Развиваем пальчики у детей, развиваем речь.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_tak_vazhno_razvitie_melkoy_motoriki_ruki_rebyonka.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем пальчики у детей, развиваем речь.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» - это высказывание принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.
Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. Нужно уделять внимание и правой и левой руке в равной степени, только так мозг будет развиваться гармонично. Связь рук и полушарий зеркальная, то есть правая рука связана с левым полушарием, а левая с правым. Воздействуя на моторные зоны всего головного мозга можно обеспечить развитие и творческого правого и мыслительного левого полушария. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
I.Пальчиковый игротренинг.
В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:
Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.
- Пальчиковая гимнастика с предметами: шишками, грецкими орехами, карандашами, катушками от ниток, фасолью, горохом. Предмет вкладывается между ладонями и можно приступать катать туда – сюда в различных направлениях, совершать круговые движения ладоней между собой, зажимать предметы пальцами.
- Самомассаж кистей и пальцев рук.
- Фольклорные пальчиковые игры: «Солим капусту», «Медвежонок в гости шёл», «Пчёлка» и другие.
II. Творческие упражнения:
- Игры с пластилином: картины из кусочков пластилина, выкладывание на пластилиновой основе крупами, пластилиновые узоры.
- Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (цвет, счет, форма, размер).
- Игры – шнуровки развивают глазомер, внимание, мелкую моторику, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становлению речи.
- Рисование - это не только прекрасный тренинг для развития моторики, но и для развития памяти, внимания, мышления. Рисовать можно веревочкой, обводить плоские фигуры, трафареты…
- Мозаика крупная и мелкая.
- Игры на базе конструктора «Лего». Эти игры способствуют не только развитию мелкой моторики, а также формирований о цвете, форме и ориентировке в пространстве.
- Пазлы (твёрдые и мягкие).
- Аппликация – учить рвать и мять бумагу, наклеивать.
- Конструирование из бумаги (оригами).
- Ручной труд (поделки из круп, семян, шишек, желудей) способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, тонкости в выполнении действий.
- Игры с нанизыванием: «Собери пирамидку», «Собери бусы».
- Игры с прищепками. Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М.Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
- Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка не только моторику, но и любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
III. Волшебный карандаш.
- Штриховка
- Графический диктант.
- Работа с трафаретами.
- Лабиринты.
- Волшебные узоры (раскрасить по цифрам).
- Рисунок по образцу.
- Дорисовка по принципу симметрия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей по теме: «Помогаем маме и развиваем пальчики». (Для детей двух-трех лет.)
консультация для родителей...
Консультация для родителей: "Развиваем мелкую моторику, значит развиваем речь!"
Информация о развитиме речи....
Консультации для родителей: "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей", "Развиваем речь с помощью чистоговорок", "Как заучивать стихи наизусть"
Консультации "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей","Развиваем речь с помощью чистоговорок" помогут родителям с помощью простых упражнений развать речь детей.Консульта...
Тренируем пальчики, а значит развиваем речь!
Уровень развития мелкой моторики детей является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, ведь учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи не только с раз...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
Логопедическое пособие для развития речи у детей: «Развиваем речь, играя»
Логопедическое пособие для развития речи у детей:«Развиваем речь, играя»...
Логопедическое пособие для развития речи у детей: «Развиваем речь, играя»
Логопедическое пособие для развития речи у детей:«Развиваем речь, играя»...