Задания для оценки познавательной готовности ребёнка к школе
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Подготовка ребёнка к школе – длительный и комплексный процесс, подразумевающий развитие у него способностей, необходимых для успешного освоения школьных навыков (чтения, письма, счёта). Готовность к обучению в школе понимается как комплекс определённых качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения в школьную жизнь. Выделяют несколько видов готовности к школе. Познавательная готовность предполагает наличие у ребёнка определённого комплекса знаний и умений, который понадобится ему для успешного обучения в школе. Поэтому, задаваясь вопросом «Готов ли ребёнок к школе?», родителям и нам, педагогам, важно знать, соответствуют ли знания и умения дошкольника его возрасту.
Подготовка ребёнка к школе – длительный и комплексный процесс, подразумевающий развитие у него способностей, необходимых для успешного освоения школьных навыков (чтения, письма, счёта). Готовность к обучению в школе понимается как комплекс определённых качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения в школьную жизнь. Выделяют несколько видов готовности к школе. Познавательная готовность предполагает наличие у ребёнка определённого комплекса знаний и умений, который понадобится ему для успешного обучения в школе. Поэтому, задаваясь вопросом «Готов ли ребёнок к школе?», родителям и нам, педагогам, важно знать, соответствуют ли знания и умения дошкольника его возрасту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_otsenki_poznavatelnoy_gotovnosti_rebyonka_k_shkole.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика познавательной готовности детей к школе
Подготовка ребёнка к школе – длительный и комплексный процесс, подразумевающий развитие у него способностей, необходимых для успешного освоения школьных навыков (чтения, письма, счёта).
Готовность к обучению в школе понимается как комплекс определённых качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения в школьную жизнь. Выделяют несколько видов готовности к школе.
Познавательная готовность предполагает наличие у ребёнка определённого комплекса знаний и умений, который понадобится ему для успешного обучения в школе. Поэтому, задаваясь вопросом «Готов ли ребёнок к школе?», родителям и нам, педагогам, важно знать, соответствуют ли знания и умения дошкольника его возрасту.
Специалисты выделяют следующие предпосылки успешного обучения ребёнка к школе:
- Внимание и память, зрительно-пространственное восприятие, различение звуков, графические навыки, логика, т.е. базовые способности и умения, которые формируются в ходе развития ребёнка от самого рождения и развитие которых влияет на всё его последующее обучение.
- Словарный запас, связная речь, представления об окружающем мире, математические представления, основы грамоты, т.е. это преимущественно знания и умения дошкольника – то, чему его научили.
С целью выявления проблем познавательной готовности ребёнка к школе, оценки их серьёзности, а также планирования программы дополнительных занятий с воспитанником проводится педагогическая диагностика (обязательно в присутствии психолога).
Для успешного проведения диагностики необходимо соблюдать ряд правил. В первую очередь важно установить контакт с ребёнком и его родителями (законными представителями), создать спокойную, доброжелательную атмосферу, заинтересованное отношение.
Проведение полной диагностики требует значительного времени. В зависимости от утомляемости дошкольника, его способности к концентрации можно провести диагностику в течение нескольких встреч продолжительностью по 25 – 30 минут.
Важно не торопить ребёнка при выполнении заданий, отслеживать его утомляемость, ориентироваться на предпочтения (например, в выборе сюжетных картинок), предлагать задания, связанные с разными видами деятельности. Всё это поможет дошкольнику проявить себя наиболее полно.
От того, как мы, педагоги будем предлагать задание и общаться с ребёнком, во многом зависит успешность ребёнка и точность диагностики.
Перед проведением диагностики необходимо убедиться в том, что:
- Ребёнок не утомлён, у него хорошее настроение.
- В помещении относительно тихо, нет рядом игрушек, которые могут отвлечь дошкольника.
- Другие воспитанники не будут отвлекать ребёнка или подсказывать ему.
В ходе диагностики предлагать ребёнку ответить на вопросы, сделать разные задания, которые нужно приготовить заранее. Не стоит ограничивать выбор тестовых материалов. Если воспитанник не очень заинтересовался заданием или картинкой, предложить ему выполнить то же задание на более подходящем для него материале. То, что ему интересно, получается лучше. В этом случае ощущение успеха придаст ребёнку уверенности в своих силах, позволит преодолеть трудности и показать лучший результат.
