«Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников».
консультация (старшая группа)
«Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_semya.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников».
«От того, как прошло детство,
Кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
Что вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский.)
Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которая закладывается в семье, в ней формируется, из неё вырастает. Семья, как важное звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его развитие путём воспроизводства населения, обогащения материальными и духовными ценностями, т. к. именно в ней воспитывается характер и формируется духовный опыт будущих граждан общества. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Семья – это привычки и традиции. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.
Для всех членов семьи воспитание ребёнка – это кропотливый повседневный труд по формированию культурной, духовно-нравственной, эстетической личности через передачу культурного наследия, накопленного разными поколениями.
Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:
1. обычаи – установившиеся, привычные формы поведения;
2. традиции – переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно значимого содержания культуры, жизни семьи;
3. отношения: сердечные чувства и настроения;
4. правила – образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки доброй благочестивой жизни;
5. распорядок – установленный порядок в течение дня, недели, года.
Семейные традиции — принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
• Одной из важных традиций являются семейные праздники.
Включение ребёнка в процесс семейных праздников и досугов способствует обогащению его внутреннего духовного и культурного мира, развитию художественно-эстетической и личностной культуры, учитывая особое значение семейных праздников как основы зарождения семейных традиций.
• Семейные истории. Наша память хранит множество историй: грустных, радостных, мудрых, забавных, героями которых были вы сами и члены вашей семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
• Творческие посиделки в семье. В процессе общения и совместного творчества ребёнок знакомится с национальными традициями; осваивает общекультурные способы создания и украшения конкретных предметов быта; приобщается к ручному художественному труду.
• Экскурсия выходного дня. Такие экскурсии для ребёнка всегда праздник. Посещение массовых мероприятий способствует целенаправленному приобщению ребёнка к миру культуры и прекрасному, накоплению эстетических и художественных впечатлений – ребёнок становится вдумчивым, чувствующим зрителем и соучастником.
• Очень хорошей традицией является ведение летописи своей семьи, её предков, которую можно оформлять в фотографиях.
• Обсуждение планов на ближайшие дни, выходные, каникулы, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности. Дети обязательно должны тоже принимать участие в обсуждениях, высказывать свое мнение. В этом случае дети чувствуют искренний интерес к себе.
• Традиция читать на ночь книги и обсуждать прочитанное формирует мировоззрение ребенка, помогает понять причины поступков людей. Дети вместе с взрослыми размышляют о добре и зле, что развивает способность сопереживать, понимать причины, того или иного поступка.
Мы видим, что роль семейных традиций в жизни ребенка очень важна и позволяет: гордиться детям своей семьей; дают возможность проявления положительных эмоций; обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их; сохраняется и укрепляется связь между поколениями; играют огромную роль в системном, планомерном и обдуманном воспитании детей.
Особое внимание уделяется взаимодействию с семьей по вопросам возрождения народных традиций в семейном воспитании. Одной из задач современной системы образования является приобщение новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу.
В Федеральных государственных образовательных стандартах говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход с учетом социального статуса, микроклимата семьи, родительской заинтересованности.
Согласно ФГОС задачами педагога в дошкольном учреждении являются:
• Развить у родителей интерес к данной проблеме, найти способы поддержать этот интерес посредством новых форм работы, в которых родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и с педагогами.
• Развивать интерес у детей к малой родине и Отечеству в целом. Дать им представление о социокультурных ценностях нашего народа, о его традициях и праздниках. Рассказать о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, знакомить детей: с народной игрушкой, одеждой, посудой. Продолжать формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода. Дать детям элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), через реконструкцию образа жизни разных времен (одежда, утварь, традиции). Расширять представления дошкольников о нашем общем доме на планете Земля.
В своей работе по взаимодействию с родителями предлагаю использовать следующие нетрадиционные формы по духовно-нравственному воспитанию детей:
1. Создание мини-музея «Игрушки из прошлого»
2. Создание кружка «Музыкальное наследие» с использованием традиционных народных музыкальных инструментов
3. Организация семейных праздников и мини-спектаклей
4. Проведение традиционных народных праздников и гуляний
5. Организация клуба «Семейный очаг» в рамках которого проводится мастер-класс
6. Изготовление из различных материалов: ангелов, тряпичной куклы, других поделок
7. Проведение семейных смотров и конкурсов: «Дары природы», «С чем приходит новый год», «Книжки–малышки»
8. Привлечение родителей к созданию фотоальбома «Моя семья»
9. Организация фотовыставки «Мой папа – солдат», «Мамочка любимая» и т.п.
10. Создание семейных проектов – «Как мы провели лето», «Наши увлечения» и т.п.
На протяжении учебного года необходимо проводить активную работу с детьми по их духовно-нравственному воспитанию посредством: художественно-творческой, досуговой и спортивно-развлекательной деятельности.
На мой взгляд, взаимодействие дошкольного учреждения с родителями в вопросах духовно-нравственного воспитания детей способно сформировать у дошкольников прочный фундамент любви к традиционным культурным ценностям, семье и отечеству.
Уверена, что равноправное творческое и активное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, является залогом полноценного духовно-нравственного развития ребёнка. Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их!
Список использованной литературы
1. Болдырева Н.Г., Зверева Л.А., Рябинина С.И. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников// Молодой ученый. – 2015. – №22. – С.155.
2. Проскурина Т.Д. Русские писатели XIX века о семье: моногр. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012. – 260с.
3. Свалова Е.В. Формирование у воспитанников представлений о семейных ценностях через знакомство с русским фольклором// Инновационные педагогические технологии: материал IV международ.научн.конф. – Казань: Бук., 2016. - 226
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании
Семейные традиции – один из основных методов воспитания дошкольников. Эти многовековые традиции позволяют понять близкую связь с бабушками, дедушками, совместными предками, да...
Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании
Семейные традиции – один из основных методов воспитания дошкольников. Эти многовековые традиции позволяют понять близкую связь с бабушками, дедушками, совместными предками, да...
Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании
Семейные традиции – один из основных методов воспитания дошкольников. Эти многовековые традиции позволяют понять близкую связь с бабушками, дедушками, совместными предками, да...
«Семейные традиции основа духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)ВведениеОбщество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души, котор...
Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному воспитанию и развитию.В этой статье речь идет о повышении родительской компетенции, формирование этических представлений о ценно...
Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании детей.
Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании детей....
Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников
Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников...