Сенсорное развитие детей раннего возраста
консультация на тему

Мокеева Татьяна Николаевна

Сенсорное развитие вашего ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.

С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития малышей приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень быстро схватывают.

Главными направлениями деятельности в этом возрасте является предметная, которая направлена на то, чтобы изучать и овладевать различными способами действий с любыми неопасными предметами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное и познавательное развитие

детей раннего возраста.

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка,  они требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги: сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д. Все это приводит к ограничению жизнедеятельности ребенка.

В работу по развитию познавательной сферы у детей раннего возраста входит сенсорное воспитание, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие мелкой моторики.

Сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире

Дети с задержкой речевого развития способны выделять основные признаки предметов: форму, величину, цвет, допуская ошибки, в силу имеющихся нарушений в речевом развитии.

Сенсорное развитие  у детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета.

Занятия с детьми проводятся по следующим  темам: «Величина», «Цвет», «Форма», по направлениям: развитие внимания и памяти, развитие зрительного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.

Основные задачи по формированию сенсорного восприятия у детей:

• формирование сенсорно-перцептивной способности: учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

• развитие зрительного, слухового и тактильно-кинестетического восприятия и сосредоточения;

• развитие системы зрительно-слухо-двигательной связи;

• обучение детей сравнению и различению предметов по форме, величине, цвету;

• формирование поисковых способов ориентировки – пробы, практическое примеривание, зрительное соотнесение при решении практических или игровых задач;

• формирование системы обследовательских действий;

• обогащение сенсомоторного опыта;

• формирование  потребности в предметной «новизне».

Примерный перечень игр используемый в работе с детьми:

на выделение предметов из фона: «Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», игры в сухом бассейне, например, «Собери в корзинки шарики красного цвета», «Веселый зоопарк» и др.

на идентификацию предметов и движений: «У кого такая картинка?», «Найди пару», «Какой сюда подходит?», «Кто что делает?», «Веселые человечки», «Нравится – не нравится», «Зеркальце, скажи…», «Что звучит?» и др.

на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что  нарисовано», «Почтовый ящик» и др.

на развитие восприятия отношений по величине: «Розовая башня», «Цветные цилиндры», «Гаражи и машины», «Закрой коробочки», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» и др.

Ознакомление с окружающим миром.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами  и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

У детей с задержкой речевого развития имеются трудности в овладении знаний по ознакомлению с окружающим миром. У них наблюдается бедность словарного запаса, в силу данного нарушения, что препятствует полноценному освоению знаний: формированию у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире, формированию у  детей знаний о предметах и объектах окружающего мира, их назначении и функциях, расширению представления о ближайшем окружении.

У детей с задержкой психического развития нарушения познавательной деятельности обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики. Такие дети часто отвлекаются, невнимательны, затрудняются в выделении признаков предметов и явлений природы, не умеют классифицировать предметы и называть группу предметов одним словом, часто путаются в обозначении частей тела и лица,  словарный запас ограничен.

Ознакомление с окружающим  обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Задания по ознакомлению с окружающим включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического и речевого развития строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, в процессе ведущего вида деятельности – в игре. Работа строится с учетом следующих задач.

Учить детей:

- различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а так же части тела животных и человека;

- различать некоторые фрукты и овощи, показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;

- узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;

- различать части суток (день, ночь), знать чем они отличаются;

- знать название и назначение некоторых предметов (например, веник, ножницы, лопата, молоток, чайник, ведро и т.п.);

- пересказывать небольшие потешки, сказки, рассказы, узнавать сказочных героев;

- знать свои имя, фамилию, возраст (сколько лет), имена ближайших родственников.

Решение данных задач осуществляется с помощью различных игр, заданий и упражнений: «Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Чего не хватает?» и т.д.

Формирование элементарных математических представлений.

Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей раннего возраста. Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Дети с задержкой речевого развития чаще всего соотносят форму, величину, цвет предметов; иногда путаются в соотнесении понятий «большой-маленький», «лево-право»; реже делают ошибки в воспроизведении порядкового счета в пределах «5».

