Компьютер и малыш
консультация на тему

Захарова Людмила Валерьевна

Рекомендации родителям по подбору компьютерных игр для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuter_i_malysh.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютер и малыш

Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.

Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили формы детской игры.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста.

В этом возрасте у детей развивается воображение, которое в свою очередь развивает мышление. Однако бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его только как игрушку. Важно, чтобы компьютер стал помощником в обучении, а не только игрушкой.

Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.

Однако современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, дум-игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы

Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры, отличаются следующими качествами:

- мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;

- ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;

- на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;

- речь как способ общения остается примитивной;

- способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;

- при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации.

Рано или поздно перед взрослыми неизбежно встает вопрос выбора, какие компьютерные игры нужны дошкольнику? Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то родители должны быть в курсе игровых новинок и обсудить с ребенком содержание новой игры. Совместное обсуждение может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем.

Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает

Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием.

В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.

Развивающие игры

Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка.    Развивающим программам присущ исследовательский характер.

К программам развивающего типа относятся:

  • разнообразные графические редакторы, "рисовалки", "раскрашки", конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;

  • текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста;

  • "Конструкторы сред" с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания "режиссерских" компьютерных игр;

  • Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;

  • "Конструкторы сказок", совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.

Обучающие игры

В этот класс входят игры, связанные:

  • С формированием у детей начальных математических представлений;

  • С обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо;

  • С обучением родному и иностранному языкам;

  • С формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;

  • С эстетическим, нравственным воспитанием;

  • С основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Игры – эксперименты

В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это является ключом к достижению решения игровой задачи.

Логические игры

Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры – забавы

В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо "микромультика". Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.

Самое главное во всех компьютерных играх – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики. В любых играх детям необходимо управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с "мышью". Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости, что в дальнейшем облегчит усвоение письма. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Развивается умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Так развивается произвольность в поведении дошкольников.

Много программ и все они разные… Большой выбор их мы видим на прилавках магазинов, киосков,… Какой продукт выбрать каждый решает сам, но важно учесть возможности, которые предоставляет конкретная игра для развития ребенка.

Уважаемые родители, помните, что игры так увлекают, что ребенок забрасывает все дела и часами просиживает за компьютером. Ограничения в работе с компьютером связаны, в первую очередь с нагрузкой на зрение и позвоночник. А ведь организм ребенка еще не до конца сформировался и к большим нагрузкам не готов. Чрезмерное увлечение компьютером сказывается на здоровье ребенка следующим образом:

- ухудшается зрение;

- повышается утомляемость;

- появляются головные боли;

- искривляется позвоночник, приобретается сколиоз;

- начинают беспокоить боли в спине, шее, плечах и пояснице;

- утомляются и начинают болеть пальцы рук;

- малоподвижность может привести к плохому самочувствию и даже ожирению;

- появляется нервозность, нарушается сон.

Все это возможно, если ребенок сидит за компьютером часами и не делает перерывов на отдых. Но, согласно исследованиям, если ребенок подходит к компьютеру на пятнадцать минут в день 2-3 раза в неделю, это нисколько не повредит его здоровью.

- продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет – 10 минут;

Интересные, соответствующие возрастным особенностям дошкольника игры, вы можете найти в интернет-проекте «Шишкин лес». «Шишкин лес» - это не только компьютерные игры, но и телепередачи об обитателях Шишкиного леса, а также детский журнал, выходящий ежемесячно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Малыш и компьютер"

Многие родители задаются вопросами. А не опасен ли компьютер для ребёнка? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию ? Какие игры, программы полезны для малыша, а как...

Компьютер: хорошо или плохо для вашего малыша?

Компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности может быть и полезным, и вредным Хотим мы или не хотим этого, но компьютер постепенно становится обычным атрибутом быта – таким,как телефон,...

Зачем малышу компьютер?

Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок как можно раньше запомнил буквы, научился читать и считать? Тогда на помощь вам придёт именно компьютер....

Малыш и компьютер

Советы родителям о пользе и вреде компьютера. Можно использовать в детском саду в родительском уголке....

Семь основных правил при работе малыша за компьютером.

Семь основных правил при работе малыша за компьютером: ·       При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.·...

"Компьютер для малышей"

Сегодня планшет в руках у дошкольника не вызовет ни у кого смятения. Современная портативная техника предлагает пользователям множество возможностей. Так можно смотреть мультики, играть, слушать музык...

малыш и компьютер

Малыш и компьютерСовременные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видеоряд. Но хороша...