Не стоит акцентировать внимание на оценке знаний, тестировании, не нужно сообщать ребёнку, что сейчас его проверят, готов ли он к школе.
Когда воспитанник выполняет задания, мы наблюдаем за ним, отмечаем для себя, в чём ребёнок успешен, а чему ещё нужно учиться, пытаемся понять, в чём причина затруднений, что вызывает у него интерес, а что скуку.
Можно поинтересоваться мнением воспитанника о предлагаемых заданиях, узнать, какие задания ему легко выполнить, а какие трудно, и почему. Внимание к дошкольнику и доброжелательное отношение – важные условия успешности проведения диагностики.
В приложении приведены задания для оценки познавательной готовности ребёнка к школе. Важно отметить, что большинство из перечисленных в приложении заданий проводится на наглядном материале и их сложность зависит от качества иллюстративного материала.
Если воспитанник показывает разные результаты по разным разделам, то необходимо обратить внимание именно на те разделы, выполнение заданий по которым вызвало у него наибольшие трудности.
Кроме познавательной готовности к школе важно оценивать степень физиологической зрелости ребёнка, а также уровень его личностной, мотивационной готовности к школьному обучению.
Одновременный учёт всех этих факторов поможет составить более объективную картину уровня готовности ребёнка к школе.
Приложение
Задания для оценки познавательной готовности ребёнка к школе
Фамилия имя ребёнка _________________________________
Возраст (на момент проверки) __________________________
Дата проверки ________________________________________
Предпосылки обучения в школе | Задание | Критерии оценки | Отметка о выполнении/ невыполнении |
Внимание и память | Чего не хватает? | Называет или показывает отсутствующие детали на изображении предметов (например, велосипед без колеса) | |
Найди отличия | Замечает отличия в деталях на одинаковых рисунках | ||
Зачеркни все домики и солнышки | Находит заданные пиктограммы в ряду других пиктограмм («корректурная проба» в рисуночном виде) | ||
Послушай и повтори | После нескольких прослушиваний запоминает (может повторить) ряд из 5-6 слов | ||
Рассмотри и найди такую же букву (цифру) | Запоминает графический символ, может найти его в ряду других символов (букв, цифр), не глядя на образец | ||
Зрительно – пространственное восприятие | Что нарисовано в правом верхнем углу? | Ориентируется на листе бумаги (на странице): может определить по просьбе верхнюю сторону, нижнюю, левую, правую; показать середину (центр) листа, левый верхний угол, правый нижний угол и т.д. | |
Догадайся, что нарисовано | Узнаёт «зашумлённые» и неполные изображения (среди лишних линий, при наложении изображений друг на друга, по точечному контуру и т.д.) | ||
От какого пирога кусочек? | Подбирает подходящую часть к неполному изображению (например, часть круга) | ||
Какое яблоко висит выше? | Сравнивает взаимное расположение предметов на рисунке (выше – ниже) | ||
Что находится слева от чашки? | Определяет положение «слева», «справа» относительно неодушевлённых предметов | ||
Собери картинку | Собирает разрезанную картинку из 6-8 частей по образцу | ||
Какая машина дальше от гаража? | Сравнивает взаимное расположение предметов на рисунке (ближе – дальше) | ||
Найди все геометрические фигуры на рисунке и назови их | Распознаёт геометрические фигуры на рисунке, может назвать (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) | ||
Расположи звёздочки по порядку | Сравнивает размер предметов (больше – меньше) и расставляет 5-8 однородных предметов (или карточек с изображением предметов) по возрастанию или убыванию размера | ||
Графические навыки | Нарисуй человечка | Рисует человека, более-менее соблюдая пропорции и взаимное расположение основных частей тела и лица, с детализацией лица, одежды | |
Угадай, что начал рисовать художник, и дорисуй | Может дорисовать, более-менее соблюдая пропорции, симметричную половину простого контурного рисунка (яблоко, гриб, ёлочка) | ||
Помоги мышке спрятаться в норку | Проводит карандашом линию в лабиринте (шириной 5-6 мм), на задевая границ | ||
