Работа с родителями
материал (средняя группа) на тему
«Родительское собрание как форма взаимодействия семьи и ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_semya_savina_l.s.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»
на тему
«Родительское собрание как форма взаимодействия семьи и ДОУ»
время обучения: 20-24.10.2014 г.
Выполнила
Савина Людмила Степановна,
воспитатель
ГБОУ ООШ № 15 с\п «Детский сад «Пчёлка»,
г.о. Новокуйбышевск.
Самара, 2014 г.
Тема: «Игровая деятельность дошкольников»
Форма проведения: родительское собрание
Аудитория: родители детей средней группы
Количество участников: 20 родителей, 2 воспитателя, педагог-психолог
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Задачи:
1. Обозначить возможности игровой деятельности в развитии детей 4-5 лет
2. Расширить знания родителей о правильном и целесообразном подборе игр и игрушек, с учетом возраста ребенка 4-5 лет
3. Показать на примере дошкольного учреждения значимость игры и игрушки в развитии ребенка
4. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
Ожидаемые результаты:
- Налажено взаимодействие детского сада и семьи по развитию игровой деятельности детей.
- Родители более вдумчиво относятся к выбору и покупке игр и игрушек своим детям.
- Родители обучены практическим навыкам игры со своим ребенком
- Созданы условия для педагогического просвещения родителей
Информационно- техническое обеспечение: памятки «Как правильно играть с детьми 4-5 лет» (25 шт.), плакаты-банеры с высказываниями педагогов, психологов о роли игры, фотографии играющих детей из жизни группы
Материалы и оборудование: магнитофонная запись с вопросами:
- Вы любите играть?
- В какие игры играете дома?
- У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?
- Играют ли с вами взрослые? Кто?
- Как бережете игрушки?
Фишки красного, желтого, синего цвета по 25 шт;
Логика проведения:
Организационная часть:
(воспитатель раздает каждому родителю по три фишки разного цвета и проводит анкету с целью определения места игры в семье.
Воспитатель открывает слайдовую презентацию «Игра – дело серьезное»
- сообщает тему и знакомит с повесткой собрания,
- согласует регламент работы,
- представляет приглашенных гостей (Ф.И.О. указаны на бейджике)
- выбирают секретаря родительского собрания
1. Вступительное слово воспитателя.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Сообщение «Роль игры в дошкольном детстве, особенности игр детей 4-5 лет» (Приложение 2) (воспитатель 10 мин) с показом видеоролика с участием детей в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Семья». «Больница». Делается акцент на специально организованную среду (костюмы, атрибуты).
Воспитатель предлагает поместить материал по играм в родительском уголке, где каждый желающий может с ними ознакомиться, раздает желающим копии сюжетно-ролевых игр. (Приложение 3)
В заключение раздаются памятки «Как правильно играть с детьми 4-5 лет» (Приложение 1)
2. Тренинг «Игрушка в жизни моего ребенка» (педагог-психолог, 10 мин)
Перед родителями выставляется 15 разных видов, размеров игрушек. Какую игрушку выбрал бы ваш ребенок? Показ видеоролика о том, какую игрушку выбрал сам ребенок.
Выступление родителей с опытом семейного воспитания
Решение проблемных ситуаций.
Ситуация для анализа:
- Вы купили ребенку красивую игрушку. Принесли домой, ребенок сначала обрадовался, а за тем положил эту игрушку и играть с ней не стал.
Вопрос: Как вы думаете почему? Что надо сделать, чтобы ребенок в нее стал играть?
- Ребенок хочет взять в детский сад новую, дорогую игрушку. Вы ему не разрешаете, а он настаивает на своем.
Вопрос: Как поступить маме в этой ситуации.
- У ребенка дома ворох игрушек, но он в них не играет, только разбрасывает.
Вопрос: Что надо сделать, чтобы заинтересовать ребенка игрой?
3. Мастер-класс по изготовлению игрушки на руку «Кошечка». (Всем родителям раздается буклет последовательности выполнения работы)
Домашнее задание: воспитатель предлагает организовать конкурс на лучшую игрушку, сделанную своими руками
4. Заключительная часть.
Воспитатель предлагает взять фишки и оценить свои знания после собрания, высказать свое мнение.
Затем воспитатель предлагает:
- обсудить проект решения
- согласовать решение родительского собрания.
