Мелкая моторика и ее влияние на развитие речи ребенка.
статья на тему
Мелкая моторика и развитие речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_i_ee_vliyanie_na_razvitie_rechi.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика и ее влияние на развитие речи ребенка.
Исследования М.М. Кольцовой
Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг».
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока — Белобока», «Коза — Рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.
Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л.В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Е.М. Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой (мелкой) моторики и зрительно-моторной координации.
Возраст Навыки поведения
1-2 года Держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
2-3 года Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.
3-4 года Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Собирает постройки из 9 кубиков. Рисует карандашами или цветными мелками. Складывает бумагу более чем 1 раз.
4-5 лет Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
Возраст Навыки поведения
3-6 месяцев Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 месяцев Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движения руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
1-2 года Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий.
2-3 года Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
3-4 года Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.
4-5 лет Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует человечка, изображая от двух до трех частей его тела. Копирует звезду, квадрат.
5-6 лет Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
Таким образом, развитие мелкой моторики характеризуется как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.
Виды деятельности по развитию мелкой моторики
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики у детей условно можно систематизировать следующим образом:
1 группа: игры с пальцами
пальчиковая гимнастика;
массаж пальцев и ладоней;
рисование пальцами.
2 группа: кукольный театр
настольный театр;
верховой театр.
3 группа: игры с мелкими предметами
игры с крупами и природным материалом;
работа с мелкими игрушками;
работа с мячом;
выполнение узоров из мелких деталей
4 группа: игры с ручными тренажерами
5 группа: изобразительная деятельность
рисование;
лепка;
аппликация;
конструирование
6 группа: работа с простым карандашом
обводка предметов по точкам;
дорожки;
штриховка силуэтов, рисование с помощью трафаретов и шаблонов;
рисование по клеточкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние мелкой моторики рук у дошкольников на развитие речи
Влияние мелкой моторики рук у дошкольников на развитие речи...
«Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Аттестационная работаТема: «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»...
Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики рук у дошкольников на развитие речи"
Влияние мелкой моторики рук у дошкольников на развитие речи....
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как условие успешного развития речи ребенка"
Дано теоретическое обоснование темы и практические материалы...
Развитие мелкой моторики рук как условие успешного развития речи ребенка
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, тулов...
Памятка "Игры и пособия для развития мелкой моторики и их влияние на развитие речи"
Предложила вниманию родителей памятку "Игры и пособия для развития мелкой моторики и их влияние на развитие речи" ...
Папка-передвижка "Крупная польза мелкой моторики и ее влияние на развитие речи детей раннего возраста"
Папка-передижка, которая даст родителям представление о пользе мелкой моторики....