Готовность ребенка к школе
консультация на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления часто болеющих и аллергичных  детей №25 «Гнёздышко» города Новочебоксарска Чувашской Республики

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ»

Первый раз в первый класс

                                                              Подготовила и провела:

                                                           воспитатель МБДОУ

                                                                             «Детский сад №25 «Гнёздышко»

                                                                           Миронычева  Вера Валентиновна

г. Новочебоксарск

февраль 2016 г.

Готовность ребенка к школе

Что же нужно, для того, чтобы быть готовым к школе? Купить красивый рюкзак, ручки и тетрадки? Конечно, это необходимо сделать, ответственно отнести к таким важным для ребенка вещам, но давайте поговорим о более серьезных вещах, о психологической готовности к обучению в школе.

Психологи различают разные виды готовности к обучению.

Личностная готовность к обучению.

Личностная готовность, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как  правило, дети выражают желание идти в школу. Родителям полезно знать, что привлекает их ребенка к школе. «Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Саша учится, он мой друг...» Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но оказывается, это еще не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью — учением («Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать»). И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником — совсем другое дело. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Не проходит мимо внимания 6-летнего ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к серьезной деятельности.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие первоклассники могут учиться очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь!», «Не хочу в школу — там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»). Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением. И сколько же терпения, внимания, времени придется уделить потом этим детям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы чего будут стоить первые шаги в школе самому ребенку!

Намного разумнее — сразу сформировать верное представление о школе,  положительное отношение к ней, к учителю, книге. При формировании такого отношения нужно учесть, что оно связано не только с расширением и углублением представлении ребёнка об окружающем, оно определяется воспитательной ценностью, доступностью, достоверностью сообщаемой информации и, что следует отметить особо, способом ее подачи школьнику.

Эмоционально-волевая готовность.

Создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка — необходимое условие формирования его положительного отношения к школе. Поэтому важно, чтобы сообщаемый детям материал о школе был не только понят, но и прочувствован, пережит ими, непременным условием чего является включение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Родители должны способствовать и формированию у детей таких качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками в школе, с учителем. Ведь даже те дети, которые посещали детский сад и привыкли обходиться какое-то время без родителей, быть в окружении сверстников (что, кстати, тоже очень важно), оказываются в школе среди не знакомых им людей. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, починяться при необходимости, чувство товарищества — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития.

Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда так хочется поделиться с товарищами по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью — вниманием, мышлением, памятью.

К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия — ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Психологи, занимающиеся вопросом развития воли у детей, отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации.

Понимающие это родители в период генеральной уборки квартиры, например, превращают ее в палубу корабля. Как не стараться сыновьям-матросам», как не выполнить требования мамы - «капитана»! И труд превращается в праздник для ребенка. В другие дни квартира становится местом тренировки для полета в космос, детским лагерем, где взрослые, становясь членами игрового сообщества (беря на себя роль тренера, инструктора, врача, начальника лагеря  и др.), получают возможность без угроз, излишней назидательности, насилия осуществлять руководство трудовым, физическим, нравственным воспитанием своих детей. И переход детей, переключение их от одного вида деятельности к другому происходит в игре легче.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Важно, чтобы ребенок был умственно развит. Долгое время об умственном уровне развития судили по количеству умений, знаний, по объему «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки — это определяющее и единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе.

Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, потребуют достаточно развитых познавательных процессов.

Исследования обнаружили, например, что к старшему дошкольному возрасту, дети овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных эталонов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы.

Оказалось, что дошкольникам доступно понимание общих закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6—7 лет ребенок способен усвоить не только отдельные знания о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, зависимость между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение и этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов. Шестилетний ребенок может многое. Но не следует переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Социально-психологическая готовность.

Подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе. Можно представить общительного ребенка, который имеет много друзей, однако совсем не любопытен — и, конечно, по отношению к нему школа не выполняет своего основного предназначения — образовательного. Не редок и другой случай — сосредоточенный на учебе ребенок является мишенью для насмешек одноклассников, и его школьную жизнь вряд ли можно назвать счастливой.

Источником горьких переживаний первоклассника может быть не только плохая, отметка, но и конфликты со сверстниками. С началом школьной жизни ребенок вступает в совершенно новые социальные отношения с другими людьми. По отношению к учителю ребенок оказывается в положении зависимого, принимающего информацию (знания) и оценку (отметки и похвалы). При этом ответить тем же ребенок не может — он выражает свое отношение к учителю только признательностью и готовностью сотрудничать. Здесь главенствует стремление к знаниям, познавательные побуждения.

Что же касается отношений с другими учениками, то здесь ребенок вступает в равноправные отношения, основанные на дружбе, симпатии и общих школьных интересах. Дети могут взаимно радоваться, обижать или порицать друг друга, но при этом они обладают одними и теми же возможностями выражения своих чувств. В отношениях с детьми у младших школьников преобладает социальное побуждение, стремление к общению.

Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота. Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах. 1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность. 2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен. 3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя. Диагностическая методика представляет собой модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи. 1. Оценка базового опыта ребенка • Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин? • Был ли малыш в библиотеке? • Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее? • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории? • Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби? 2. Оценка физического развития • Хорошо ли ребенок слышит? • Хорошо ли он видит? • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице? • Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим? 3. Оценка эмоционального развития • Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? • Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? • Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? • Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми? 4. Оценка речевого развития • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? • Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник? • Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом? • В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай? • Четко ли ребенок выговаривает слова? • Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики? 5. Оценка умения общаться • Включается ли ребенок в игру других детей? • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? • Способен ли ребенок слушать других, не перебивая? • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле? 6. Оценка когнитивного развития • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные? • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год? • Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? • Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов? • Может ли ребенок рифмовать слова? • Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий? Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования. Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу? В завершение беседы хочется сказать несколько слов об общем направлении подготовки ребенка к школе. Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению. Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки. Конечно, хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...