В заключении каждому родителю раздается рисунок ребенка с его любимой игрушкой.
Приложение 1
Памятка для родителей
«Как правильно играть с детьми 4-5 лет»
Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своими ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети больше фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».
Приложение 2
«Роль игры в дошкольном детстве, особенности игр детей 4-5 лет»
В структурном подразделении «Детский сад «Гномик» я работаю со дня открытия – 23 года. Не одно поколение детей выпустил наш детский сад за эти годы. И каждый раз, наблюдая за играющими детьми, испытываю радость и восторг, учусь смотреть на реальный мир и на самые обыкновенные вещи глазами художника, приобщаюсь к счастью творчества, игры, стараюсь превратить свою группу в волшебный мир фантазий и игры, чтобы здесь каждому ребенку нашлось место по душе.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игры существуют разные. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и по - своему полезны детям. Но в последние 5-6 лет в играх детей произошли определенные изменения. Как я стала замечать, из всего многообразия игр у дошкольников наиболее популярны игры с правилами. Ролевые игры, весьма однообразны и ограниченные в основном семейной тематикой, отстают почти в два раза. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты», весьма популярные 10-20 лет назад. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов, совсем иные, не те, что предполагала отечественная психологическая концепция детской игры.
Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. Но в настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство. Весьма печально.
Мои наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства детей не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Дошкольный период – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзий, что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.
Бедность и примитивность игры пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Играя и выполняя различные роли, дети учатся видеть события и интересы других, соблюдать нормы и правила. Но многих родителей и воспитателей, как правило, мало волнуют эти проблемы. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребенка воспитатели и родители считают степень готовности его к школе, то есть, умение считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, ребенок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учебе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые два-три месяца школьной жизни – «готовых» детей уже не надо учить ни чтению, ни счету. Но как только на уроках следует проявить самостоятельность, способность решить задачу, подумать, такой ребенок ждет указаний взрослого. Надо ли говорить о том, какие печальные последствия ждут его в будущем?
Поэтому чрезвычайно важной целью дошкольного образования сегодня является стимулирование, развитие самостоятельной игровой деятельности детей.
Предметом особого внимания педагогов должен стать анализ психолого-педагогических условий развития игры детей, которые могут остаться нереализованными, если в воспитательно-образовательном процессе детского сада не соблюдается баланс между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности, являющимся одним из основных компонентов развития игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Деятельность воспитателя по формированию игры всегда связана с изучением общего уровня развития ребенка и имеющегося у него игрового опыта. Поэтому, когда воспитатель набирает новую группу детей, с первых наблюдений всегда выясняет, как малыши играют, как проявляют себя в них. Эти наблюдения помогают наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Решаются следующие задачи: сформировать у ребёнка желание играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Для этой цели используются сюжетно-ролевые игры. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляется в двух направлениях: 1. Создание необходимой игровой среды; 2. Непосредственное руководство играми детей. (Показ видеофильма с сюжетно-ролевыми играми детей)
С помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекают малышей, и они начинают разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать. С детьми мы стараемся играть и утром, и после дневного сна. В начале младшей группы, когда сюжет простой, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Здесь задача воспитателя - направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводим наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача. Впоследствии играя, дети не просто ставят кастрюли на плиту, а «варят» суп, компот. Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.
В младшей группе, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку. Мы старались помочь им сплотиться в единый коллектив. К 5 годам у них наступил расцвет ролевой игры. Дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Игровые интересы стали более устойчивыми. Ребята стали играть более уверенно, самостоятельно. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь я замечаю, что все главные роли они принимают на себя. Роль воспитателя – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры.
С пяти до семи лет в жизни ребенка царит золотое время, наполненное свободной игрой. Недоразвитие этой деятельности может нанести ущерб мышлению, воображению, фантазии, волевой сфере, поскольку именно эти психологические функции малыша интенсивно развиваются во время игры. Применение игры во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста позволит существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и будет способствовать последующему формированию учебной деятельности.
Но для того, чтобы настало это золотое время, мы взрослые: педагоги и родители должны развить у детей игровые навыки, необходимые им для свободной игры.
