Семинар – практикум для родителей в 1 младшей группе «Волшебные пальчики»
материал на тему

Емельянова Наталья Дмитриевна

 

Цель:  Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах развития и образования детей раннего возраста.

Задачи:

1. Знакомство родителей со значением пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста и их видами.

2. Формирование у родителей практических навыков применения пальчиковых игр: сопровождение действий словами в игре; повторение звукосочетаний; проведение пальчиковых  упражнений.   

3. Использование творческого потенциала родителей в оснащении предметно-пространственной среды группы.

Предварительная работа.

·         Проведение анкетирования (Приложение 4)и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме, анализа анкет и бесед с родителями.

·         Обсуждение вопросов подготовки к семинару с родителями.

·         Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей. 

·         Подготовка презентации для родителей по теме семинара.

 

Оборудование:  В зале расставлены столы так, чтобы сидящие родители образовывали 2 команды;  цветные веревочки, пробки от пластиковых бутылок, картотека пальчиковых игр, листы ватмана А-4, картинки, ножницы, клей, файлы.

План проведения встречи:

1. Упражнение «Приветствие».

2. Рассказ о развитии мелкой моторики.

3. Задание: придумай игру с предметами.

4. Видеозапись: «Раз, два, три, четыре, пять,

                               Будем пальчики считать…»


5. Знакомство с картотекой игр (стихи, иллюстрации к ним).

6. Показ пальчиковой игры.

7. Задание: «Расскажем сказку пальчиками».

8. Игры на бумаге: рисование, наклеивание (практическое задание).

9. Итог встречи.

1. Упражнение «Приветствие».

- Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады видеть вас на нашей встрече. Наше собрание пройдет в виде диалога, практического, игрового тренинга. Я предлагаю вам для начала провести «Разминку».

(Родителям предлагается повторять за ведущим любимую игру детей.)

- Глазки, глазки, вы проснулись? (Поглаживаем глазки.)

Проснулись! (Подставляем “бинокль” из рук.)

Ушки, ушки, вы проснулись? (Поглаживаем ушки.)

Проснулись! (Оттопыриваем руками.)

Ручки, ручки, вы проснулись? (Поглаживаем ручки.)

Проснулись! (Хлопаем в ладоши.)

Ножки, ножки, вы проснулись? (Поглаживаем ножки.)

Проснулись! (Топаем ногами.)

«Здравствуй!»

-Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй маленький дружок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)

2. «Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие»

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Почему же развитие мелкой моторики так важно?

В исследованиях М.Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.

На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей - превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.

С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость.  «Кто скорее?», папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?

Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.

Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

                                               «ДОЖДИК»

Вышел дождик на прогулку.            (Шагаем пальчиками обеих рук по столу)

Он бежит по переулку,                        (На каждую строку загибаем пальцы)

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал.                  (Встряхиваем ладонями)

Дождик кончился. Устал.                    (Кладем ладони на стол)

3. Задание для двух команд: « Придумай игру с предметом.

- А теперь мы давайте перейдем к практическим действиям. Разделимся на две группы и побудем немного детьми.

Одной команде предлагаю цветные веревочки; второй команде – пробки от пластиковых бутылок.

Веревочки: завязывать узелки, прятать в руке, выкладывать рисунки, заплетать косички…

Пробки: выкладывать узоры, строить башню, ходить «на лыжах»…

4. Показ пальчиковых игр.

- Теперь предлагаем вашему вниманию видео-блок наших любимых пальчиковых игр вместе с детьми. (Видеозапись).

5. Знакомство с картотекой пальчиковых игр.

- Дальше мы предлагаем вашему вниманию для ознакомления картотеку пальчиковых игр на развитие мелкой моторики, которыми вы можете воспользоваться в домашних условиях.

(Предлагается описание игр в стихах и картинках)

6. Показ пальчиковой игры.

- Предлагаю провести одну из игр прямо сейчас по вашему выбору.

(Родители выбирают из картотеки любую игру, показывают иллюстрацию к ней и проводится игра со всеми родителями).

- Так же я предлагаю вам игры, которые можно проводить с детьми дома (Приложение 1)

7. Задание: «Расскажем сказку пальчиками».

- А теперь предлагаю вспомнить сказку «Курочка Ряба» и рассказать ее с помощью пальчиков.

Жили-были дед

(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)

и баба

(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).

И была у них курочка Ряба

(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),

Снесла курочка яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики).

Да не простое, а золотое. Дед бил, бил

(постучите кулаком по «яичку»)

— не разбил. Баба била, била

(стучите кулаком по «яичку»)

— не разбила.

Мышка бежала

(для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),

Хвостиком махнула

(помашите указательным пальцем)

— яичко упало и разбилось

(уроните расслабленные руки на колени).

Дед плачет

(закройте лицо руками).

Баба плачет

(закройте лицо руками).

А курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики)

другое, не золотое, а простое.

8. Игры на бумаге.

- А сейчас займемся пальчиковыми играми на бумаге.

Игры с бумагой могут надолго занять кроху, к тому же такое времяпрепровождение пойдет малышу на пользу, а от родителей не потребует особых материальных затрат.

Научите ребенка мять бумагу и скатывать из мятых листов шарики. А 2-летний малыш вполне может самостоятельно сделать из них бумажную скульптуру — забавного снеговика. Полезное занятие — «отщипывание-отрывание» пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Полученные обрывочки пусть малыш сложит пальчиками в пластиковый стаканчик из-под йогурта — получится бумажное мороженое.

Покажите ребенку, как скатывать рулончики из бумажных полосок — это будут рулетики или улиточки, кому, что нравится! Все эти развивающие игры способствуют развитию детских пальчиков не хуже дорогих игрушек.

- Я предлагаю вам сделать основу для игры со своим ребенком. У вас на столе картинки, листы ватмана, клей, ножницы. Подумайте, пофантазируйте и создайте какой-нибудь сюжет.

Родители выполняют задание.

А теперь ваши красивые аппликации мы вложим в файл, на котором ваш ребенок сможет рисовать фломастером дорожки, дождик, цветочки и т.д.

Вот несколько примеров таких игр (Приложение 2).

9. Итог встречи.

- Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за совместную  работу и предложить вам  весь ваш творческий потенциал направить на игры с детьми, а также принять участие в пополнении предметно-пространственной среды нашей группы.  А так же  прошу вас рассказать о своих впечатлениях и пожеланиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума для родителей 2 младшей группы на тему: «О здоровье всерьёз».

формиФормирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей....

Семинар - практикум для родителей воспитанников средней группы "Играем пальчиками"

Семинар - практикум для родителей воспитанников средней группы «Играем пальчиками»...

Семинар практикум для родителей, второй младшей группы на тему: «Совместные семейные праздники».

Семинар практикум для родителей,  второй младшей группы  на тему: «Совместные   семейные  праздники». Цель:1. Формировать первичные ценностные представления о семье,...

Конспект семинара – практикума для родителей второй младшей группы «Играем с пальчиками – развиваем речь»

Данный конспект позволяет легко и просто познакомить родителей с пальчиковыми и речевыми играми для развития речи малышей....

Семинар-практикум для родителей первой младшей группы "Играем пальчиками и развиваем речь"

middot;                     повышение педагогической культуры родителей;·...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

Повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком дома....