Подготовка ребенка к школе
консультация (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №144» г. Перми
Материалы для папки-передвижки
по теме «Подготовка ребенка к школе».
Разработала:
воспитатель высшей кв. категории
Розанова Н.Г.
2016 г.
1. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
В понятие «готовность к школьному обучению» включаются три взаимосвязанных компонента: физиологическая готовность; социально-психологическая, или личностная, готовность; психологическая готовность.
Оценка физиологической готовности к школьному обучению, как правило, занимаются медики, которые проводят проверку ребенка по трем основным критериям:
физическое развитие – длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;
биологический возраст – количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно росту;
комплексная оценка состояния здоровья – дети подразделяются на пять «групп здоровья» (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).
Социально психологическая или личностная, готовность к обучению в школе определяются готовностью ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе в условиях школьного обучения. При поступлении в школу ребенок попадает в новые социальные условия и постепенно усваивает новую общественную роль «Я - ученик».
Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), социальной роли может привести к переживанию ребенком кризиса 7 лет. В этот период дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; родители как будто не узнают своих малышей; в поведении ребенка проявляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым; или наоборот – дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами, в период кризиса могут стать тихими и незаметными. Но самое главное то, что в этот период возрастает стремление ребенка к новой социально роли («Я – ученик») и социально-значимому виду деятельности (учению).
- Постарайтесь помочь ребенку смягчить прохождение этого кризиса, а также успешно овладеть новой социальной ролью и новым видом деятельности.
- Помните: кризис – это явление временное, оно проходит, его просто нужно пережить.
Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, все валится из рук и, конечно, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чем-то обвиняли. Ребенок – такой же человек, только маленький.
- Не спешите делать замечание вашему ребенку или указывать на его ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку пережить происшедшую неудачу.
- Отвлеките малыша от неприятного переживания, погуляйте или поиграйте с ним вместе, а может быть, просто приласкайте и взбодрите своего сына или дочку.
- Не предъявляйте требования, не соответствующие желаниям и возможностям ребенка. Подумайте над тем, все ли ваши запреты обоснованы и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
- Внимательно относитесь к мнениям и суждениям ребенка, постарайтесь его понять.
- Помните: тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
- Будьте оптимистичны, прибегайте к юмору в общении с детьми.
Психологическая готовность к школьному обучению представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психик ребенка, в частности подразумевает его готовность к усвоению учебного материала. Базовыми составляющими психологической готовности к обучению в школе являются:
уровень развития психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия);
уровень развития связной речи;
эмоционально-волевая готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкции взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения и т.п.).
- Помните: окончательно психологическая готовность ребенка к обучению в школе формируется в процессе самого обучения.
- Проследите за тем, чтобы ваш ребенок (если он посещает детский сад) прошел диагностику у психолога на психологическую готовность к школьному обучению.
Полученные результаты заносятся в карту сопровождения, которая передается родителям по окончании учебного года. При необходимости эти результаты можно показать на собеседовании при поступлении в школу.
2. ЧТО СЛЕДУЕТ ПРЕДПРИНЯТЬ РОДИТЕЛЯМ
ЗА ГОД ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ.
Каждый ребенок неповторим, индивидуален, имеет, как правило, свои пристрастия и интересы.
- Заранее позаботьтесь о выборе школы, в которую ваш ребенок пойдет учиться, учитывая при этом его наклонности, здоровье, особенности поведения.
- В 5 - 6 лет проведите обследование уровня развития ребенка, окажите ему своевременную помощь и поддержку, если это необходимо.
- Определите готовность малыша к школе с помощью специалиста-психолога в детском саду или в школе.
Всесторонний анализ развития ребенка до школы необходим для решения вопроса о том, какой вариант обучения, какая программа и какие требования будут для него приемлемы и не приведут к ухудшению состояния здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и трудностям обучения.
- Проанализируйте поведение вашего ребенка, уровень его развития, выясните для себя, на что нужно обратить внимание при подготовке ребенка к школе.
