консультация: трудовое воспитание дошкольника
консультация на тему
приобщение ребенка к социально-полезной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.
Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности.
В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.
Каждому - свое.
При выборе обязанностей стоит отталкиваться от темперамента, ежедневных обязанностей вне дома, хобби и т.д. Если сын любит порядок, - предложите ему следить за обеденным столом, на котором должны стоять салфетки, солонка, зубочистки и т.д., зато мусора - вечных крошек и грязной посуды - быть не должно. Пусть он сгребает все лишнее в раковину. Даже если она на первых порах будет выглядеть кладбищем грязной посуды, вы все равно выиграете. Потому что вам уже не придется "вылизывать" стол. Вам останется только посуда, а она у вас и так есть. Если, конечно, ее мытье не выберет кто-то из домашних.
Если ребенку нравится вытирать пыль, предложите вытирать окна или подоконники. Причем важен небольшой объем работы, результат которой будет виден сразу. И не просто вытирать, а следить за тем, чтобы они всегда были чистыми.
В нашем с вами случае важно, чтобы у ребенка сформировалась привычка не столько к деятельности, сколько к получению результата. А также к ответственности - наверное, самому важному навыку и пониманию, который предстоит постичь ребенку. Пусть чистый подоконник, за который будет отвечать он, станет для него маленьким шагом на пути к приобретению этого ценного навыка.
Пусть дети участвуют в процессе выбора обязанностей. Это игра, а не принудиловка. Если вам кажется, что для самого маленького члена семьи обязанностей не находится, что он слишком мал, чтобы взяться даже за самое простое, разбейте несколько дел на маленькие части. И предложите взять что-то небольшое.
Даже если малыш будет отвечать за то, чтобы вымытая посуда была расставлена по местам, для него это уже будет важным участием в общем процессе. Помните, что, распределяя домашние обязанности, вы делаете подарок не только себе, но и своим близким. Ваше сэкономленное время, силы, нервы будут теперь принадлежать им, а не бесконечному быту.
Первый раз вместе с мамой
Не стоит думать, что ребенок сразу возьмет и сделает то, что вы ему поручили. Скорее всего, это не произойдет. Поэтому пройдите с ним первый раз каждую обязанность с начала и до конца. Нужно вытереть пыль с подоконника? Покажите, где лежит тряпочка и где она будет его ждать с этих пор, покажите, что ее нужно намочить, выжать, вытереть пыль, потом снова промыть, выжать и только тогда работа будет закончена. Ребенок имеет право знать, как делать правильно и как убирать за собой инструменты после работы.
Каждому "спасибо" - свое время и место.
Обязательно хвалите, награждайте своим вниманием, отмечайте, насколько это важно лично для вас, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Особенно на начальном этапе!
Благодарность, как и любой другой навык, можно сформировать. Говорите "спасибо" своим детям за их труд, за быстрое исполнение обязанностей. Но говорите, если этот труд действительно помог вам и вашей семье.
"Спасибо" или любая другая благодарность, похвала имеет великую силу. Но тогда, когда звучит к месту и ко времени. Когда вы показываете, что на самом деле оценили помощь, что она заметна глазу. Что есть результат, который очень всем нужен.
Процесс пошел!
Приготовьтесь к тому, что первые две недели (может быть, это произойдет и раньше) вам понадобится напоминать ребенку о том, что именно эти обязательства он на себя взял. Не пропускайте ни одного дня. Следите больше не за ребенком, а за собой. Ваша задача - помочь ему создать привычку, как чистить зубы по утрам или заправлять постель.
Вашим девизом должно стать "Сначала обязанности по дому, а потом все остальное!". Пусть дети приучаются, что игры следуют после необходимых по дому дел. Как вознаграждение за труд, который может позволить себе любой человек.
Разумеется, могут быть исключения. Не стоит вводить террор и репрессии. Если сегодня ребенок пришел из школы уставшим и хочет выспаться, стоит пойти ему на встречу. Но он должен помнить, что его обязанности из-за этого никто отменять не будет. Они останутся при нем. И должны быть выполнены в ближайшее время.
Пусть ребенок привыкает, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями. Что он точно также вносит свой вклад в общий уклад жизни. Что от него зависит многое. И это многое он может дать, получив свою порцию благодарности и ощущение нужности.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ТРУДЕ
Маленькое дело лучше большого безделья.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Кто любит труд, того люди чтут.
Велик телом, да мал делом.
Мала пчелка, да и та работает.
Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
Рабочие руки не знают скуки.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Какова работа, такова и плата.
Какие труды, такие и плоды.
Звону много, да толку мало.
Птицу узнают в полете, а человека в работе.
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Всякая птица своим клювом сыта.
Велик телом, да мал делом.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Без терпенья нет уменья.
В иных руках и горсть пыли в золото превращается.
Без работы день годом кажется.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация. Трудовое воспитание дошкольника в семье.
Что воспитывает и какие качества формирует труд детей? И как сделать так, чтобы труд был в радость, а не заставлять ребёнка? Рекомендации, приведенные в этой консультации, помогут родителям правильно ...
Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...
Консультация «Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС»
1. Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.2. Развитие профессиональных качеств педагогов по...
Консультация Трудовое воспитание дошкольника
Консультация Трудовое воспитание дошкольника...
Консультация для педагогов "К трудовому воспитанию дошкольников, через физическое воспитание""
Трудимся играя!...
Консультация "Трудовое воспитание дошкольников"
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка....
консультация: Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду
Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду»....