Нарисуй такой же коврик | Срисовывает коврик с простым геометрическим узором, более-менее соблюдая форму и пропорции главного контура, а также взаимное расположение 5-6 деталей | ||
Продолжи узор | Продолжает непрерывный узор (волна, петельки), придерживаясь строчки | ||
«Графический диктант» | Рисует узор по сторонам клеточек под диктовку (одна клетка вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз) и может продолжить узор | ||
Различение звуков | Повтори слова (например, башня – пашня, сова – софа, гол – кол, коза – коса, дом – том, шар – жар) | Различает звонкие и глухие согласные звуки, правильно повторяет слова | |
Повтори слова (например, мыло – мило, ласка – Аляска, лук – люк, сом – сёмга, эхо – ехал) | Различает твёрдые и мягкие согласные звуки | ||
Повтори слово (например, аквариум, печенье, электричество и др.) | Может правильно повторить сложное слово | ||
Словарный запас | Назови одним словом (например, стол, стул, шкаф, диван – это… мебель) | Может назвать одним словом группу однородных предметов на слух и по картинкам | |
Продолжи ряд слов (например, ласточка, ворона, сорока, а ещё.. голубь, синица) | Дополняет ряд слов с общим значением | ||
Подбери слова – действия (например, собака лежит, кусает, лает. А мышка что делает?) | Подбирает несколько глаголов, подходящих для описания действий человека или животного | ||
Подбери «слово – наоборот» (например, тёплый – холодный) | Подбирает слово с противоположным значением (антоним) | ||
Подбери подходящее слово: «Как едет машина? – Быстро» | Подбирает слова, отвечающие на вопрос «Как?» (наречия) для описания предмета | ||
Поставь машину под стол (в, на, под, над, перед, за, между, возле, около, рядом, слева, справа) | Выполняет несложные инструкции с предлогами и наречиями | ||
Связная речь | Посчитай и скажи, сколько пирогов на каждом рисунке (например, одна кошка, две кошки, пять кошек; одна свеча, две свечи, пять свечей и т.д.) | Правильно согласовывает в речи числительные с существительными | |
Рассмотри картинку и скажи, к кому пришёл зайчик (например, «Кого встретил Колобок?- Волка» | Правильно употребляет в речи падежные окончания существительных | ||
Послушай и ответь на вопрос (например, «Это дом из дерева. Какой это дом?») | Прослушав пример, ребёнок может образовывать прилагательные, отвечая на вопрос «Какой?» | ||
Послушай и ответь на вопрос (например, «Это следы собаки. Чьи это следы? Собачьи») | Прослушав пример, ребёнок может образовывать прилагательные, отвечая на вопрос «Чей?» | ||
Рассмотри картинку и составь по ним рассказ | Составляет связный рассказ по серии картинок (4-6 картинок) | ||
Послушай сказки и скажи, какая сказка в стихах, а какая нет (например, ребёнок слушает фрагмент «сказки о Золотом петушке и его изложение прозой) | Прослушав тексты, ребёнок отличает стихи от прозы | ||
Представления об окружающем | Диагностируется в ходе беседы с использованием стимульного материала | Называет своё имя, фамилию, возраст | |
Может назвать свой адрес (посёлок, улицу, номер дома и квартиры) | |||
Называет полные имена родителей, братьев и сестёр (имя, отчество, фамилию) | |||
Может назвать несколько профессий, рассказать, чем занимаются эти люди, соотнести характерные предметы с определёнными профессиями | |||
Различает окружающих по полу, возрасту (старше – моложе), родственным отношениям (дети – родители, бабушка/ дедушка – внук/ внучка, сестра – брат, тётя – дядя) | |||
Знает основные правила поведения на дороге (знаки светофора, некоторые дорожные знаки) | |||
Различает по внешнему виду цветы, кустарники, деревья, знает некоторые названия; различает съедобные плоды | |||
Различает некоторые экосистемы (луг, лес, поле) | |||
Различает диких и домашних животных, знает их названия | |||
Понимает, чем живое отличается от неживого, может объяснить (живое дышит, ест, рождает детёнышей) | |||
Знает названия, характерные признаки и последовательность времён года | |||
Знает названия и последовательность времени суток, может назвать ежедневные действия, связанные с определенным временем суток | |||
