Консультация по теме: «Воспитание осанки у детей и профилактика ее нарушения в ДОУ и в домашних условиях»
статья на тему

СОКОЛОВА ГАЛИНА ЯКОВЛЕВНА

Правильная осанка у человека не возникает сама по себе: как  и любой двигательный навык ее необходимо формировать с самого раннего детства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_ro-ley_vospitanie_osanki.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

 Консультация для педагогов и родителей по теме:

«Воспитание осанки у детей и профилактика

ее нарушения в ДОУ и в домашних условиях» 

             

Подготовила

старший воспитатель

Соколова Г.Я.

г. Покачи

Осанка  отражает внутренний мир человека – его настроение, самочувствие и даже характер. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всем внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

Известно, что когда человек здоров, бодро настроен, энергичен и решителен, он и внешне преображается,  подтягивается, распрямляет плечи, смотрит прямо, подтягивает живот.

Под осанкой понимают привычную, непринужденную позу человека при стоянии, сидении, ходьбе, сохраняемую без излишнего мышечного напряжения.

         Правильная осанка у человека не возникает сама по себе: как  и любой двигательный навык, ее необходимо формировать с самого раннего детства.

                Ежегодно, в сентябре дети  возвращаются к «скучающим» детским  рабочим столам, партам…Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

              Если ребенок ест руками или пьет из тарелки, родители и воспитатели обязательно покажут ему правильный способ еды и будут добиваться доведения этих навыков до автоматизма.  А вот если ребенок при сидении, ходьбе, в игре не правильно держит свое тело, то, к сожалению, не всегда на это обращается внимание…

Следует помнить, что формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Начиная с раннего возраста, родителям следует включать в повседневный режим различные формы физической культуры (пассивные и активные гимнастические упражнения).

Во многом  решение задачи по воспитанию правильной осанки облегчает увлечение детей   спортом, танцами, плаванием.  Спортивные тренировки, помимо положительного влияния на состояние мышечной системы, способствуют развитию двигательных качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости. Они «отрабатывают» также и морально-волевые качества, необходимые в дальнейшем для самосовершенствования. Важно не допускать чрезмерные нагрузки.

         Огромное  значение имеют своевременное полноценное питание, свежий воздух, подбор мебели в соответствии с длиной тела, оптимальная освещенность, привычки правильно переносить тяжелые предметы, сидеть за столом, расслаблять мышцы тела и следить за собственной походкой.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители, родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, игре, ходьбе.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жестким (волосяной, травяной или ватный) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка не высокой (15 – 17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание (вообще подкладывать под голову подушку нецелесообразно), ось лежащей головы должна быть продолжением оси тела, чтобы голова не сгибалась в области шеи.

Длина кровати должна быть больше длины тела ребенка на 20 – 25 см (чтобы он мог спать с вытянутыми ногами). Засыпать следует лежа на правом боку - такое положение обеспечивает лучший отдых мышцам. Сон на левом боку затруднит работу сердца. Полезно для осанки спать на спине или животе, но в этом положении дети труднее засыпают.

Упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (стены), с удержанием предметов на голове помогут формировать и поддержать правильную осанку у детей и взрослых.

       Помните! Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник образует красивую волнообразную линию с равномерными углублениями в шейном и поясничном отделах (лордозы) и выпуклостями в грудном и крестцово – копчиковом отделах (кифозы).

Помните! При ухудшении осанки нарушаются функции дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо – функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя не ловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.

Дети старшего возраста жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения  в межлопаточной области.

         Позвоночный столб можно сравнить с мачтой, которую удерживают в вертикальном, прямом  положении многочисленные растяжки. Роль растяжек выполняют короткие и длинные мышцы, протянувшиеся от позвоночника к ребрам, лопаткам, тазу, черепу, между поперечными и остистыми отростками позвонков (самые короткие глубокие мышцы спины).

Очень важно чтобы все эти мышцы были хорошо развитыми, крепкими и напрягались равномерно. Очень важно чтоб дети были здоровыми.

             Принимайте все меры по формированию у детей правильной, красивой осанки и профилактике ее нарушений

Используемая  литература: «Здоровый дошкольник»

Социальная технология научно – практической школы им. Ю.Ф. Змановского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Воспитание бережного отношения детей раннего возраста к живой природе» (Для воспитателей младших групп)

Воспитание бережного отношения детей раннего возраста к живой природе. Актуальность работы: выбранная тема, на мой взгляд, как никогда актуальна в наше время, когда пагубное воздействие человека ...

Консультация на тему: "Фрмирование осанки у детей дошкольного возраста"

Консультация на тему: "Формирование оанки у детей дош. возраста"...

Консультация на тему: «Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями»

Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства является игра. В связи с этим основным направлением педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях является руководство игрой. И...

Консультация на тему: «Воспитание КГН у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

консультация про воспитание у деткй раннего и младшего дошкольного возраств культурно-гигиенических навыков....

Консультация на тему: "Особенности математического развития детей с интеллектуальными нарушениями"

Для интеллектуального и личностного развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью формирование элементарных математических представлений является столь же значимо в данный сензитивный перио...