за то, что он такой, какой есть, . Чаще обнимайте его, показывайте как он важен для вас. Ваш ребенок должен знать, что его любят и будут любить что бы ни случилось. Он должен знать, что вы его любите даже тогда, когда наказываете. В этом случае ребенок усвоит, что он достоин любви, уважения и признания, и в любой, даже самой трудной ситуации у него есть родные люди, которые всегда помогут ему.
Ни в коем случае не пытайтесь управлять ребенком, шантажируя своей любовью. Не говорите ребенку: «Если ты не сделаешь то, что я прошу, я перестану тебя любить». Дети, испытавшие в детстве страх потерять любовь матери вырастают неуверенными в себе людьми. К тому же такие люди часто страдают от своей ревности, потому что в подсознании живет страх потери любви близкого человека.
Уважительно относитесь ко всему, что делает ребенок. Если уже пришло время время спать, а он еще играет, не прерывайте игру со словами "а ну марш спать", или "всё, сейчас же убираем игрушки и ложимся спать", лучше помогите ему быстренько закончить игру (например, построить гараж для машинки или домик для куколки, где игрушка сможет поспать). Игра для ребенка имеет такое же важное значение, как для вас ваша работа.
Если критикуете ребенка, критикуйте не его самого, а его действия. Например, лучше сказать «ты плохо поступил» вместо «ты плохой». К тому же, на одно критическое замечание должно приходиться 3 похвалы. Помните об этом. Самый эффективный способ развивать хорошие качества ребенка - хвалить за хорошее поведение и поступки, показывая ваше одобрение и любовь.
К сожалению, зачастую многие родители чаще отмечают плохие поступки ребенка, ругают его за это, вместо того, чтобы чаще хвалить за хорошие поступки, уделять им внимание, показывать, как это приятно и здорово вести себя хорошо.
Принимайте своего ребенка и хорошим и плохим. Принятие ребенка «плохим» не значит отказ от совершенствования. Это значит лишь то, что ваш ребенок - уникальная личность со своими сильными и слабыми сторонами.
2. Учите оптимизму
«Жизнь принадлежит оптимистам. Пессимисты - лишь зрители».
Учите ребенка в каждой ситуации видеть положительные моменты. Сделайте из этого игру: кто больше найдет положительных сторон в плохой ситуации. Приучайте верить в лучшее.
Неудача- это опыт, который необходим для достижения будущих целей. Например, ребенок не победил в соревнованиях, хотя очень хотел и долго готовился. Объясните расстроившемуся ребенку, что его временная неудача послужит хорошим стимулом для достижения лучших результатов в будущем.
Расскажите ребенку, что в жизни бывают и радости и трудности, счастливые моменты и плохие ситуации. Невозможно постоянно побеждать, и всегда все делать правильно. Но нужно стремиться к этому. Так что если что-то не получается, надо приложить больше усилий, все продумать и тогда обязательно все получится.
3. Найдите «дело всей жизни» ребенка
Каждый человек имеет определенные способности. Чем раньше ребенок начнет заниматься делом всей жизни, тем быстрее достигнет больших успехов по сравнению с ровесниками. Например, девочка, начавшая заниматься теннисом в 4 года, к 20-ти годам достигнет более значительных успехов, чем та, которая пришла в спорт совсем недавно.
Найти «дело всей жизни» в самом детстве очень сложно, но нужно. Так что ваша задача- показать и дать попробовать ребенку как можно больше особенностей каждой профессии. Рассказывайте ребенку о том как можно зарабатывать (на примере знакомых людей), смотрите вместе обучающие фильмы, читайте книги о профессиях, играйте в игры о профессиях и т.д.
Начинайте с самого раннего возраста. Давайте малышу задания и присматривайтесь, что ему нравится больше всего. Если какое-то определенное занятие его очень увлекает и он готов заниматься этим чаще и больше, то это верный знак для того, чтобы развивать в ребенке это направление. Например, девочке больше нравится рисовать, чем выполнять задания на логику. В таком случае, задача родителя - предоставить девочке различные инструменты и материалы для рисования (рисование специальными красками на одежде, маслом на холсте, балончиками на стене ), знакомство с работами мастеров, и прочтение специализированной литературы и т.п.
Ребенок проявлявший активный интерес к искусству в 5 лет вполне может переключиться на что-то другое в будущем. Будьте уверены, что имеющийся опыт обязательно пойдет на пользу. И вполне может быть, что ваш ребенок найдет какое-то новое сочетание профессий.
4. Развивайте красноречие ребенка
80% успеха человека в жизни зависит от умения договариваться, находить общий язык и располагать к себе людей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в жизни, необходимо обязательно развивать навыки эффективного общения.
Учите ребенка осознавать и выражать словами свои чувства, объяснять свои мысли и эмоции, правильно строить предложения, уметь сказать одну и туже мысль разными словами.
Поддерживайте желание своего ребенка больше общаться. Посещайте развивающие группы и кружки, перессказывайте прочитанные расказы, обсуждайте просмотренные фильмы и произошедшие ситуации.
5. Учите ребенка иметь собственное мнение
Приучайте ребенка иметь собственное мнение, осознавать свои желания. Знать ЧТО и ПОЧЕМУ он хочет. Во взрослой жизни очень важно осознавать себя как отдельную уникальную личность со своими желаниями и потребностями. И вполне нормально, если в некоторых случаях мнение вашего ребенка не будет совпадать с мнением остальных.
