Шпаргалки для родителей
консультация на тему

Информация для родителей. Как предотвратить проблемы в воспитании детей и как справиться с проблемой, если она уже есть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpargalki_dlya_roditeley.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок не отходит ни на шаг, льнет к вам, цепляется за вас, это может быть показателем нервного напряжения, которое он испытывает. Такое поведение бывает достаточно типичным, если ребенок пошел только в детский сад или болел, если в доме появился малыш или не удовлетворены какие-нибудь его насущные оправданные потребности. Например, в общении, ласке, игре, движении, сне.

Как предотвратить проблему

Предлагайте ребенку больше увлекательных активных практических занятий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы действовать так, как он считает нужным. Снимите чувство незащищенности и неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с ним: «Я вижу, ты снимаешь колечки с пирамидки», «Ты решила покачать куклу?» и т.д. Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребенка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки. Если ребенок испытывает потребность грызть что-нибудь, поставьте на видном месте мисочку с кусочками моркови, капусты, репы, яблока.

Как справится с проблемой, если она уже есть

Если вы знаете, что ребенок переживает временный сложный период, связанный с семейными обстоятельствами, то какое-то время уделяйте ему дополнительное внимание.
Введите ограничитель вашего прямого контакта, например, поставьте таймер и скажите: «Через две минуты я займусь своими делами, а ты выберешь себе игру». Не потакайте зависимому состоянию ребенка, слишком долго обнимая его. Обнимите и отведите на то место, где он может играть. Не толкайте и не тяните ребенка, это еще сильнее усугубит ощущение незащищенности. Поддержите его, похвалите, когда он будет играть на расстоянии: «Умница, играй с куклами. Я буду гладить бельё».
          Пригласите в гости друзей или сверстников ребенка, предложите им разные игры и игрушки. Попросите малыша научить друзей играть в его любимую игру. Обеспечьте ребёнка обязанностями по дому: убирать со стола, подметать, наливать воду в кошачью мисочку.

Этот тип поведения довольно распространен среди младших дошкольников, особенно среди четырехлетних. Если дети дурачатся слишком часто или в неподходящее время, то это может вызвать серьезные проблемы.

Как предотвратить проблему

Предоставляйте детям больше возможностей баловаться и даже поощряйте их к этому в специально отведенное время. Если они будут дурачиться именно в это время, скажите им, что они поступают хорошо, потому что никому не мешают, взрослым весело на них смотреть.
Иногда сами предлагайте побаловаться, помогая детям понять, что это вовсе не плохое поведение, если никому не мешаешь и не портишь вещи.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Может оказаться так, что ребенок, который слишком много дурачится или строит из себя шута, на самом деле пытается уйти от каких-то серьезных проблем в своей жизни. Он прячется под «маску», пытаясь избежать непосильного напряжения. Такого же рода поведение может развиться и в следствие того, что он видит внимание, восхищение других детей и некоторых взрослых. Обсудите вместе с другими членами семьи и воспитателями, что может скрывать ребенок за «маской шута», что пытается заглушить таким поведением. Если увидите, что ребенок спокоен и серьезен, используйте эту возможность, чтобы поговорить с ним о том, что его тревожит, беспокоит. Предложите ему нарисовать картинку, которую не увидит никто, кроме вас двоих. Если ребенок начинает баловаться в неподходящий момент и вам нужно прервать его фиглярство, твердо обратитесь к нему со словами: «сейчас очень важно, чтобы ты побыл серьезным. Через 10 минут мы закончим работу, и ты сможешь баловаться, сколько пожелаешь».

Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.

Как предотвратить проблему

Вы являетесь для ребенка главным примером поведения за столом, поэтому должны есть вместе с ним и то же, что и он. Малышу следует предложить поесть, но ни в коем случае не заставлять есть насильно. Можно сказать: «Пожалуйста, скушай по маленькой порции каждого блюда, иначе это будет невежливо». Ребенок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на него не давить, то рано или поздно, он начнет есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению здорового отношения к ней. Во время еды вовлекайте ребёнка в неторопливый разговор. Чаще что-нибудь готовьте вместе.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если ребенок слишком быстро заглатывает пищу, накладывайте еду в тарелку понемногу, но обязательно скажите малышу, что приготовили еды достаточно и можете дать ему добавки. Объясните ребенку, что пищу нужно жевать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожеванной пищи больше полезных качеств, это помогает человеку расти высоким, красивым, и сильным.
           Если ребенок ест слишком вяло, накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя ее. Объясните ему, что с маленькой порцией справиться гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме слишком много внимания, чтобы не усугубить ситуацию. Если ребенок слишком привередлив в еде, для начала давайте ему новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благожелательный тон, продемонстрируйте свое положительное отношение к конкретной еде.

Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной «кусачести» может быть прорезывание зубов, возбуждение, гнев. Иногда ребенку не хватает слов, и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие, ребенок слишком мал, чтобы продумывать какие-то другие, более приемлемые действия.

