"Воспитание вежливости в семье"
консультация (старшая группа) по теме

Сюнякова Светлана Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_vezhlivosti_v_seme.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                Консультация  для

                                                                                                                         родителей                                      

                                                                                                                        Разработала  

                                                                                                                       Воспитатель

                                                                                                          «МБДОУ Детский сад№54»

                                                                                                                        Сюнякова С.А.                                                                                                                    

Вежливость – первая и самая приятная добродетель

Английский естествоиспытатель и моралист Д. Леббок заметил: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». Какие мудрые и верные слова и как часто мы не находим взаимопонимания с людьми, искренне стремясь к этому, только потому, что не можем подобрать нужных слов, не умеем вести себя адекватно ситуации… Формирование культуры речевого общения, с нашей точки зрения, важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами.

Актуальность этой проблемы в наше время определяется и тем, что современный ребенок испытывает сильную психологическую нагрузку, так что число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, дошкольное учреждение, магазины, общественный транспорт, дополнительные занятия). И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит, владеть основами культуры речи, что во многом зависит от создания доброжелательной, спокойной атмосферы общения.

В процессе общения детей друг с другом и со взрослыми нередко наблюдаются конфликтные ситуации, определяемые авторитарным стилем поведением детей, их непониманием, как нужно вести себя в той или иной ситуации, какие слова найти, чтобы вызвать ответную благожелательную реакцию. Важную роль в формировании культуры речевого общения играет взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. Поэтому одна из задач работы детского сада по этой проблеме – установить взаимосвязь между уровнем представлений о речевом этикете у детей и родителей.

Результаты исследований, проведенных во многих дошкольных учреждениях, свидетельствуют: в общении с детьми современные родители испытывают определенные трудности, а отсюда и серьезные недостатки в формировании речевого общения, речевого этикета.

Основные причины их состоят в следующем:

1. Родители в основном занимаются проблемами быта и материального обеспечения семьи и крайне мало внимания уделяют детям, общению с ними, почти не интересуются их внутренним миром, их жизнью в обществе сверстников.

2. Дети дома больше всего «общаются» с телевизором, компьютером, DVD и другой техникой, «выключены» из жизни родителей, а отсюда – всего шаг до взаимного непонимания в подростковом и более старшем возрасте.

3. Родители сами не владеют правилами речевого этикета или же весьма непоследовательны в своих воспитательных воздействиях, т. е. занимаются этим время от времени, не проверяют, придерживается ли ребенок норм речевого общения, не наказывают за грубость, невежливость и т. д. Стихийность воспитательной работы ведет к тому, что ребенок зачастую знает, как надо себя вести, но практически этому не следует.

4. Родители нередко в присутствии детей занимают педагогически неправильную позицию, принимая решения, противоположные решениям воспитателя, не соглашаясь с его критическими замечаниями в адрес ребенка.

Таким образом, родителям необходимо постоянно повышать уровень своих педагогических знаний по проблеме формирования речевого этикета. Вежливость не рождается сама собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарим окружающим искреннюю улыбку. И кому, как не родителям, воспитателям решать эту повседневную, если хотите (образно говоря, ювелирную работу!

Советы родителям:

В старшем дошкольном возрасте уделяется особое внимание воспитанию вежливости, приветливости, сдержанности.

Учите детей приветливо здороваться и прощаться со всеми взрослыми и сверстниками (теперь уже без напоминания взрослого, показывать заведующую, воспитателей, и других сотрудников по имени и отчеству. Закрепляйте умение выслушивать взрослых, внимательно выполнять их требования, вежливо обращаться с просьбой и просить разрешения войти в кабинет заведующей или врача, благодарить за услугу, при необходимости предложить помощь. Приучайте детей с уважением относиться к труду и отдыху старших, дружить с товарищами, проявлять заботу о маленьких, оказывать им помощь, стараться успокоить плачущего.

Значительное место отводите воспитанию у детей культуры речи: способности отвечать, вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу, задавать вопросы, четко и ясно формулируя мысль и употребляя вежливые формы обращений, отвечать на вопросы полным ответом с хорошей дикцией и ясным произношением, разговаривать приветливо в доброжелательном тоне.

Прививайте детям навыки общественного поведения: первыми здороваться со всеми знакомыми, прощаться, вежливо благодарить за оказанную услугу, помощь или заботу, уметь проявить внимание и предупредительность к старшим, пожилым людям, родителям (поднять оброненную вещь, придерживать дверь и пропустить вперед себя, предложить помощь и т. д.) ; умение вести себя в общественных местах организованно, сдержанно, не нарушая покоя окружающих и не привлекая к себе их внимания, по необходимости уступать место взрослым и маленьким детям.

Литература:  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1994,186с.;

2. Анцыферова А. Г. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование. Психологические исследования социального развития личности. - М.: Институт психологии, 1991,123с.;

3. Бойков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании.-М.,1985,59 с.;4. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. - М, 1910, 207 с.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для умных и заботливых родителей "Секреты воспитания вежливого ребенка"

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры пове­дения? Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обще­стве? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти ...

Для умных и заботливых родителей "Секреты воспитания вежливого ребенка"

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры пове­дения? Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обще­стве? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти ...

конспект по этическому воспитанию "Вежливые слова"

конспект для старшей группы по теме Вежливые слова...

Воспитание вежливости

Памятки для родителей...

НОД по воспитанию вежливости "Урок вежливости."

целью данного мероприятия является - воспитание доброжелательных отношений со сверстниками, вежливости. правил этикета....