Мелкая моторика и ее влияние на развитие речи ребенка.
статья на тему
Мелкая моторика и развитие речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика и ее влияние на развитие речи ребенка.
Исследования М.М. Кольцовой
Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг».
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока — Белобока», «Коза — Рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.
Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л.В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Е.М. Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой (мелкой) моторики и зрительно-моторной координации.
Возраст Навыки поведения
1-2 года Держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
2-3 года Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.
3-4 года Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Собирает постройки из 9 кубиков. Рисует карандашами или цветными мелками. Складывает бумагу более чем 1 раз.
4-5 лет Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
Возраст Навыки поведения
3-6 месяцев Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 месяцев Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движения руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
1-2 года Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий.
2-3 года Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
3-4 года Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.
4-5 лет Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует человечка, изображая от двух до трех частей его тела. Копирует звезду, квадрат.
5-6 лет Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
Таким образом, развитие мелкой моторики характеризуется как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.
Виды деятельности по развитию мелкой моторики
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики у детей условно можно систематизировать следующим образом:
1 группа: игры с пальцами
пальчиковая гимнастика;
массаж пальцев и ладоней;
рисование пальцами.
2 группа: кукольный театр
настольный театр;
верховой театр.
3 группа: игры с мелкими предметами
игры с крупами и природным материалом;
работа с мелкими игрушками;
работа с мячом;
выполнение узоров из мелких деталей
4 группа: игры с ручными тренажерами
5 группа: изобразительная деятельность
рисование;
лепка;
аппликация;
конструирование
6 группа: работа с простым карандашом
обводка предметов по точкам;
дорожки;
штриховка силуэтов, рисование с помощью трафаретов и шаблонов;
рисование по клеточкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мелкой моторики рук у дошкольников на развитие речи
Влияние мелкой моторики рук у дошкольников на развитие речи...

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики рук у дошкольников на развитие речи"
Влияние мелкой моторики рук у дошкольников на развитие речи....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как условие успешного развития речи ребенка"
Дано теоретическое обоснование темы и практические материалы...
Развитие мелкой моторики рук как условие успешного развития речи ребенка
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, тулов...

Памятка "Игры и пособия для развития мелкой моторики и их влияние на развитие речи"
Предложила вниманию родителей памятку "Игры и пособия для развития мелкой моторики и их влияние на развитие речи" ...

Папка-передвижка "Крупная польза мелкой моторики и ее влияние на развитие речи детей раннего возраста"
Папка-передижка, которая даст родителям представление о пользе мелкой моторики....

Консультация для родителей «Игры на мелкую моторику рук, их влияние на развитие речи ребенка»
Консультация ля родителей. Обзор игр на развитие мелкой моторики рук дошкольников. Влияние данных игр на речевое развитие детей.Подготовила – Белова Инна Викторовна, воспитатель ГБДОУ детс...