Как предотвратить проблему

Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: «Катя говорит: «Дай, дай». Это значит она хочет поиграть с игрушкой», «Катя скажет: «Нет, нет». Это значит, Катя не хочет кушать». Если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоится - подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки. Позаботьтесь, чтобы у ребенка было достаточно безопасных предметов для режущихся зубов.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Дети ясельного возраста, как правило, ещё слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили, и то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили, и достаточно резко скажите «кусаке»: «Это же больно!». Ваше лицо должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Будьте лаконичнее, чтобы «кусака» не получил от вас слишком много внимания. Внимательно понаблюдайте и попробуйте выяснить, в чем причина «кусачести». Если удастся, попробуйте поймать тот момент, когда малыш еще только вознамерится укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно!». Если ребенок готов кусаться от отчаянья – у него отняли игрушку, остановите его и помогите «озвучить» нужду: «Скажи ему: «Дай»». Если ребенок кусается в какое-то определенное время (перед сном или обедом) – подумайте, что можно изменить в режиме. Например, перед обедом дайте ему кусок морковки, кочерыжки.

Для детей меньше четырех лет это не является тревожным симптомом, на него просто не нужно обращать слишком много внимания. Для более старших это считается проблемой, так как значительно увеличивается риск зубных аномалий. Если ребенок, который сосет палец, страдает еще какими-то эмоциональными расстройствами, оставьте в покое палец и займитесь, в первую очередь, психологическими проблемами.

Как предотвратить проблему

По возможности оберегайте ребенка от стрессовых состояний, вызывающих потребность в успокоении. Если ребенок подвергся стрессу, выражайте максимум внимания его переживаниям и чувствам, помогите сформулировать словами то, что он чувствует, переживает, что его пугает, беспокоит. Предоставьте больше возможности для творчества - рисования, лепки, игры. Предложите нарисовать то, что его беспокоит.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Все привычки, которые действуют на ребенка успокоительно, искоренить очень трудно. Важно иметь терпение и быть спокойным и последовательным. Когда ребенок начнет сосать палец, займите его чем-то другим, таким же «успокоительным» - предложите взять в руки большую мягкую игрушку, полежать на подушки, полистать книжку. Когда вы видите, что ребенку некоторое время удается не сосать палец, тихонько скажите ему: «Ты можешь по-настоящему гордиться собой за то, что в состоянии так долго держать палец ото рта». Так как привычки - это чаще всего неосознанные действия, ребенок может даже не заметить, когда он взял палец в рот. Чтобы не смущать его перед другими детьми замечаниями, договоритесь о каком-то условном знаке, который вы ему подадите, если увидите у него во рту палец.

Эта проблема представляет определенную сложность потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это обращать слишком много внимания, то дети будут ругаться ещё больше. Не стоит считать, что все плохое дошкольники получают в детском саду. В реальности все без исключения ребята уже когда-то и где-то слышали эти слова раньше, просто сейчас они вошли в тот возраст, когда им интересно испытать их эффект на своем опыте. Как правило, есть два типичных периода, когда дети ругаются: от 2,5 до 3,5 лет и от 4 до 5.

Как предотвратить проблему

Поговорите с ребенком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить отрицательные эмоции. Например: мне не нравится, я рассердился, мне неприятно, я злюсь, мне больно и т.д. Когда ребенок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «это просто замечательно, что ты по-человечески объяснил нам, что ты чувствуешь».

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Сначала нужно разобраться, почему малыш говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими, выводя взрослых из терпения, обижая детей. Это может быть автоматическая реакция на обиду или злость - ребенок видит, что родители поступают именно так. Если ребенок ищет внимания и власти - полностью проигнорируйте его слова. Если другие люди или дети пожалуются вам на это, скажите: «Я слышала и не обратила на это внимания. Вы можете сделать так же». Не проявляйте никакого волнения или гнева, так как ребенок именно этого и добивается. Несколько минут спустя спокойно поговорите с ним о недопустимости использования таких слов. Если ребенок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.

Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин – мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучения» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания. Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры. Многие дошкольники еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не могут осознать все возможные последствия своих действий. Можно и нужно научить ребенка действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно уйти от драки.

Как предотвратить проблему

Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью. Дайте ребёнку возможность естественного конструктивного выхода энергии - не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т.п. Сделайте дома подобие боксерской груши.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас наступило время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац». Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы не ставить подножку, не бить ногами и т.п. Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может случиться дальше?» Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

Такое поведение, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых или приводит к тому, что ребенка начинают дразнить сверстники. Чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины такого поведения.

