Консультация для родителей Тема: «Экологическое воспитание в семье»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Составленный материал для консультации включает рекомендации для родителей в подборе литературы, дидактических игр, для воспитания детей по экологической теметике .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ekologiya.docx | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей Тема: «Экологическое воспитание в семье»
Выполнила:
Воспитатель Молчанова А. А.
ГБОУ детский сад №991
Москва 2012
Цель: Дать методические рекомендации по формированию экологической культуры в семье, помочь осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности, познакомить с литературой по экологическому воспитанию детей.
Роль воспитателя: Помочь в подборе литературы, дидактических игр, дать необходимые рекомендации для решения данной проблемы.
Подготовительный этап.
1. Чтение сказки «Сказка – ложь, да в ней намек» из кн. Рыжовой Н.А. «Природа – наше богатство».
2. Анкетирование родителей.
3. Знакомство с литературой, играми по экологии.
План
1. Введение.
2. Учитесь быть вежливыми людьми.
3. Учите детей видеть красоту природы, наслаждаться ее гармонией.
4. Читайте и познавайте вместе с детьми.
5. Труд детей в природе.
Ход занятия
1. Все чаще звучит в природе «SOS” - Остановись! Одумайся! – шепчут человеку леса. - Не оголяй землю. Не превращай ее в пустыню. - Пощади!- вторит земля. Ты вырубаешь деревья. Это лишает меня влаги. Я иссыхаю, старею. Скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка. - Я знаю, ты научился летать к звездам. Это прекрасно. Но я тебе нужна и в полете. Я всегда буду с тобой. Ты не сможешь жить без моего хлеба, без моих цветов» Вот так Земля взывает нас о помощи, и мы с вами должны защитить ее, сберечь. Кроме этого мы должны научить ребенка делать тоже самое, ибо ему на ней жить дальше. Наша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый в отдельности в ответе за Землю.
2. Как же сформировать у ребенка гуманное отношение к природе? Прежде всего, через сострадания, заботу о тех, кто в ней нуждается, помощь попавшим в беду (животным, растениям). Но начинать надо с себя, ибо ребенок многое усваивает благодаря подражанию взрослым и прежде всего своим родителям. Поэтому всегда помните, что Вы вежливый и воспитанный человек, а…. - Человек вежливый и воспитанный не позволит весной резать, уродовать ствол березы, чтобы попробовать березовый сок. - Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет охапки лесных цветов. - Мы не должны сбивать ногами незнакомые нам или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей. - Не следует ловить и нести в дом лесных зверушек и птиц. - Вежливый человек не оставит после себя свалки.
3. Необходимо как можно чаще бывать с детьми на природе. Ходите с ними в лес, парк. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. Внимание детей к различным объектам природы следует привлекать с помощью вопросов, жестов, эмоциональной речи, игр, обращение к поэтическим образам. Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Побуждает к размышлению и сомнению. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. В нем развивается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Все увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает массу вопросов – «что?», «как?», «почему?».
4. Но очень часто родители, чувствуя свою некомпетентность в том или ином вопросе, раздражаются, отмахиваются от «надоевших» вопросов ребенка и результат такого отношения не замедлит сказаться: не успев окрепнуть и развиться, интерес ребенка к природе угаснет. Задумайтесь! Не губите хорошие начинания в детской душе. Постарайтесь пополнить свои знания о природе и вместе с ребенком найдите ответы на возникшие вопросы.
5. Не отстраняйте детей от ухода за животными, растениями. Наоборот необходимо включить детей в посильную для их возраста практическую деятельность. В процессе труда в природе совершенствуются трудовые навыки и умения природоохранного характера.
Итак, роль семьи в защите природы огромна. Именно она может привить ребенку любовь к природе, изменить отношение к ней.
Примерная анкета для родителей.
1. Есть ли у Вас дома животные, растения?
2. Кто за ними ухаживает?
3. Приобщаете ли Вы ребенка к уходу за животными, растениями?
4. Доверяете ли Вы ребенку самостоятельно, без Вашей подсказки, ухаживать за животным (растением)?
5. Если ребенок что- то делает не так. Ваши действия
а) Вы не обращаете внимания
б) Кричите, например «не рви», «не топчи» и т.д.
в) Поступаете как- то иначе
6.Читаете ли Вы с детьми книги о природе?
7.Всегда ли Вы сами поступаете правильно по отношению к природе?
Приложение
(Рекомендации для родителей: экологические игры и сказки.)
Обучайте играя!