Математические представления | Диагностируются в ходе беседы с использованием стимульного материала | Пересчитывает предметы от1 до 10 | |
Знает цифры, соотносит количество предметов с цифрами | |||
Называет числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; может назвать или показать, какая цифра пропущена в числовом ряду | |||
Сравнивает количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же» (или одинаково) | |||
Может показать на картинке (или смоделировать на предметах), где на 1 предмет (или 2) больше/ меньше | |||
Знает знаки >, <, =; может сравнить числа с опорой на наглядность | |||
Имеет представление о составе чисел (до 5); может дополнить количество предметов до заданного числа | |||
Имеет представление об арифметических действиях 9сложение и вычитание); может смоделировать действия по условию задачи; может составить равенство для решения задачи (на нахождение суммы, остатка, увеличения/ уменьшения на несколько единиц | |||
Различает геометрические фигуры и знает их названия (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), различает некоторые объемные фигуры (куб, цилиндр, пирамида, призма) | |||
Логические способности | Рассмотри картинку и ответь на вопросы (например, «Сколько цветов на рисунке? А сколько растений?» - на рисунке два цветка, ёлка и кустарник) | Отличает частное от общего, верно отвечает на вопрос | |
Выбери картинки, которые подходят друг другу (например, картина и краски, удочка и рыба) | Подбирает пары логически связанных картинок | ||
Рассмотри картинку. Расскажи, что случилось | Понимает причинно – следственные связи, может определить с опорой на специально подобранные картинки мотивы поступков или эмоциональных состояний персонажей | ||
Подбери подходящее слово (например, зимой холодно, а летом … (тепло); ботинки – ноги, варежки - … (руки) и т.д.) | Подбирает слова по аналогии | ||
Рассмотри картинки. Какого рисунка не хватает? (например, в верхнем ряду – зелёное яблоко, жёлтое яблоко, в нижнем – зелёная груша и …) | Устанавливает закономерность расположения картинок в таблице 2х2, подбирает рисунок по аналогии (дорисовывает или подбирает подходящую картинку – жёлтую грушу) | ||
Рассмотри узор. Какая фигура будет следующая? А потом? Продолжи узор (например, палочка, кружок, палочка, кружок, палочка, кружок) | Устанавливает закономерность расположения элементов в ряду; подбирает рисунки по аналогии, дорисовывает ряд, соблюдая закономерность чередования элементов | ||
Основы грамоты | Я сейчас скажу слово по слогам, а ты попробуй угадать, какое это слово: ма…ши…на | Различает слоги в слове; на слух соединяет слоги в слова | |
Послушай и скажи, где находится звук (К): в начале, в середине или в конце слова (Кот. Совок. Молоко) | Различает звуки в слове; может определить место звука в слове (в начале, в конце, в середине) | ||
Послушай и скажи, сколько слов в предложении: «Мама принесла вкусное печенье» | Различает слова в предложении, определяет количество слов | ||
Придумай предложение со словом книжка | Может составить предложение на заданную тему или с заданным словом | ||
Диагностируется в ходе беседы с использованием печатной азбуки | Знает некоторые наиболее частотные буквы алфавита; может прочитать несколько слов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме: "Оценка готовности ребёнка к школе".
«Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными... Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного во...
Комплекс вопросов и заданий для проверки готовности ребёнка к школе.
Материал для родителей и воспитателей подготовительных к школе групп....
Методическая разработка "Комплекс вопросов и заданий для проверки готовности ребёнка к школе"
Материал для родителей и воспитателей подготовительных к школе групп...
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....
Задания для проверки готовности ребёнка к школе
Расскажи о себе❀ Попросите ребенка дать интервью о себе. Вы будете корреспондентом, а он будет отвечать на ваши вопросы:♦ Как тебя зовут (фамилия, имя, отчество)?♦ Сколько тебе лет? ...
"Познавательная готовность ребёнка к школе"
консультация...