Предлагаем познакомиться с перечнем так называемых факторов риска, учет которых в разных видах деятельности и развитии малыша позволит родителям своевременно оказать помощь своему ребенку.
- Общее развитие, взаимодействие со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности:
- неспособность понять инструкцию (задание), трудности выполнения задания даже с помощью взрослых;
- хаотичночть действий, неумение организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («не отвлекайся», «будь внимателен» и т.л.);
- трудности работы без отвлечения – даже в течение 5 – 7 мин.;
- явно отрицательная реакция на неудачу (слезливость, отказ от работы);
- небольшой запас различных сведений, знаний;
- трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления;
- низкий уровень развития памяти.
- Уровень речевого развития ребенка:
- бедный запас слов;
- неумение грамотно строить предложения;
- трудности артикуляции;
- нарушение звукопроизношения;
- затруднения звукобуквенного анализа.
Как правили, эти факторы риска связаны с задержкой речевого развития в раннем детстве и заметны у детей, которые вовремя не получили необходимой логопедической помощи.
- Развитие координации движений и графических умений:
- неловкость при выполнении задания;
- неспособность выполнить задание;
- низкий уровень координации движений пальцев;
- неумение чертить вертикальные и горизонтальные линии;
- нервность, нечеткость штрихов;
- тремор (дрожание рук).
- Зрительное восприятие:
- затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний;
- неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размеренности, наклона и т.п.).
Анализ развития ребенка, выявление факторов риска позволят выбрать систему занятий по подготовке ребенка к школе, помогут определиться родителям с тем, какая школа в большей мере соответствует возможностям дошкольника.
3. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОДГОТОВИТЬСЯ
К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
Принято считать, что лучший способ воспитать хороших детей - чаще корректировать собственное поведение. Самые действенные методы воспитания ребенка – это хороший пример самых близких ему людей: родителей, сестер и братьев.
- Постарайтесь проанализировать свое поведение с ребенком, всегда помните о высокой чувствительности 5 – 6 летних детей.
- Проявите чуткость в сложных для ребенка ситуациях, с пониманием отнеситесь к его переживаниям, покажите, что вы рядом с ним и поддерживаете его.
- Чаще интересуйтесь собственным мнением ребенка, его эмоциональными переживаниями и желаниями.
- Помните: создание доверительной домашней обстановки сближает детей с родителями.
По мнению ученых, специфика функций семьи и общественных институтов в воспитании ребенка заключается в том, что для родителей важно научиться «искусству жить с ребенком», а для педагога – «искусству обучать его».
В результате хорошего родительского воспитания у ребенка происходит гармоничное естественное развитие психических процессов и состояний.
В преддошкольный период родители должны обратить особое внимание на формирование у ребенка таких качеств, которые помогут ему адаптироваться в школьной жизни, наладить общение со сверстниками и учителями, освоить новую социальную роль - ученика.
- Приобщайте старших дошкольников к занятиям физкультурой и споротом (без перенапряжения), укрепляйте его физическое здоровье.
- Воспитывайте у ребенка умение межличностных отношений: способность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми; подводите его к пониманию полоролевых различий между мальчиками и девочками
- Старайтесь спокойно, доброжелательно относиться к кокетству и другим женским проявлениям – у девочек; заинтересованно-одобрительно к мужским занятиям и стремлениям (уважение к силе, бесстрашию и т.п.) – у мальчиков.
- Выражайте свое сдержанно-положительное отношение к интересу, проявляемому к противоположному полу, - у девочек; показывайте мягко-неодобрительное отношение к нелюбезности при общении с девочками – у мальчиков.
- Поощряйте организацию детьми ролевых игр, в том числе с учетом половых различий.
- Оказывайте активную помощь девочкам в реализации забот о куклах, игрушечной посуде и т.д.; мальчикам – в организации механических и других посильных технических работ.
- Допускайте общение вашей дочки (сына) с мальчиками (девочками) под наблюдением взрослых.
- Старайтесь отвлечь ребенка от нежелательных привычек, не запугивая его.