Дидактические экологические игры
«Что было бы, если из леса исчезли…» Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. «Береги природу» На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
«Где снежинки?» Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор. Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Игра в слова Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану). Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска. Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.) «Земля, вода, огонь, воздух» Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому- нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
«Угадай растение» Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его. Игра с мячом «Я знаю» Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы. «Птицы, рыбы, звери» Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
Экологические сказки
«Родник»
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр. Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда. Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы. В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага. Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.
∙ Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему? Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.
∙ Как бы вы поступили на месте Артёма? Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки. - Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят? Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика. У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте. Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно- голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага. Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек. - Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.
∙ Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему? Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки: - Артёмка! Где ты? - Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке. Дедушка внимательно выслушал внука и предложил: - Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора. Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
Вопросы
∙ Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?
∙ С кем Артём ходил за водой на родник?
∙ Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?
∙ Чем занимались Андрей и Петя?
∙ Какой вред приносят природе такие игры?
∙ Почему Артёму приснился необычный сон?
∙ Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?
∙ Кто помог Артёму исправить ошибку?
∙ Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что случилось?
∙ Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?
«Дождевой червяк»
Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке. Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь. Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее. Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках. Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй. В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно. Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала: - Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые. Девочка расплакалась и убежала домой. Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.
∙ Хорошо ли поступили дети?
∙ А вы боитесь дождевых червей? Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно. «Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».
∙ Знаете ли вы, какую пользу приносят дождевые черви? Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода. - Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья. - Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности! Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким. - Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть. И знаете, что предложил молодой и решительный червячок? - Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст! Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад. Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды. - Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут. В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка. - Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям? - Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа. - Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной! Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.
∙ Где Володя и Наташа отдыхали летом?
∙ Кто появился на грядках в огороде после дождя?
∙ Почему после дождя червяки выползли на поверхность земли?
∙ Почему червяк Верми обиделся на детей?
∙ Что произошло после того, как дождевые черви уползли из огорода?
∙ Почему папа назвал дождевых червей подземными помощниками?
∙ Как стали относиться дети к дождевым червям после их возвращения в огород?
∙ Как поступите вы, если увидите дождевого червяка?
«Маленькие путешественницы»
Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – маленькие семена-орешки. Когда семена созрели, незабудка сказала им: - Милые детки! Вот вы и стали взрослыми. Пора вам собираться в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски счастья. Будьте смелыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь там. Коробочка с семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. В это время подул сильный ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой, а потом уронил в речную воду. Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая лёгкая лодочка, поплыла по реке. Весёлые речные струйки несли его дальше и дальше, наконец, течение прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя незабудки на влажную мягкую землю. «Вот подходящее местечко!» - подумало семечко. – Здесь смело можно пустить корни». Семечко оглянулось по сторонам и, честно говоря, немного расстроилось: «Земля, конечно, хорошая – влажная, чернозёмная. Вот только кругом слишком много мусора». Но делать нечего! И семечко пустило здесь корешки. Весной в том месте, куда попало семечко, расцвела изящная незабудка. Шмели издалека замечали её ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми лепестками, и летели к ней за сладким нектаром. Однажды на берег реки пришли подружки – Таня и Вера. Они увидели хорошенький голубой цветочек. Таня хотела сорвать его, но Вера удержала подругу: - Не надо, пусть растёт! Давай лучше поможем ему, уберём мусор и сделаем вокруг цветка маленькую клумбу. Будем приходить сюда и любоваться незабудкой! – Давай! – обрадовалась Таня. Девочки собрали банки, бутылки, куски картона и другой мусор, сложили его в ямку подальше от незабудки и прикрыли травой и листьями. А клумбу вокруг цветка украсили речными камешками. - Как красиво! – полюбовались они своей работой. Девочки стали приходить к незабудке каждый день. Чтобы никто не сломал их любимый цветок, они сделали вокруг клумбы небольшую изгородь из сухих веточек.