Как предотвратить проблему

Убедитесь в том, что ребенок здоров, в том, что никто не пугает его, не обижает исподтишка.
Предлагайте ему больше увлекательных активных практических занятий. Дайте достаточно свободы, чтобы он мог решать и действовать так, как считает нужным. Снимите чувство незащищенности и неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с малышом: «Я вижу, как ты рисуешь», «ты решила прибрать в кукольной комнате?». Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребенка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если капризничает ребенок трех лет и старше, не реагируйте на его слёзы, но скажите: «Объясни мне, в чем дело, и я буду знать, как тебе помочь». Когда вы заметите, что ребенок спокоен, скажите ему: «Как приятно видеть (играть, разговаривать с тобой), когда ты не плачешь». Как только ребенок начинает говорить «капризным» тоном, прервите его и скажите: «говори нормально, чтобы я могла понять, в чем дело». Объясните ребенку, что он может поплакать, сколько хочется, но только в том месте, где никому не будет мешать. Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы убедиться, что его поведение не связано с определенным временем дня или определенными людьми. Например, малыш может становиться плаксивым перед сном, обедом. В таком случае проявите гибкость и немного измените время сна и еды.

Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои потребности. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество - слишком высокие или, напротив, слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его нуждам или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.

Как предотвратить проблему

Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.
Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и под присмотром), т.е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и окружающих. Помните, что цель такого поведения - добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще. Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (детям)». Попросите, чтобы вместе с вами за малышом понаблюдали более опытные люди, - возможно, вы сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка истерики. Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

Это вполне распространенное явление. Чаще всего требованием покупок дети пытаются компенсировать недостаток внимания к себе со стороны взрослых. Новая игрушка, шоколадка вызывают чувство удовлетворения на некоторое время, но не надолго. Кроме того, причиной такой требовательности могут быть не устоявшиеся интересы: сегодня это - рисование, завтра - динозавры и т.д. Особое значение требование покупок может иметь в 4 - 5 лет. В этом возрасте дети начинают приобретать друзей, а поводом для привлечения внимания служит предмет (игрушка, конфета, новое платье).

Как предотвратить проблему

Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта от недостатка проявлений вашей любви и заботы. Вовсе не обязательно делать для этого покупки – шишка из леса «от зайчика», горсть желудей «из белкиного дупла» вызовут не меньше радости, разбудят воображение. Всегда предупреждайте ребенка о готовящемся походе в магазин за покупки специально для него. Момент выхода в «свет», выбор покупки, участие в расчетах за нее вполне сообразны потребностям ребенка в социальных навыках и принесут удовлетворенность. Не лишайте ребёнка права участия в обсуждении и планировании расходов семьи.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если требования покупок неправомерны, не сообразны с вашим бюджетом и принимают характер истерик, старайтесь не обращать на такое поведение внимания, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и других.

Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не выбирают, какие программы можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандирует та или иная передача, не пытаются помочь ребенку осмыслить то, что он смотрит. Тогда дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, и их игры становятся агрессивными, шумными и опасными.
Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из сюжета, совершенно не соответствует действительности.

Как предотвратить проблему

Посмотрите сами те передачи, которыми увлечены ваши дети, чтобы познакомиться с главными героями и попытаться понять, что их делает такими привлекательными для детей. Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд телепередач прогулкой, совместной игрой, чтением. Побуждайте ребенка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, в каких случаях ему могут пригодиться эти знания.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться». Никогда насильно не заставляйте ребенка сделать то, чего он боится. Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

Если ребенок испытывает страхи.  Страхи  возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение, и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно - не видно опасности, а если ее видно – я не могу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми и в то же время им еще нужна защита взрослого. Некоторые одаренные дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них сильно развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые неимоверные взаимосвязи, и в то же время правильно относиться к ним ребенок еще не умеет. Страх перед чудовищами может представить собой проявление повышенной тревожности ребенка. У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них все ещё остается далеко не во всем понятным. Переживать страхи - это нормально, если только они не начинают мешать ребенку: играть, заводить друзей и быть самостоятельным (в разумных пределах). Как предотвратить проблему?  Создайте у ребенка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним. Относитесь с участием ко всем чувствам малыша, даже если вам не нравится, как он себя ведет: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки». Разными способами помогайте ребенку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, сочинить страшные истории и записать их. Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говориться о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития

На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей п...

Консультации для родителей "Шпаргалки для родителей"

Шпаргалка для родителей Если ребенок плохо ест Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают...

Консультация для родителей «Шпаргалки для родителей»

Консультация для родителей  «Шпаргалки для родителей»...

Консультация для родителей Шпаргалка для родителей «Как справиться с проблемой…»

Если вам не нравятся черты характера вашего ребенкаДля начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не ...

Консультация для родителей "Шпаргалки для родителей или психолог советует"

Материал содержит рекомендации для родителей в воспитании детей, когда родился еще один ребенок, а также информацию о том, как вести себя с ребенком, который:кусается;чрезмерно активен; попал в б...

Консультация для родителей " Шпаргалки для родителей"

quot;Шпаргалки для родителей" - краткие статьи по разным вопросам воспитания...

Газета для родителей "Игралочка" №1. "Шпаргалка" для родителей. Развивающие игры и упражнения.

Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок умел и любил играть, и не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. Детям нужны родители. Играйте с ребёнком.А моя рубрика в этом вам п...