«Использование речевых игр и упражнений, при работе над словарём у детей с общим недоразвитием речи»
консультация на тему
Консультация дляродителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_rechevyh_igr_i_uprazhneniy.docx | 15.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование речевых игр и упражнений, при работе над словарём у детей с общим недоразвитием речи»
Развитие речи – её звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя – одна из важнейших задач логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения в речи.
Работа по развитию лексической стороны речи (накопление пассивного и активного словаря) является важным разделом логопедической работы с детьми, как в детском саду, так и дома. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и смысловой связи.
При работе над обогащением словаря необходимо учитывать многоаспектность слова и предусматривать несколько направлений работы над ним.
Можно указать на некоторые задачи в работе над словом:
- работать над узнаванием слов, а также над различением слов, близких по звуковому и слого – ритмическому оформлению;
- работать над развитием умений отличать правильно и неправильно произносимые слова;
- работать над развитием пассивного словаря, т.е. накоплением в памяти слов, которые умеет узнавать и понимать ребёнок;
- работать над систематизацией слов, которыми располагает ребёнок, группировать их по разным признакам;
- работать над разными видами значений слов: предметной соотнесённостью с понятийным значением, ситуативным, эмоциональным и др.;
- работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям (синонимами, антонимами);
- работать над смысловой сочетаемостью слов;
- работать над активизацией поиска слов ребёнком.
Таким образом, работу над словом надо начинать сформирования основ. Нужно формировать связь между словом и предметом, формировать обобщающую функцию слова, т.е. отнесённость слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов. Формировать обобщающую функцию слова (т.е. классификацию предметов).
Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребёнка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом. Эту работу по выделению признаков предметов нужно направлять, развивая наблюдательность ребёнка, его познавательную активность, учить сравнивать между собой предметы, делать вывод о сходстве или различии предметов. Выделяя и называя свойства, признаки предметов, называя действия, которые может совершать предмет, взрослый одновременно стимулирует, активизирует употребление слов различных лексико – грамматических категорий; прилагательных, наречий, глаголов.
Работа по формированию словаря открывает ребёнку возможность для развития фразовой речи, так как умения выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказывания об этом предмете.
Игры «Кто это? Что это?», «Назови слово», «Кто что делает?», «Какой он?», «Что нам почта принесла?» и др. надо проводить в начале года. Они помогают знакомству детей друг с другом, помогают запомнить их имена, название игрушек, предметов окружающих ребёнка.
Игры – «Что спрятано?», «Назови то, что покажу», «Как мы одеваемся?», «Какую одежду носят девочки (мальчики)?», «Магазин», «Парные картинки», «Найди, что надо».
Расширяют и обогащают предметный словарь детей.
Образованию и употреблению множественного числа существительных помогают игры
«Кто чем защищается?», «Лото», «Один - много» и др. Игры «Один – одна - одно», «Разложи картинки», «Мой – моя - моё», учат детей различать род существительных, расширять и закреплять словарь детей по всем лексическим темам.
Обобщающие понятия мы можем закрепить в таких играх как; «Поможем кукле», «Птички в клетках», «Кто это?», «Рыбы, звери, птицы», «Лес и двор» и др.
Понимать значение прилагательных, уметь использовать их в речи, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе и падеже помогут игры; «Что такого же цвета?», «Кто соберёт игрушки?», «Цветы», «Овощи», «Угадай, что это?» и др.
Закреплять умение детей выделять из текста слова – действия, понимать их значения, а затем и самим правильно их называть помогают игры; «Мы весёлые ребята», «Курочка - хохлатка», «Дедушка и внуки», «Кто быстрее принесёт картинку», «Дай - бери», «Иди - стой» и др.
Правильно называть количественные числительные, развивать количественные представления помогут игры; «Стук - стук», «Сколько предметов?», «Волшебный мешочек», «Мы едем, едем», «Кто бросил больше?» и др.
Таким образом, в процессе игр дети приучаются не только пользоваться словом, но и активно оперировать им. Вырабатывающаяся в процессе игр ориентировка на звуковой облик (окончание) слова, помогает овладеть словоизменением, и прежде всего падежными формами. На материале игр появляется возможность практически познакомить ребёнка с новыми словами и словосочетаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи
Игры и игровые упражнения помогают формировать словарь прилагательных у детей с общим недоразвитием речи...
Тема: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ.
Употребление прилагательных в самостоятельной речи даже у нормально развивающихся детей (без речевых нарушений) формируется довольно медленно и в основном связано с письменной речью. Слов...
Картотека игр и упражнений на развитие коммуникативных способностей у детей с общим недоразвитием речи
У детей с ОНР есть трудности в общении со сверстниками и посторонними взрослыми. Вы можете помочь ребенку в общении, используя предложенные игры и упражнения...
Игры и упражнения, способствующие активизации словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
О богатстве и многообразии русского языка говорили многие великие русские писатели. Глубоким знанием и отточенностью владения словом обладал А.П.Чехов. «Вы че6ловек, - писал ему А.М. Горький, ...
Статья на тему: "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи"
Статья и презентация с результатами исследования на тему "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи"....
Использование ручного труда в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Развитие речи детей через ручной труд...
Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Консультация музыкального руководителя для воспитателей...