∙ Понравился ли вам поступок девочек? Почему? Прошло несколько лет, незабудки пышно разрослись и своими цепкими корнями скрепили почву на речном берегу. Почва перестала осыпаться, и даже шумные летние ливни больше не могли размыть крутой берег. Ну, а что же случилось с другими семенами незабудки? Они долго лежали у воды и ждали своего часа. Как-то раз у реки появился охотник с собакой. Собака бежала, тяжело дыша и высунув язык, ей очень хотелось пить! Она спустилась к реке и стала шумно лакать воду. Одно семечко вспомнило слова мамы о том, как важно быть находчивым, высоко подпрыгнуло и вцепилось в густую рыжеватую собачью шерсть. Собака напилась и поспешила за хозяином, а семечко поехало на ней верхом. Долго бежала собака по кустам и болотам, а когда вместе с хозяином вернулась домой, то прежде чем войти в дом, хорошенько отряхнулась, и семечко упало на цветочную грядку возле крыльца. Оно пустило здесь корешки, и весной на грядке расцвела незабудка. - Вот так чудо! – удивилась хозяйка. – Я ведь не сажала здесь незабудку! Видно её занёс к нам ветер, - подумала она. – Ну, пусть растёт и украшает мою грядку. Хозяйка стала ухаживать за цветком – поливать его и удобрять землю, и через год возле крыльца выросла целая семейка голубых нежных незабудок. Они щедро угощали пчёл и шмелей сладким соком, а насекомые опыляли незабудки и заодно фруктовые деревья – яблони, вишни и сливы. - В этом году у нас будет богатый урожай! – радовалась хозяйка. – Пчёлы, бабочки и шмели любят мой сад! А теперь пришла пора рассказать о третьем семечке незабудки. Его заметил дядюшка муравей и решил отнести в лесной муравейник. Вы думаете, что муравьи съедят семя незабудки целиком? Не волнуйтесь! У зёрнышка незабудки припасено для муравьёв лакомство – сладкая мякоть. Муравьи отведают только её, а семечко останется нетронутым. Вот так оказалось семечко незабудки в лесу возле муравейника. Весной оно проросло и вскоре, рядом с муравейным теремом, расцвела красивая голубая незабудка.
∙ Как выглядит цветок незабудки?
∙ Расскажите, что случилось с семечком незабудки, которое упало в воду?
∙ Что случилось с незабудкой, если бы Таня сорвала её?
∙ Почему сорванные цветы сравнивают с пленниками, которых ждёт гибель?
∙ Как девочки помогли незабудке?
∙ Какую пользу принесли незабудки берегу реки?
∙ Как второе семечко незабудки оказалось в саду?
∙ Какую пользу принесли эти цветы саду?
∙ Как третье семечко оказалось в лесу?
∙ Почему муравьи переносят семена незабудок?
«Кролик и зайчиха»
Знаете ли вы, дорогие ребята, что в огороде после уборки урожая капусты, кое- где остаются сочные хрустящие кочерыжки и большие капустные листья? Об этом хорошо знала зайчиха Вета. Вот и решила она наведаться вечерком в соседнюю деревню, чтобы полакомиться вкусными листьями капусты. Прибежала Вета в огород и вдруг заметила небольшой загон, а в нём белого пушистого кролика. Вета осторожно приблизилась и стала с любопытством разглядывать кролика. - Моё имя – Вета, а тебя как зовут, малыш? – спросила она наконец. - Пуфик, - весело ответил кролик. - Бедняжка! – посочувствовала кролику зайчиха. – Наверное, люди поймали тебя и посадили в клетку? - да нет. Никто меня не ловил! – засмеялся Пуфик. – Я всегда живу с людьми. - Всегда? – удивилась Вета. – А где же ты находишь свежую травку, молодые побеги и кору осинок? - Меня кормят мои хозяева, - с гордостью сообщил кролик. _ Они приносят мне морковь, капусту и свежую травку. - Значит, ты никогда не гуляешь на свободе, не бегаешь по полям и лесам и не ищешь себе корм?
∙ Как вы думаете, что ответил кролик? - Ах, малыш, если бы ты знал, как чудесно бывает в лесу весной, когда распускаются цветы и щебечут птицы! Сколько там лужаек и полянок с сочной и вкусной травой! – рассказывала зайчиха. - Но я слышал от хозяев, что в лесу живут волки и лисы, и они очень любят закусить зайчатинкой! – рассудительно заметил Пуфик. - да, это так. Но мы, зайцы, умеем быстро бегать, высоко прыгать и запутывать следы, так что волкам и лисам нелегко нас поймать, - ответила Вета. - Быстро бегать и запутывать следы я не умею, и от хитрой лисицы спастись, пожалуй, не смогу, - вздохнул Пуфик.
∙ Почему кролики не умеют запутывать следы? - Но что же ты ешь зимой, когда зимой в лесу нет ни трав, ни цветочков, ни зелёных веток? – поинтересовался кролик? - Да, зима – нелёгкое время для лесных жителей. Конечно, кое-кто из зверей запасает корм и укладывается спать на всю зиму, но зайцы запасов не делают. От голода нас спасают кора и ветки осин. А от врагов – быстрые ноги да белый мех, который не видно на снегу. Ведь осенью мы меняем шубку. Наша шерсть становится гуще, пышней, и из серебристо-серой превращается в совсем белую. - Моя шубка тоже линяет весной и осенью, но цвет она не меняет, - сказал Пуфик.