Приучайте ребенка постоянно делать выбор, а довольствоваться тем, что достанется. По сути, вся наша жизнь зависит от того, что мы выбираем. Каждый выбор действий (или бездействий) имеет свои последствия, их которых и складывается наша жизнь. Так что очень важно, чтобы человек с ранних лет приучался делать выбор.
Если покупаете продукты для ребенка - попросите помочь вам выбрать. Если собираетесь гулять - спросите, в чем он хочет пойти гулять. Например спросите: «В чем ты пойдешь гулять- в красной кофте или синей? Что с собой возьмешь- лопатку или совок?". Постоянно приучайте ребенка делать выбор: из какой тарелки есть, какой пастой чистить зубы, с какой игрушкой сегодня засыпать, какую книжку читать и т.п.
Чаще разговаривайте с ребенком, спрашивайте его мнение и советы, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные мультфильмы, фильмы и увиденные ситуации.
6. Приучайте к самостоятельности
Чем больше ребенок делает самостоятельно, тем увереннее он себя чувствует. Приучайте с ранних лет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать за собой горшок, вытирать то, что пролил, исправлять то, что натворил. Не ругайте ребенка за ошибки. Наберитесь терпения и лучше помогите ребенку сделать то, что он пытается сделать самостоятельно.
Примерно в возрасте 2,5-3 лет ребенок проходит «кризис 3-х лет». Если в этот период вы не будете поощрять его желание все делать самостоятельно, то потом вы этого от него не дождетесь.
7. Развивайте фантазию и воображение ребенка
"Успешный человек – всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно". (Альберт Эйнштейн)
Успех в нашей жизни зависит от того, насколько хорошо мы справляемся с трудностями. Чем больше вариантов решения проблем мы придумываем, тем эффективнее справляемся с препятствиями.
С ранних лет развивайте у ребенка творческие способности: рисуйте, занимайтесь музыкой и танцами, придумывайте стихи, рассказы и собственное окончание известных сказок, находите новое применение обыденным предметам. Поощряйте в ребенке любознательность и любопытство, пощаще наводите ребенка на мысль: «а что, если...».
8. Учите ценить время
Самый ценный ресурс, который есть в жизни - это время жизни. Чем эффективнее мы его используем, тем качественнее наша жизнь.
С ранних лет приучайте ребенка к тому, чтобы постоянно быть занятым. Если ребенок не знает чем заняться, обязательно займите его чем-то интересным. С течением времени привычка постоянно быть занятым закрепится в характере ребенка, а это необходимое качество успешного человека.
Планируйте с ребенком будущий день и неделю. Анализируйте прошедший день. Например, перед сном. Отмечайте успехи ребенка и хвалите его.
9. Приучайте ребенка к ответственности
Успешные люди осознают, что только они несут ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит.
С ранних лет приучайте своего ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Ребенок должен понимать, что все его действия имеют последствия. Но не ругайте за ошибки. Ваш ребенок развивается как личность и он должен приобрести свой опыт, основанный на ошибках. Но не взваливайте на него ответственность за вашу жизнь или за то, что он не в состоянии изменить.
Заведите домашнее животное, но заранее договоритесь с ребенком, что он будет ухаживать за ним, кормить его и убирать за ним.
Развивайте в ребенке привычку держать свое слово. Делайте это на собственном примере -всегда выполняйте то, что обещали ребенку. Так он почувствует свою важность и значимость, и так же как вы, научится держать свое слово.
10. Учите ставить цель и достигать её
Многие люди не достигают успеха, потому что просто не знают, чего конкретно они хотят. У них есть только лишь очертания того, что они хотели бы иметь в своей жизни и слабая надежда на то, что когда-нибудь это свершится.
Поэтому с ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата.
Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Отмечайте, за что именно хвалите. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему немного (но не делайте за него всю работу). Поощряйте стремление ребенка довести начатое дело до конца. Научите ребенка не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их. Ведь удача есть результат активной деятельности, а неудача- это всего лишь повод начать все сначала, только более продуманно.
Чтобы ваш ребенок был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь вашего чада. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, вы и сами будете самосовершенствоваться. А значит, измените свою жизнь к лучшему и ваша жизнь заиграет новыми красками. Удачи вам в этом важном и интересном деле!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как воспитать ребенка здоровым (советы родителям)
Каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок рос крепким и сильным малышом. Для этого с первых дней жизни нужно правильно заботиться о его здоровье. Именно в этой статье приводится несколько сове...
КАК ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА ЗДОРОВЫМ
ВЫРАСТИТЬ ДЕТЕЙ ЗДОРОВЫМИ -ЭТО ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Как воспитать ребенка здОРОВЫМ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ воспитатель Пименова ...
Как воспитать ребенка удачником?
Беседа с родителями...
Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Виды воспитания
На родителей часто возлагают ответственность за поведение детей в школе и дома. Иногда доходит до того, что папа или мама воспринимают двойки ребенка как свои собственные. Насколько правилен такой под...
Как воспитать ребенка вежливым
Как воспитать ребенка вежливым Как воспитать ребенка вежливым - советы для родителей. Не секрет, что ребенок имеет все шансы вырасти вежливым только у вежливых родителей. Это происходит при ...
"Как воспитать ребёнка трудолюбивым"
Консультация для родителей....
Хороший ребенок. Как воспитать ребенка добрым и ласковым?
Как приятно, когда маленькие ручки обнимают тебя за шею, пухлые щечки прижимаются к твоей щеке и мягкий голос говорит, картавя: «Я тебя люблю!» Это тот миг, которому хочется сказать: остан...