Консультация для родителей. Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста.
консультация (младшая группа) на тему
Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.
Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnoe_vospitanie._konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 42.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста. |
Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.
Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.
Дошкольное воспитание детей: два направления
Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое — подготовка к школе, что, без сомнения, необходимо. А второе — развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни. Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.
Развитие детей дошкольного возраста: мелкая моторика
Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук. Эти центры находятся в непосредственной близости. Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.
Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.
Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни. Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни. Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» — нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться такими несложными упражнениями, которые, если их повторять регулярно, отлично стимулируют точки, напрямую связанные с корой головного мозга.
Дошкольное воспитание детей, их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев. Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы). А для полной безопасности педагоги, специализирующиеся на воспитании дошкольников, рекомендуют пришить пуговицы к куску ткани. Кроме того, хорошей и полезной игрушкой станут маленькие и большие кубики из разных материалов (деревянные, пластмассовые), детали конструктора, счетные палочки и т. д.
Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.
А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.
Метод воспитания детей дошкольного возраста характеризует родителей
То, как родители воспитывают своих детей, может многое рассказать о них самих - об их детстве, характере. Лети очень хорошо «чувствуют» настроение взрослых: их искренность, доброту или неприязнь по отношению к ним. Они нередко идентифицируют себя с теми людьми, которые их воспитывают, и становятся похожими на них. Недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнешь».
Воспитание малышей
Воспитание - это не дрессировка. Требования родителей должны соответствовать возрасту ребенка. Нельзя требовать от ребенка слишком многого, но еще хуже не предъявлять вообще никаких требований. Маленькие дети обладают хорошей памятью. Сильные впечатления, испытанные в раннем детстве оставляют глубокий след в памяти ребенка. Поэтому важно не только заботиться о физическом здоровье ребенка, но и окружить его заботой и любовью.
Часто при общении с детьми родители проявляют излишнюю активность. Необходимо дать ребенку больше свободы действий. Он должен самосовершенствоваться и сам познавать окружающий мир. Не следует постоянно все делать за него. Ребенок любопытен по натуре, поэтому многое способен познать и без помощи родителей.
Психика дошкольника
Для здоровья ребенка очень важен режим дня с обязательным тихим часом. Без послеобеденного отдыха день для него будет слишком длинным и утомительным. Благодаря сну ребенок может отдохнуть и накопить силы для игр во второй половине дня. В таком возрасте у детей еще нет четких границ между реальным миром и фантазиями, поэтому родители должны проявлять понимание и не смеяться над его фантазиями.
Речь дошкольника
Детский лепет - это первые речевые упражнения. Предложениями ребенок обычно начинает говорить в возрасте трех лет. Постоянное общение с ребенком оказывает огромное влияние на его интеллектуальное и речевое развитие.
Гигиена дошкольника
Не стоит проявлять слишком большого упорства при обучении ребенка «ходить на горшок». На втором году жизни он научится этому самостоятельно. В этом случае очень важно доверять своему ребенку. Если он «сходил на горшок», то за это его надо обязательно похвалить.
Что должны уметь малыши?
- До пятого года жизни дети должны приобрести немало навыков:
- Бегать, ходить по ступенькам, а также выполнять несложные поручения.
- Брать предметы.
- «Проситься на горшок».
- Ходить.
- Говорить.
Надо ли наказывать?
Физическое наказание - недопустимый метод воспитания, т.к. наносит вред психике ребенка.
Проявление злости по отношению к ребенку оказывает на него крайне неблагоприятное действие.
Излишняя строгость вызывает у ребенка протест, он становится агрессивным или слишком пассивным.
При физическом наказании цель достигается, но ненадолго, так как зачастую ребенок не понимает, за что он был наказан.
Нужны ли детям «страшилки»?
Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Некоторые родители, заботясь о правильном дошкольном воспитании и обучении, иногда пытаются развить в малыше «храбрость», рассказывая ему страшные истории.
Практически все дети изначально настроены на позитивное восприятие событий, они — оптимисты по натуре. Вот почему при дошкольном воспитании нужно избегать страшных сказок и всевозможных «страшилок»: хрупкая и ранимая психика ребенка может пострадать, дети в этом возрасте еще не подготовлены к восприятию негатива.
Старайтесь сохранить светлое и доброе восприятие жизни в ребенке. Почаще говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, хвалите. Это очень важно для правильного дошкольного воспитания. Ваша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а впоследствии это чувство перерастет в уверенность в собственных силах.
Если уделять дошкольному воспитанию детей достаточно внимания, интересуясь методиками воспитания детей дошкольного возраста, это обязательно принесет свои плоды, наложив отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.
Дошкольное воспитание: помогаем ребенку избавиться от страхов
Психологи, занимающиеся вопросами дошкольного воспитания и являющиеся авторами методики воспитания дошкольников, утверждают, что страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.
Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:
– запирать его одного в комнате;
– пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму»);
– бить (по лицу, рукам);
– пугать волком, собакой и другими животными;
– переставать разговаривать с ребенком;
– заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.
Грамотное дошкольное воспитание детей предусматривает понимание детских страхов. Если ваша цель заключается в правильном воспитании детей дошкольного возраста, нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества. И конечно, процесс воспитания детей дошкольного возраста должен полностью исключать высмеивание малыша, особенно перед другими детьми или взрослыми. На этом настаивают все методики воспитания дошкольников.
Дошкольное воспитание детей — это прежде всего стремление понять их и принять такими, какие они есть. Если ваш малыш боится кого-то конкретного — Бабу-Ягу, например, Домового или Лешего, — поиграйте с ним в сказочных героев, покажите их добрыми и нестрашными. Такое дошкольное воспитание обязательно поможет малышу справиться со страхами.
Еще один хороший метод, который рекомендует программа воспитания дошкольников, — нарисовать вместе с ребенком его страхи, а потом сжечь их или выбросить.
Многие дети боятся темноты. В этом случае программой воспитания дошкольников предусматриваются следующие правила:
– не закрывать двери в детскую слишком плотно;
– оставлять на ночь горящий ночник;
– походить по темной комнате вместе с ребенком, находя на ощупь разные предметы.
Психологи, специализирующиеся на воспитании младших дошкольников, рекомендуют не устраивать перед сном шумных игр, не читать страшных сказок, не смотреть мультфильмов про людоедов и злых колдунов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".
Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....
Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»
Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, ...
Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...
Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста.
Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в...
Консультация для педагогов «Формы и методы формирования толерантности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблемы, связанной с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности в настоящее время обраща...
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций "Реализация программы воспитания от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени"
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций "Реализация программы воспитания: от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени"...