∙ Почему окраска кроликов не меняется? - Твоя шубка такая пушистая, белоснежная! – похвалила Вета кроличью шерсть. - Спасибо! – поблагодарил Пуфик зайчиху, - моей хозяйке она тоже нравится. Из пуха она вяжет тёплые фуфайки, шарфики и шапки. - и всё-таки, скажи мне, Пуфик, - попросила Вета, - неужели тебе не скучно одному сидеть в клетке? - Да нет, пожалуй, не скучно, - ответил кролик. – Поиграть со мной приходят дети и собака Дина. - Ты дружишь с собакой? – несказанно удивилась зайчиха. – Мой тебе совет – держись от неё подальше. Мы всегда спасаемся от собак бегством. Как услышу собачий лай в лесу – прямо мороз по коже пробирает! - Дина – ласковая и добрая собака. Она приходит вместе с хозяйскими детьми и никогда не причиняет мне вреда, только понюхает – и всё! Но, может быть, Вета, ты проголодалась? – спохватился кролик. – Я могу угостить тебя морковкой и капустными листьями. - Что ж, пожалуй, от угощения я не откажусь, - согласилась зайчиха. Кролик сбегал к кормушке и принёс большой лист капусты и несколько морковок. Он просунул угощение через щели в сетке загона, и Вета с удовольствием захрустела овощами. - Спасибо, Пуфик, - поблагодарила она кролика, - мы славно провели время, но мне пора домой. - Заходи ко мне в гости! – попросил Пуфик. - До скорой встречи, Пуфик! – крикнула Вета и ускакала в лес.
∙ Зачем зайчиха Вета побежала в огород?
∙ Кого Вета встретила в огороде?
∙ Где живут зайцы?
∙ Где живут кролики?
∙ Чем питаются зайцы?
∙ Кто ухаживает за кроликами? Какой корм им дают?
∙ Какие враги есть у зайцев?
∙ Есть ли враги у кроликов?
∙ Расскажи подробно, чем похожи и чем отличаются заяц и кролик?
«Как скворец себе дом выбирал»
Дети смастерили скворечники и повесили их в старом парке. Весной прилетели скворцы и обрадовались – отличные квартиры подарили им люди. Вскоре в одном из скворечников жила большая и дружная семья скворцов. Папа, мама и четверо малышей. Заботливые родители целыми днями летали по парку, ловили гусениц, мошек и приносили их прожорливым деткам. А любопытные скворчата по очереди выглядывали из круглого оконца и с удивлением осматривались кругом. Необыкновенный, манящий мир открывался им. Весенний ветерок шелестел зелёными листьями берёз и клёнов, раскачивал белые шапки пышных соцветий калины и рябины. Когда птенцы подросли и оперились, родители стали учить их летать. Три скворчонка оказались смелыми и способными. Они быстро освоили науку воздухоплавания. Четвёртый же никак не решался выбраться из домика. Мама-скворчиха задумала выманить малыша хитростью. Она принесла большую аппетитную гусеницу и показала лакомство скворчонку. Птенец потянулся за угощением, а мама отодвинулась от него подальше. Тогда голодный сынок, цепляясь лапками за оконце, высунулся, не удержался и стал падать. Он испуганно запищал, но вдруг его крылышки раскрылись, и малыш, сделав круг, приземлился на лапки. Мама тотчас подлетела к сыночку и наградила его за смелость вкусной гусеницей. И всё было бы хорошо, но как раз в это время на тропинке появился мальчик Илюша со своим четвероногим любимцем – спаниелем Гариком. Пёс заметил на земле птенца, залаял, подбежал к скворчонку и потрогал его лапой. Илюша громко закричал, бросился к Гарику и взял его за ошейник. Птенец замер и от страха прикрыл глаза. - Что же делать? – думал мальчик. – Надо как-то помочь птенцу! Илюша взял скворчонка на руки и отнёс домой. Дома папа внимательно осмотрел птенца и сказал: - У малыша повреждено крыло. Теперь нам надо лечить скворушку. Я предупреждал тебя, сынок, чтобы ты весной не брал Гарика с собою в парк.