- Давайте правдивые ответы на все вопросы вашего ребенка, без лишних деталей и на понятном для него уровне.
- Как бы хорошо ни был подготовлен ваш ребенок к школе, первые дни и месяцы внимательно следите за его реакцией на перемены в жизни, вызванные новым этапом – обучением в школе.
- Всегда будьте готовы помочь ему во всем – в организации дня, овладении чтением и письмом, выполнении задания, а главное – в налаживании отношений с новыми для него людьми, с новым кругом общения, особенно если ваш ребенок не посещал детский сад.
- Не оставляйте малыша без родительского внимания в этот трудный, жизненно важный для него период. Ваша помощь ускорит его адаптацию в коллективе первоклассников.
4. КАК СТРОИТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С ДОШКОЛЬНИКОМ В СЕМЬЕ.
В словаре 5-6 летнего ребенка наиболее употребляемое слово – «почему?». С этого слова для него начинается открытие мира. Самопроизвольное накопление фактов, размышления над ними, стремление объяснить их – вот чем замечателен детский возраст. О многом ребенок имеет свое собственное суждение, которое высказывается иногда в оригинальной форме.
- Прислушайтесь внимательно к тому, что говорит ваш ребенок, так как это поможет вам проследить путь осознания им окружающей действительности, будьте его заинтересованным, доброжелательным собеседником, помогите внести порядок в его разрозненные знания об окружающем мире.
- Старайтесь с пониманием относиться к детским высказываниям, не иронизировать, не смеяться над ними.
- Не спешите давать ребенку набор готовых знаний и суждений, ваше вмешательство может резко затормозить его мыслительную активность.
- Умейте найти подход к ребенку, поддержать его интерес к процессу познания и общению со взрослым.
Потребность в общении – одна из наиболее ранних социальных потребностей человека. Общение определяется психологами как важный фактор развития ребенка на всем протяжении детства.
- Поощряйте стремление ребенка к активной деятельности, желание действенным путем познать окружающие предметы и явления, пусть у него создается круг представлений «обо всем понемногу» на доступном ему уровне.
Постепенно ребенок понимается по невидимой лесенке. Каждая новая ступенька расширяет его возможности в приобретении более сложных знаний.
- Не слишком оберегайте своих дедей от трудностей, не старайтесь облегчить их путь познания, вспоминая свое детство, когда вам никто ничего не объяснял
- Помните: готовые знания, представляемые ребенку взрослыми, которые, казалось бы, нужно только запомнить и использовать в нужный момент, являются для дошкольника формальными, он их не усваивает.
При этом, как считают некоторые ученые, нарушается закон развития мышления, искажается сама суть самостимуляции.
Ребенок-дошкольник интересуется все вокруг, но хочет познавать и разрешать все противоречия самостоятельно, затем делиться своим открытием с другими: плюшевым мишкой, товарищами.
- Помните: дошкольный возраст имеет важное значение для интеллектуального развития человека.
Многие ученые считают, что 60% способности к переработке информации формируется у детей к 5 – 6 годам.
В ходе систематического организованного обучении ребенку передается лишь небольшая часть социального опыта. На всех этапах развития он воспринимает представления об окружающем мире, общаясь со взрослыми и сверстниками, а также с детьми старше себя.
Накопление информации происходит в процессе познавательного развития и обучения ребенка.
- Старайтесь строить ваше взаимодействие с дошкольником как диалог двух заинтересованных людей – взрослого и ребенка, проявляйте интерес друг к другу, так как это основа познавательного мышления, общения родителя и ребенка.
- Не допускайте излишнего назидательного тона, постоянных нравоучений, которые делают беседу с ребенком односторонней.
- Не подавляйте активность дошкольника, в том числе и мыслительную, поддерживайте его попытку самостоятельно рассуждать, без иронии относитесь к его ошибочным суждениям.
- Помните: авторитарный подход родителей к общению с ребенком лишает его самостоятельности, приучает к интеллектуальному иждивенчеству – ожиданию, что взрослые сами все расскажут и объяснят.
- Разговаривайте с дошкольником прежде всего о том, что его интересует, поддерживайте детские увлечения, любознательность.
Детский вопрос – это одновременно и ответ, так как многое раскрывает о самом ребенке, его потребностях, наблюдениях, суждениях, приоритетах.
- Внимательно выслушивайте вопросы детей, которые являются своеобразными индикаторами динамики развития дошкольника, отражением его интеллектуального взросления.
5. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.
Ребенку, поступающему в школу, необходимо обладать определенными знаниями и умениями:
Дошкольник должен знать:
- Свои имя, фамилию отчество, возраст (дату рождения).
- Домашний адрес, свой город и его главные достопримечательности, страну в которой живет.
- Фамилию, имя, отчество родителей.
- Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
- Домашних животных и их детенышей.
- Диких животных и их детенышей наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки.
- Зимующих и перелетных птиц.
- Названия овощей, фруктов, ягод.
- Названиятьранспортных наземных, водных, воздушных средств.
- Уметь обобщать, исключать, анализировать.
Дети в предшкольном возрасте должны уметь:
- различать обувь, одежду и головные уборы;
- рассказывать русские народные сказки;
- называть великих русских поэтов, писателей и их произведения для детей;
- различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
- свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ);
- полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
- назвать 6 – 10 запомнившихся предметов, картинок, слов;
- различать гласные и согласные звуки;
- разделять слова на слоги по количеству гласных звуков;
- определять количество и последовательность звуков в словах типа «дом», «суп», «дубы», «сани»;
- хорошо владеть ножницами, вырезать по контуру предмет;
- владеть карандашом; проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы, не выходя за контуры;
- свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10;
- считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет); знать арифметические знаки +, - =; монеты достоинством 1, 5, 10 коп.; 1, 2, 5руб.
Родители для ребенка до 6 – 7 лет являются главным в познании окружающего мира.
- Помните: багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того, как вы организуете общение с ребенком, за что его поощряете или наказываете.
- Предоставляйте ребенку в разумных пределах самостоятельность действий, так как это развивает его познавательный интерес в школьные годы.
Ребенок в 6 лет должен уметь:
- различать предметы по признаку формы;
- сравнивать по длине, высоте, ширине до 10 предметов, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;
- применять различные цвета и оттенки для создания выразительного образа;
- изображать овощи, фрукты, игрушки, фигуры человека и животного по представлению и с натуры, использовать способ вырезания.
Помните: для успешного обучения в школе у ребенка должны сформироваться качества, необходимые для дальнейшего развития его личности:
- желание учиться, иметь достаточный запас общих и практических знаний;
- способность действовать в уме;
- умение подчиняться установленным правилам;
- творческая активность и инициативность.
Проверьте, знаете ли вы своего ребенка, ответьте на следующие вопросы:
- Каков ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?
- Какое у него любимое занятие?
- Есть ли у него особые способности?
- Каковы обычное состояние ребенка и его настроение?
- Часто ли ребенок плачет?
- Как он засыпает? как спит?
- Часто ли он устает? Почему?
- Как он реагирует на неудачи, замечания, наказания?
- Как ребенок проявляет самостоятельность?
- Как он общается со сверстниками?
- О каких особенностях вашего ребенка вы хотели бы предупредить учителя (воспитателя)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.
Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...
Готовность к школе. Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику. Рекомендации по подготовке ребенка к школе
Материал содержит описание компонентов психологической готовности к школьному обучению, значимых для первоклассников навыков и умений, а также рекомендации для родитетей и воспитателей по подготовке д...
Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе? Воспитание детей – сложный процесс. Прояви...
Программа (фрагмент) психолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе «Вместе в школу мы пойдем!»
Цель программы сотрудничества – организация совместной работы детского сада, ребенка и его семьи в процессе подготовки к обучению в школе. Программа состоит из пяти блоков.Первый блок...
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....
Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек
Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....
«Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек»
Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....