Мелкая моторика и ее влияние на развитие речи ребенка.
статья на тему

Сабитова Алсу Шикуровна

Мелкая моторика и развитие речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_i_ee_vliyanie_na_razvitie_rechi.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика                                                             и ее влияние на развитие речи ребенка.

Исследования М.М. Кольцовой

Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг».

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока — Белобока», «Коза — Рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие.

Большая  часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой.  Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л.В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).

Е.М. Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой (мелкой) моторики и зрительно-моторной координации.

Возраст        Навыки поведения

1-2 года        Держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года        Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

3-4 года        Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Собирает постройки из 9 кубиков. Рисует карандашами или цветными мелками. Складывает бумагу более чем 1 раз.

4-5 лет        Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

   Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации

Возраст        Навыки поведения

3-6 месяцев        Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

6-12 месяцев        Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движения руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

1-2 года        Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий.

2-3 года        Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

3-4 года        Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.

4-5 лет        Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует человечка, изображая от двух до трех частей его тела. Копирует звезду, квадрат.

5-6 лет        Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

Таким образом, развитие мелкой моторики характеризуется как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.

              Виды деятельности по развитию мелкой моторики

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики у детей условно можно систематизировать следующим образом:

1 группа: игры с пальцами

пальчиковая гимнастика;

массаж пальцев и ладоней;

рисование пальцами.

2 группа: кукольный театр

настольный театр;

верховой театр.

3 группа: игры с мелкими предметами

игры с крупами и природным материалом;

работа с мелкими игрушками;

работа с мячом;

выполнение узоров из мелких деталей

4 группа: игры с ручными тренажерами

5 группа: изобразительная деятельность

рисование;

лепка;

аппликация;

конструирование

6 группа: работа с простым карандашом

обводка предметов по точкам;

дорожки;

штриховка силуэтов, рисование с помощью трафаретов и шаблонов;

рисование по клеточкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мелкой моторики рук у дошкольников на развитие речи

Влияние мелкой моторики рук у дошкольников на развитие речи...

«Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Аттестационная  работаТема: «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»...

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики рук у дошкольников на развитие речи"

Влияние мелкой моторики рук у дошкольников на развитие речи....

Развитие мелкой моторики рук как условие успешного развития речи ребенка

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, тулов...

Памятка "Игры и пособия для развития мелкой моторики и их влияние на развитие речи"

Предложила вниманию родителей памятку "Игры и пособия для развития мелкой моторики и их влияние на развитие речи" ...

Папка-передвижка "Крупная польза мелкой моторики и ее влияние на развитие речи детей раннего возраста"

Папка-передижка, которая даст родителям представление о пользе мелкой моторики....