Консультация "Сенсорное воспитание детей"
консультация на тему

Сенсорное развитие , с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны , имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_113sensornoe_vospitanie.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

      Старший воспитатель

МБДОУ №113 Советского района г .Казани

 Лукьянова Ольга Викторовна

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание малышей»

Сенсорный, чувственный  опыт служит источником познания мира. От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

     Сенсорное развитие , с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны , имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

      С восприятия предметов и явлений  окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

      В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов не возможно получить отчетливые представления о явлениях живой и не живой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнения объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дефференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертание букв. Эти примеры легко можно было бы умножить .

       Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследование психологов показали, что значительная часть

Трудностей, возникающих перед детьми  в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают  искажения в написании букв, в построении рисунка , неточности в изготовлении поделок на занятиях ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

        Но дело не только в том , что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей обеспечивающих успехи музыканта, художника, писателя, конструктора занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучание и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

      Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусств - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без   целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.Здесь- то и приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

       В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

        В истории дошкольной педагогике, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.

 Были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей свойствами и признаками предметов.Анализ дидактических систем с позиций принципов сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.

        В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с  цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д. .      

       Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на  свойства и качества предметов, учитывая их значения в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступает не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать. Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».                                                            

          Третьим принципом сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов,явлений настолько разнообразны, что  ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы,  цвета, предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

          Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основной – эталоном обследования любого предмета,т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него  знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как восприятия и осознания нового предмета.

      Реализация изложенных выше принципов возможно уже на этапе раннего и дошкольного детства.

      В раннем детстве малыш особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы малыша на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимый. Наиболее яркими для чувственного опыта малыша являются такие признаки предметов окружающего мира, как цвет, форма, величина. Ребенок второго года жизни будет прекрасно различать цветовые оттенки, формы, величины, если его с рождения окружают предметы разной формы, величины, находящиеся на различном расстоянии друг от друга в пространстве.  В противном случае , если малыш находится в однообразной обстановке сенсорной системы , направленные на восприятие окружающего , не только не развиваются, но могут постепенно атрофироваться за ненадобностью. В более старшем возрасте развитие восприятия идет медленнее, труднее и становится качественно иным.

       

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.

Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на со...

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей...