« Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников».
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: « Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников».
Данная тема эта выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Есть такое понятие «Игра – школа жизни для ребёнка». Согласны ли вы с этим понятием? Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – это машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.
Великий педагог А.С.Макаренко говорил: «Каков ребёнок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет».
Игра для ребёнка – способ познания окружающего мира, не зря говорят, что для детей игра – дело серьёзное. это:
Ни к какой деятельности, ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Если вы хотите развивать необходимые способности малыша, научить его думать, понимать речь взрослых, действовать с предметами, играйте с ним как можно чаще.
Уважаемые родители, сегодня мы поговорить о том, как обеспечить полноценное развитие наших детей и поговорить с вами об одном из аспектов этой проблемы – о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Кто-то из вас лишь мельком слышал о значимости развития мелкой моторики, кто-то имеет более углубленные знания по этой теме. Моя задача – донести до каждого из вас важность развития руки ребенка.
Вопросы к родителям:
- Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой?
- Как?
- Как вы играете с пальчиками ваших детей?
- Для чего вы это делаете?
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученные на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок достигнет сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
А сейчас предлагаю всем поиграть в пальчиковую игру «Капуста»:
Что за скрип? Сжимаем и разжимаем кулачки.
Что за хруст? Ладони пальцами вверх, переплетаем пальцы.
Это что еще за куст? Ладони с растопыренными пальцами перед собой
- Как же быть без хруста Пальцы вверх переплетаем.
Если я капуста? Пальцы полусогнуты, изображают кочан.
Мы капусту рубим, рубим… Ребро ладони.
Мы морковку трем, трем… Кулачками трем друг о друга.
Мы капусту солим, солим… Щепотками.
Мы капусту жмем, жмем. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
- Способствует овладению навыками мелкой моторики.
- Помогает развивать речь.
- Повышает работоспособность коры головного мозга.
- Развивает у ребенка психические процессы : мышление, внимание, память, воображение.
- Снимает тревожность.
У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.
- На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок – солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное – развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
- Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Кусочки пластилина
Катает наша Зина,
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
.
- Дети очень любят играть с бумагой и ножницами. Для данного возраста будет достаточно ребенку нарезать полоски бумаги.
- Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
- Можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
- Катать крупу между большим и указательным пальцами;
- Придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
- Покатать между ладоней шестигранный карандаш:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
- Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки). Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, в настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.
- Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук (предлагает родителям попробовать).
А теперь сделаем пальчиковую гимнастику под музыку «Веселая мышка»
Игра – обязательный спутник детства.
Ваша игра с ребёнком готовит его к жизни. Через игру он может, понять, что, во-первых, его не всегда ждёт успех; во-вторых, что для успеха надо работать, думать и много знать.
Желаю Вам интересных игр с вашими детьми. Дорогие родители, спасибо за совместную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников
родительское собрание...
Сценарий родительское собрание во второй младшей группе детского сада. Тема: « Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников».
Как обеспечить полноценное развитие детей? Разговор об одном из аспектов этой проблемы – о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Основная задача – донест...
Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников.
Умные пальчики. Движения пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связаны с речевой функцией. Известно, что до появления словесной речи первобытный человек, производя разли...
Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольника.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функцио...
"Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников"
Родители сидят по 5—6 человек за столами, на которых лежат разнообразные предметы: мозаика, разные виды конструкторов, семена, орешки, косточки, пуговицы, крупа, бусинки, пластилин, бумага, ножницы, ш...
Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников
Мы рассказываем родителям о значении мелкой моторики. Что дает пальчиковая гимнастика детям. Предлагаем наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей. Предлагаем памятку д...
Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...