У детей с задержкой психического развития не сформированы понятия «большой-маленький», они не соотносят форму, величину, цвет предметов, путаются в пространственном расположении предметов,  у них нарушено соотношение между частями, путаются в воспроизведении порядкового счета в пределах «5». Это свидетельствует об отставании в развитии наглядно-образного мышления и в развитии логического мышления.

Игры- занятия, которые предлагаются детям, строятся в основном на действиях ребенка с разнообразными предметами. Цель занятий на этом возрастном этапе – не усвоить или «отработать» какие-то математические понятия, а ввести ребенка в специально организованные ситуации, которые образуют в его восприятии живые ассоциации. Иными словами, ребенок не знает, что он учится математике. Он общается с педагогом, играет, он занят интересным делом, которое у него хорошо получается (задача специалиста – организовать успешную деятельность), он испытывает радость и утверждается в своем умении делать все эти интересные вещи.  А укрепление уверенности в своих силах, возможностях своего интеллекта – одно из главных условий формирования познавательного интереса и познавательных способностей.

Задачи коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога по формированию элементарных математических представлений у детей:

• знакомство с пространственными свойствами предметов (освоение геометрических фигур и форм - круг, квадрат, треугольник); формирование перцептивных действий идентификации и группировки предметов по их свойствам;

• выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, мало, один, ни одного).

• обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя.

• формирование умения ориентироваться в частях суток (утро, день, вечер, ночь), различать и называть их.

Используемые игры в работе с детьми: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Почтовый ящик», «Розовая башня», «Цветные цилиндры», «Закрой коробочки», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой», «Далеко и близко», «Достань колечко» и др.

Развитие мелкой моторики.

Формирование мышления и речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование данных процессов совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно как при своевременном психическом развитии, так и в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Следовательно, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

У детей с задержкой речевого развития, наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Мышечный тонус рук ослаблен, что затрудняет формирование графо-моторных навыков.

У детей с задержкой психического развития выявляется отставание в развитии тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами, затруднено формирование графо-моторных навыков.

Для развития мелкой моторики используются «пальчиковые игры». Они очень эмоциональны и увлекательны. Эти игры способствуют развитию мышления, внимания, памяти и речи ребенка. Они как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, стимулируются мыслительные процессы.

Основные задачи по формированию мелкой моторики рук:

- учить детей выполнять дифференцированные движения пальчиками и кистями рук по примеру и с помощью взрослого;

- учить выполнять пальчиковые упражнения, сопровождаемые словом в соответствующей последовательности;

- учить детей правильно держать карандаш, фломастер.

Примерный перечень игр используемых в работе:

упражнения по самомассажу: массаж подушечек пальцев рук, массаж фаланг пальцев, массаж «прижимающий», «щелчки», «цепочки» и др.

пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Сорока», «Замок», «Дружба», «Зайчики», «Коза и козленок», «Снежный ком» и др.

Таким образом, планомерная, целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья позволяет устранить имеющие трудности у детей в освоении знаний об окружающем мире, способствует формированию элементарных математических представлений, развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики рук.

Список литературы

1. Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка / Лариса Богданова, Наталья Диманис. – Спб.: Лев и Сова, 2007.

2. Зубарева Т.Г. Помощь детям с проблемами в обучении, воспитании и развитии в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения. / Воспитание и обучение детей с нарушениями. 2012 г. № 7.

3. Косарева У.В. Система образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Самарской области: направления и перспективы. / Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. 2012 г. № 6.

4..Нищева Н.В. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

5. Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет /Юлия Соколова. – М.: Эксмо, 2007.

6. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.



Предварительный просмотр:

http://gornnm.ucoz.ru/kartini/1267615439_060.frames.musplus.ru.jpg

http://www.sg1.ru/ramki/r16big.gif

        

        

http://krasivoe-photo.ucoz.ru/_ph/5/2/49559622.jpg



Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ «КРУГА»  ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Для одного «круга» используется 6-7 игр (10-15 минут), в начале все здороваются, в конце говорят «Молодцы», взявшись за руки. В «Круг» также можно приносить сенсорные материалы для занятий (овощи, листья, снег). Желательно присутствие в кругу большого количества взрослых, чтобы следить за темпом каждого ребенка, помогать, заряжать эмоционально.
Игрушки для «Круга» можно доставать из мешочка или коробки, туда же складывать, чтобы помочь детям справиться с соблазном, научить ждать и спокойнее заканчивать игру.


