Лекционный материал "Адаптация детей к ДОУ"
учебно-методический материал на тему

Тарабарова Наталья Борисовна

Материал для родителей и педагогов по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebenka_k_dou.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация ребенка к ДОУ

Слайд 2

Понятие адаптации. Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде: а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам; б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды; в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним. Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий

Слайд 3

Адаптация к резким изменениям среды Почти у всех детей дошкольного возраста и у одной трети взрослых отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача у детей, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма. Социальные контакты и речевая активность уменьшается. У детей вплоть до их исчезновения. Многие теряют часть приобретенных ранее навыков. Резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.

Слайд 4

Наблюдения в периоде адаптации за детьми раннего и дошкольного возраста показали, что возникают сдвиги в функциональном состоянии организма ребенка, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями.

Слайд 5

В некоторых случаях отмечается задержка темпа нервно-психического и физического развития. Вот почему не следует судить об умственном развитии ребенка в первые дни пребывания в детском саду. Соматические изменения проявляются в потере массы веса, усилении бледности кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса.

Слайд 6

У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями период адаптации может сопровождаться проявлениями расстройств в виде энуреза (недержание мочи), энкопреза (недержание кала), расстройства стула, обострения кожных высыпаний.

Слайд 7

родители иногда склонны приписать проявления адаптационного стресса плохой работе воспитателей. Важно донести до родителей, что сам факт стресса в период адаптации - норма.

Слайд 8

Перечень мер, которые необходимы для смягчения проявления «болезни адаптации». Успех этих мероприятий зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

Слайд 9

1. Подготовка ребенка к ДОУ.

Слайд 10

Общие рекомендации и мероприятия по подготовке детей к поступлению в детское учреждение и организация периода адаптации для здоровых детей (I и II группы здоровья)

Слайд 11

Мероприятия и рекомендации Семья Детский сад Режим Возрастной, максимально приближен к детскому саду Укороченное время пребывания в детском саду. Питание Набор продуктов по возрасту. Привитие навыков самостоятельной еды. Сохранение привычного способа питания на период адаптации. Не кормить насильно. Гимнастика и массаж По возрасту. Желательно овладение родителями элементарными приемами массажа. Занятия по возрасту. Закаливание Закаливание по любой методике. По I или II группе. Закаливание по III группе в учреждении. Теплые гидропроцедуры дома. Воспитательные воздействия Занятия по возрасту, особое внимание уделить умению занять себя. Занятия по возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребенка. Профилактические прививки По календарю. Не позднее, чем за месяц до поступления. Не раньше окончания адаптации.

Слайд 12

Общие рекомендации на период адаптации и подготовки к поступлению в детский сад для детей с отклонениями в состоянии здоровья (IIБ и III группа здоровья)

Слайд 13

Мероприятия Семья подготовка Детский сад адаптация Режим Возрастной, максимально приближен к детскому саду. При наличии выраженных отклонений решается вопрос о возможности пребывания в детском саду. Максимально укороченное пребывание. Сохранение всех дополнительных воздействий при укладывании на сон и осуществление других режимных процессов. Питание То же, что и по режиму. Максимальное сохранение привычного способа питания на период адаптации. Можно привлекать родителей к процессу кормления Закаливание Специальные процедуры для II и III группы Специальные закаливающие процедуры для III группы. (У некоторых теплые гидропроцедуры ). Воспитательные воздействия Организация бодрствования в соответствии с возрастом, особенностями состояния здоровья. Максимальное сохранение всех привычек. Очень постепенное привлечение ко всем занятиям с учетом реакции ребенка, сохранить общение с ранее знакомыми ему детьми (играли вместе раньше, живут в одном подъезде и т.п.)

Слайд 14

2. Организация приема вновь поступающих детей.

Слайд 16

Первичный прием ребенка должен проводится совместно с врачом–педиатром и педагогом. При первичном осмотре ребенка в дошкольном учреждении собираются дополнительные сведения по анамнезу жизни ребенка, состоянию здоровья и поведению, а также назначаются дополнительные мероприятия в период адаптации.

