«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
консультация (средняя группа) на тему

Исаева Людмила Александровна

Простые движения рук помогают убрать на­пряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а  речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с са­мого раннего детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

Дорогие родители!
Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

        Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

        Как правило, если движения пальцев  развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

        В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой   и   пищеварительной   систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия.  Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а  речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Уже грудному младенцу можно массировать пальчики

(пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки,

связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном

возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые

стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков

самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки

и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию

мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной

частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в

том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения

пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и

активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и

соседние зоны, отвечающие за речь.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь

ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не

отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми

можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и

сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1. «Что в сосуде»

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо

однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые

мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему

предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб

ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и

старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные

элементы.

2. «Отгадай, что написала»

Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой

руке.

3. «Две руки»

Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и

левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает

предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его

зарисовывает.4. «Умный пластилин»

Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей

школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем

опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. «Поиграем с пальчиками»

Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в

локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен

остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым

пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. "Резиночка"

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос

диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача

состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360%

сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом

другой рукой.

7. «Карандаш»

Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и

обратно, поочередно каждой рукой.

8. "Разноцветные снежинки"

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Взрослый показывает, как сделать снежинки из листов бумаги,

прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он

говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут

пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья.

Взрослый просит детей раскрасить снежинки.

Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага

была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой

моторики рук.

9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки

какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены -

любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести

пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что

ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив).

Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка).

Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно

обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем,

обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по

нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок

рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается

нарисовать позапутаннее).

        

Ладушки – самая популярная игра в ладони

Ла-душ-ки!

Ла-душ-ки!

На первый слог раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма). На два других слога партнёры хлопают в ладоши.

Повтор движений рук.

Где были?

Партнёры разводят в стороны ладони рук, «удивляются».

У ба-буш-ки!

Что е-ли?

На каждый слог раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма).

Каш-ку.

При произнесении каждого слога партнёра хлопают в ладоши.

Что пи-ли?

На каждый слог раскрытые ладони партнёров вновь соприкасаются (отбивка ритма).

Браж-ку!

При произнесении каждого слога партнёра хлопают в ладоши.

Варианты игры «Ладушки»
Частично меняем речевое сопровождение

  • … Что е-ли?

          Каш-ку.

       В го-лу-бой чаш-ке!

   На каждый слог последних слов раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма).

  • … Что е-ли?

          Каш-ку.

    В го-лу-бой чаш-ке!

    Мас-лом по-ли-ва-ли!

    Мё-да под-бав-ля-ли!

   На первый слог партнёры хлопают в свои ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга и так далее поочерёдно.

  •         … Хо-ро-ша каш-ка!

   Каждый партнёр в такт первому слову совершает хлопки ладонями слева от себя (у левого уха), а в такт второму слову – справа от себя. Голова чуть наклоняется  в сторону движения рук.

  • … У де-точ-ки в чаш-ке!

   На первый слог партнёры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга и так далее поочерёдно.

Курочка – рябушечка

Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,

Ку-да и-дёшь?

        Слова произносит взрослый, ребёнок вторит ему по своему желанию. На первый слог партнёры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга. В дальнейшем при произнесении вопросов движения рук остаются точно такими же.

На по-люш-ко.

   Инициатива произнесения ответных слов принадлежит ребёнку. При произнесении каждого слога партнёры хлопают в ладоши. В дальнейшем при произнесении вопросов движения рук остаются точно такими же.

Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,

За чем и-дёшь?

Вопрос произносит взрослый.

За зёр-ныш-ком.

Отвечает ребёнок.

Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,

Ко-му не-сёшь?

Вопрос произносит взрослый.

        Цы-пля-точ-кам.

Отвечает ребёнок.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук, ног, туловища— можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.

Игры со счётными палочками

"Мышка" – выкладывание из палочек.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Мышка маленькая в норке                                          
Тихо грызла хлеба корку.
"Хрум, хрум" –
Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.

«Мышки»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков):

Методические рекомендации: "Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам

  • указательный, средний, безымянный (в центре средний);
  • средний, безымянный, мизинец (в центре безымянный);
  • большой, указательный, средний (в центре указательный).

«Ёлка из лесу пришла»

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь: "елка", "иголки", "лапы".

I-й вариант: выкладывание из счетных палочек контура елки по картинке, предложенной ребенку.

II-й вариант: выкладывание из треугольников (маленький, средний, большой) контура елки.

Елочка зеленая
выросла в лесу.                          
Елочку на праздник
я домой несу.
Как у нашей елки
колючие иголки,
Ветки – лапы называются,
дети удивляются!

Кроме игр со счётными палочками, существуют и различная пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Пальчиковая гимнастика

  • Готовит малыша к счёту;
  • В других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше сформировать межполушарное взаимодействие;
  • В третьих – осознать понятия «выше» и «ниже», «верх» и «низ», «право» и «лево»;
  • В четвёртых – научиться лучше чувствовать собственное тело и координировать его в пространстве.

«Капуста»

Совершаются движения прямыми ладонями вверх-вниз, затем поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, после потрите кулачок о кулачок. Завершается гимнастика простым сжатием и разжатием кулачков.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту режем, режем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту трём, трём.

Мы капусту жмём, жмём.

«Ёжик колкий»

Ёжик, ёжик колкий, покажи иголки.

(Руки в замочек. Наклоны вправо и влево.)

Вот они, вот они.

(Поднимаем и опускаем пальцы.)

Ёжик, ёжик колкий, убери иголки.

(Оставляем пальцы поднятыми.)

Вот так, вот так.

(Опускаем пальцы.)

«Перчатка»

Весёлая мышка
Перчатку нашла,

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены -  «перчатка». Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом").
Мышат позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы "зовущий" жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила (отшлёпала) всех 
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

«Развитие мелкой моторики рук, как средстворазвития речи у детей с речевыми нарушениями»...

Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с  ограниченными возможностями здоровья....

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

Научно установленн, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....