∙ Почему весной не стоит брать собак на прогулку в лес или в парк? Прошло несколько недель и скворчонок, которого назвали Гошей, поправился и привык к людям. Весь год он жил в доме, а следующей весной люди выпустили Гошу на волю. Скворец сел на ветку и огляделся. - Где же я буду теперь жить? – подумал он. – Полечу-ка я в лес и подыщу себе подходящий домик. В лесу скворец заметил двух весёлых зябликов, которые носили в клювиках прутики, сухие травинки и вили себе гнездо. - Уважаемые зяблики! – обратился он к птицам. – Не подскажите ли вы, как мне найти себе жильё? - Если хочешь, живи в нашем домике, а мы себе построим новый, - любезно ответили птички. Гоша поблагодарил зябликов и занял их гнёздышко. Но оно оказалось слишком тесным и неудобным для такой крупной птицы, как скворец. - нет! Ваш домик мне, к сожалению, не подходит! – сказал Гоша, попрощался с зябликами и полетел дальше. В сосняке он увидел нарядного дятла в пёстром жилете и красной шапочке, который крепким клювом долбил дупло. - Добрый день, дядюшка дятел! – обратился к нему Гоша. – Подскажите, нет ли здесь поблизости свободного домика? - Как не быть! Есть! – ответил дятел. – Вон на той сосне осталось моё прошлое дупло. Если оно тебе приглянется, то можешь в нём поселиться. Скворец сказал: «Спасибо!» и полетел к сосне, на которую указал дятел. Гоша заглянул в дупло и увидел, что оно уже занято дружной парочкой синиц. Делать нечего! И скворушка полетел дальше. На болоте возле реки серая уточка предложила Гоше своё гнездо, но и оно не подошло скворцу – ведь скворцы не вьют гнёзда на земле. День уже клонился к вечеру, когда Гоша вернулся к дому, где жил Илюша, и сел на ветку под окном. Мальчик заметил скворца, открыл окно, и Гоша влетел в комнату. - папа, - позвал Илюша отца. – Наш Гоша вернулся! - Если скворец вернулся, значит он не нашёл себе в лесу подходящего домика. Придётся нам смастерить для Гоши скворечник! – сказал папа. На другой день Илюша с папой сделали для скворца красивый теремок с круглым окошком и привязали его к старой высокой берёзе. Домик Гоше понравился, он стал жить в нём и распевать по утрам звонкие весёлые песенки. ∙ Где поселилась семья скворцов?
∙ Кто учил скворчат летать?
∙ Как скворчихе удалось выманить нерешительного птенца из скворечника?
∙ Что случилось со скворчонком на земле?
«Катя и божья коровка» Эта история произошла с девочкой Катей. В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу. Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками. Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс: - Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам. - ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает? - Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок. _ разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка. - Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка. - Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.
∙ Как вы думаете, что ответила божья коровка - Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» - объяснила божья коровка. - Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам. И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла. - Куда делась бабочка? – удивилась девочка. - Она здесь, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и становится врагом? - Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: - Я хочу быть другом. - Ну и правильно, - заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые-опылители. - Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить! - Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало. - А вот ещё шмель, только поменьше, - воскликнула девочка. - Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо. - Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя. - Да, все насекомые очень хитрые, - с гордостью произнесла божья коровка. В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики. - Кто же это стрекочет? – спросила Катя. - Это кузнечики, - объяснила божья коровка. - Мне бы хотелось увидеть кузнечика! Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно. - А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, - засмеялась девочка. - Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней? - Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка. - Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух. Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер. - Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы. Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней: - Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного. - Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, - пообещала ей божья коровка.
∙ Кого Катя встретила на лугу?
∙ О чём попросила Катю божья коровка?
∙ Какую пользу растениям приносят бабочки и шмели?
∙ Чем полезны стрекозы?
∙ Почему Катя не смогла увидеть кузнечика в траве?
∙ Как насекомые спасаются от врагов?
∙ Попробуйте объяснить, как связаны между собой деревья, цветы и насекомые
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по экологическому воспитанию в семье.
Данная консультация даёт советы родителям по воспитанию в ребенке бережного отношения к природе....
Консультация для родителей Тема: «Экологическое воспитание в семье»
Методические рекомендации по формированию экологической культуры в семье...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию "Природа - семья, ребенок"
Консультация по экологическому воспитанию для родителей....
Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Природа – семья, ребенок»
Консультация для родителей по экологическому воспитанию«Природа – семья, ребенок»...
Консультация для родителей Тема: «Экологическое воспитание детей в семье"
Консультация для родителей Тема: «Экологическое воспитание детей в семье"...
Консультация для родителей "Задачи экологическое воспитания в семье".
Консультация для родителей...