Информация для родителей "Развитие речи с помощью дидактических игр".
статья (младшая группа) на тему

Мамонтова Татьяна Сергеевна

Информация как развить речь, с помощью дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР - детский сад «Родничок».

Информация для родителей:

«Развитие речи с помощью дидактических игр».

Выполнила воспитатель:

Мамонтова Татьяна Сергеевна.

р. п  Хохольский-2016г.

Актуальность различных исследований, посвященных проблеме развития речи детей, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматриваются в педагогике, психологии философии как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Овладение речью у детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов.                                         Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию они лучше воспринимают в играх, поскольку игровая составляющая повышает интерес к процессу, усиливает внимание и концентрацию, а многократные повторы позволяют усваивать знания даже самым рассеянным малышам. Соревновательный момент очень важен для прирожденных лидеров. В процессе игры проявляется детский характер, особенности воображения и мышления, активность, эмоциональность, уровень социальной адаптации и прогрессирующая потребность в контакте и общении.                                                                                                 В своей работе особое внимание мы уделяем дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок    Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.                                        В зависимости от используемого материала дидактические игры по развитию речи бывают следующих видов:                                                     Игры с предметами - игрушками,                                         подручными и природными материалами;          настольные игры с использованием печатных материалов;   словесные игры.                                                        Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме навыкам использования слов (активизации словарного багажа), улучшения навыков коммуникации. За период дошкольной подготовки ребенку необходимо освоить словарный запас, позволяющий без проблем общаться с ровесниками и взрослыми людьми, успешно получать школьные знания, понимать излагаемый материал (содержание литературных произведений, формулировку математических задач и т.д.). Поэтому основная задача дошкольного воспитания – максимальное развитие речи, посредством дидактических игр которое происходит эффективнее и качественнее.
      Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:                                                         1. Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;                                                 2. Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;                                                                         3. Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;          4. Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;         5. По мере развития познавательных возможностей дидактические игры,  по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов;                                                                                         6. Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;                                                                                                 7. Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника,  в занимательной игровой форме;                                         8. Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;                                                                 9. Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.                                         Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.
Система современных дидактических игр для развития связной речи - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в различных условиях. Современная речевая дидактическая игра является теми условиями, в которых может быть реализована речевая практика. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.        В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых малыш должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок. В период дошкольной подготовки важно научить ребенка повествовательной речи, умению составлять и произносить монологи − для этого в форме игры можно предлагать описывать конкретные ситуации, такие как дальнее путешествие, посещение зоопарка, сказочное путешествие, с подробным описанием деталей (объектов, свойств, качеств, действий и др.). Дидактические игры для развития речи способствуют реализации характерных возрастных возможностей гармоничного психического развития дошкольников, подготавливая их поэтапно к школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Консультация «Развитие речи с помощью дидактических игр в старшей группе»

Развитие речи через дидактические игры в старшей группе.Актуальность различных исследований, посвященных проблеме развития речи детей, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в с...

Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША», КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Тема...

План работы по самообразованию «Развитие речи с помощью дидактических игр»

Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в ...

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы на 2020-2021 гг. Тема: «Развитие речи с помощью дидактических игр»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида»Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя подготовит...

Перспективный план для детей 2-4 лет по развитию речи с помощью дидактических игр экологического содержания

Перспективный план содержит разнообразные дидактические игры по экологии, способствующие развитию речи детей....

Статья " Развитие речи с помощью дидактических игр" В подготовительной группе.

Развитие речи с помощью дидактических игр.«Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, ...