А где наша Катя?
А где наша Катя? Там-там-там (все показывают на ребенка).
А где наша Катя? Здесь-здесь здесь (ребенок показывает на себя, взрослый помогает первое время).

Солнышко
(все держатся за обруч, сначала поднимают его вверх, затем опускают)
(медленно) Утром солнышко встает выше-выше-выше,
К ночи солнышко зайдет, ниже-ниже-ниже.(бодро) 
Хорошо-хорошо, солнышко смеется,
А под солнышком нам весело живется.

        



Большие ноги
Большие ноги шли по дороге, (медленно шагаем, сидя на попе)
Маленькие ножки бежали по дорожке. (быстро шагаем)




Шалтай-Болтай
Шалтай-Болтай сидел на стене, 
Шалтай-Болтай свалился во сне.
И вся королевская конница и вся королевская рать,
Не может Шалтая, не может Болтая, Шалтая-Болтая собрать.
(сидим очень близко друг к другу и толкаемся)

Ежик
Катится колючий ежик, нет ни головы ни ножек,
Мне на ручки (ножки, спинку, попу) он бежит и пыхтит-пыхтит-пыхтит (несколько раз повторить про разные части тела).
Бегал еж туда-сюда, мне щекотно да-да-да.
Уходи, колючий еж, в темный лес, где ты живешь.




Старый пень
На болоте старый пень,
Шевелиться ему лень,
Ты пенек, вставай,
Из болота вылезай,
Кого хочешь выбирай.
(один ребенок сидит в центре, все вместе раскачиваем

или тихонько пощипываем его, затем второго)




Дождь идет
Дождь идет, (стучим по полу ладошками)
А мы бежим, (перебираем ногами, сидя)
В домик спрятаться спешим. (делаем домик над головой)
Будет дождь стучать в окно, (стучим в воздухе поднятым кулачком)
Мы не пустим все равно. (машем головой)



Черепаха
(Можно играть один на один с ребенком, можно в группе.

Тогда ведущий-черепаха кусает всех по очереди.

Задача детей спрятать ту часть тела, которую хотят укусить)
Шла большая черепаха
И кусала всех со страха. За... (локти, коленки, живот).
Кусь–кусь-кусь.
Никого я не боюсь.


Ехал Пан
(Дети сидят на коленках или вытянутых ногах взрослого)
Ехал пан, ехал пан, шагом, шагом, шагом, шагом, (медленно)
Ехал пан, ехал пан, скоком, скоком, скоком, скоком, (быстрее)
Ехал пан, ехал пан, рысью, рысью, рысью, рысью. (очень быстро)


Гармошка
Посмотри, мои ладошки, как веселая гармошка.
Пальчики раздвигаем, а потом опять сдвигаем.
Пальчики раздвигаем, а потом опять сдвигаем.
Раз, два, три, раз, два, три, я играю – посмотри.
Раз, два, три, раз, два, три, я играю – посмотри.
Я на кнопки нажимаю, на гармошке я играю.
Раз, два, три, раз, два, три, я играю – посмотри.










Пузырь

Дуйся-дуйся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся.
Пшшшш.... 



Надувала кошка шар

Надувала кошка шар (дуем, держась за руки)
А котенок ей мешал (топаем ногами).
Подошел и ножкой топ (топаем), 
И у кошки шарик — «хлоп» (хлопаем).





Парус

Ветер по морю гуляет,

Ветер парус раздувает,

Парус деток накрывает.


Свинка Ненила
Свинка Ненила сыночка хвалила ( гладим соседа).
«Ты мой хорошенький, ты мой пригоженький
Ходит бочком (руки в бока)
Ушки торчком (руки на голове)
Хвостик крючком (согнутый указательный пальчик выставлен)
Нос пяточком (кулачок у носа)».







Авдотья- старушка
У Авдотьи , у старушки
Жили в маленькой избушке
Пять сыновей и пять дочерей
Все без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими боками,
Вот с такими животами.
Не пили они, не ели, друг на дружечку глядели.
Разом сделали вот так!
(все повторяют движение за тем, чье имя назвали. Это может быть самое простое движение или даже выражение лица, если ребенок ничего не показывает, можно просто повторить его позу)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...