Слайд 17

С самого начала важно…

Слайд 18

3.Общие правила ведения ребенка в периоде адаптации: – укороченное время пребывания ребенка в дошкольном учреждении, пребывание в группе увеличивается постепенно в зависимости от поведения ребенка на 1-2 часа в день; – сохранение привычных для ребенка воспитательных приемов (кормления, укладывания на сон и т.д.), причем, чем младше ребенок, тем это более необходимо; – организация бодрствования вновь поступающих детей с учетом его желания (играть одному, с детьми, участвовать в занятиях.); – не применять специальных мер закаливания, обеспечить ребенку тепловой комфорт, рекомендовать вечером дома теплые гидропроцедуры .

Слайд 19

Специальные мероприятия, рассчитанные на облегчение адаптационного периода у часто болеющих детей. В первые дни разрешается – присутствие родителей, если того требует поведение ребенка ся : ; – чаще предлагать ребенку теплое питье; –медицинский отвод от профилактических прививок до окончания периода адаптации (не менее, чем на 1 месяц); в настоящее время, в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, в детский сад дети без прививок не принимаются; – по возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отдельные реакции у ребенка (стричь ногти, волосы, брать кровь на анализ); – использовать музыкальные занятия как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка; – расслабляющий массаж; – применение комплекса витаминов и препаратов, регулирующих метаболические процессы.

Слайд 20

Дома также надо обеспечить ребенку в периоде адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым. Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было нарушено.

Слайд 21

На протяжении периода адаптации можно рекомендовать ведение специального листа адаптации, в котором ежедневно отмечать знаками «+», «–», «+/–» аппетит (завтрак, обед, полдник), сон (засыпание, характер сна, длительность), настроение, активность (в игре, в речи), контакты со взрослыми и детьми. Данные вносятся в лист адаптации воспитателем группы, а контролируются врачом и педагогом для дачи соответствующих назначений. При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и поведения в течение 3–5 дней период острой адаптации считается законченным, и ребенку можно проводить необходимые оздоровительные и реабилитационные мероприятия.

Слайд 22

Основные критерии адаптации к условиям ДОУ. По ним можно судить, как проходит адаптация.

Слайд 23

1. Поведенческие реакции Отказ от пищи; Негативное эмоциональное состояние; Беспричинная обидчивость и пр. При нормальной адаптации нормализуются через 2-3 недели.

Слайд 24

2. Уровень нервно-психического развития задержка или замедление развития; Регресс в развитии (на более раннюю стадию).

Слайд 25

3. Заболеваемость и течение болезни Частота и длительность заболеваний; Наличие осложнений;

Слайд 26

4. Антропометрические показатели (рост, вес) Замедление прибавки в весе; Замедление роста (наблюдается в течение 3-6 месяцев).

Слайд 27

Группы риска для тяжелой адаптации. Семьи с гиперопекой ; Дети с отклонениями в развитии; Неблагополучные семьи.

Слайд 28

Психолого-педагогические хитрости для адаптационного периода. Тактильный контакт; Демонстрация достоинств нового мира Переключение при напряжении на пищевую реакцию (нельзя отучать от соски и пр.) Монотонные движения руками или сжимание кистей рук затормаживают отрицательные эмоции.

Слайд 29

Игры с водой Периодическая негромкая спокойная музыка Лучшее лекарство от стресса – смех Любимые игрушки детей (плюс элементы семейного быта )

Слайд 30

Первично! «И еще одно непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться родителям. Воспитателю следует постоянно помнить, что с поступлением в ясли все проблемы ребенка становятся лично его, педагога, профессиональными проблемами» В. Алямовская

Слайд 31

Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает в рамках трех этапов: I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем; II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем; III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

Слайд 32

Группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении .

Слайд 33

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день. Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: “хочу домой!”, “где моя мама?”, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними. Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт

Слайд 34

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем. Дети приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.

Слайд 35

Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение. Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду.

Слайд 36

Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптация ребенка в детском саду.

Слайд 37

Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы, способа адаптации малыша в период привыкания к дошкольному учреждению может привести к осложнениям в его поведении, которые рискуют стать постоянными. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание. Очень важно следить за психологической безопасностью ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННОМУ ЗАНЯТИЮ по предмету «Теория и методика экологического образования дошкольников»

Практические и игровые методы ознакомления с природой в дошкольном учреждении....

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ КДОУ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АДАПТАЦИИ...

Лекционное занятие для воспитателей «Технологии здоровьесбережения в дошкольном учреждении»

Формирование представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения....

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....