Приложение 3
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей 4-5 лет
«МАГАЗИН»
Атрибуты: молоко, хлеб, овощи, фрукты, чеки, деньги, касса
Сюжет: в магазине продают молоко, хлеб; деньги платят в кассу кассиру, он отдаёт чеки. Продавец взвешивает продукты, получает чек, отдаёт товар, в магазине работает кассир и продавец.
«СЕМЬЯ»
Атрибуты: (повторяются, как и в младшей группе). Добавляются: телефон, холодильник, телевизор, пианино. шпателя, бинты, вата, градусники, рецепты.
Сюжет: врач ослушивает, смотрит язык, горло, выписывает рецепт, сестра ставит градусник, делает уколы, прогревает. Врач приходит по вызову на дом.
«ПАРОХОД. МОРЯКИ»
Атрибуты: строитель, бескозырки ,воротнички, штурвал, бинокль, рупор, сети рыба из папье-маше, машины, фуражка для командира.
Сюжет: рыболовы взяли сети, поплыли ловить рыбу. Вся команда помогает друг другу, привозят рыбу в магазин, изучают морское дно: растения, рыба, моряки на пароходе поплыли в кругосветное путешествие. На пароходе люди едут по морю, реке, отдыхают, на остановках выходят на берег, знакомятся с разными городами, идут в магазины, парикмахерскую, больницу. Моряки выполняют команды командира, моют палубу.
«У ЗУБНОГО ВРАЧА»
Атрибуты: зеркало (для осмотра зубов), шпателя, баночки с мазями, куклы, халат, колпак, вата.
Сюжет: у куклы заболели зубы, мама её привела к врачу. Врач осматривает больного, лечит её зубки, даёт советы по уходу за зубами.
«ПРАЧЕЧНАЯ» (С ВЫДАЧЕЙ БЕЛЬЯ)
Атрибуты: стиральная машина, верёвка, прищепки, тазики, стиральная доска, гладильная доска, утюг, стиральные порошки(пустые коробки).
Сюжет: в детском саду сдают грязное бельё, на прачке его стирают, гладят и выдают назад. Мамы приносят и сдают в прачечную грязное бельё, работник на прачке стирает его и отдаёт назад.
«ДЕТСКИЙ САД»
Атрибуты: куклы, коляска, игрушки, мебель, посуда.
Сюжет: мамы и папы приводят в детский сад своих детей, их встречает воспитатель, он с ними играет, занимается, гуляет, кормит, делает зарядку, укладывает спать. После работы мамы и папы забирают своих детей.
«САЛОН КРАСОТЫ».
Атрибуты: зеркало, кресло, туалетный столик, ножницы, расчёски, машинки, одеколон, полотенце, пеньюар, бигуди, фен.
Сюжет: мама приводит в парикмахерскую своего ребёнка и просит, чтобы его подстригли, причесали. Парикмахер моет голову, стрижёт, укладывает волосы, сушит феном.
Дети приходят в парикмахерскую и просят, чтобы им сделали причёску. Парикмахер выдаёт чек, клиенты с ними расплачиваются.
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МИШКИ, ВИНИ ПУХА КАРЛСОНА»
Атрибуты: мебель, куклы, чайный сервиз, торт, конфеты, подарки.
Сюжет: персонажи отмечают день рождения и приглашают в гости друзей, готовят праздничный стол.
В гости к ним приходят друзья, дарят подарки, вместе пьют чай, водят хороводы.
«МЫ ПЕРЕХОДИМ УЛИЦУ»
Атрибуты: условные обозначения автомобилей (картинки, светофор, строительный материал).
Сюжет: люди идут с работы и им нужно перейти улицу, По улице едут автомобили, согласно работе светофора люди: переходят улицу в заданном месте.
Мамы ведут своих детей в детский сад, но им нужно перейти улицу.
«ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ»
Атрибуты: репродукции картин, игрушки.
Сюжет: люди плыли на пароходе, сошли на остановке и пошли в музей. В кассе они купили билеты, дежурный проверил их билеты и пропустил в музей. В музее дети рассматривают картины, воспитатель берёт на себя роль экскурсовода.
«КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР».
Атрибуты: ширма, фигурки н/театра, пальчикового.
Сюжет: мамы и папы вместе с детьми пришли в театр, купили билеты, артисты им показывают театр.
«СТОЛОВАЯ»
Атрибуты: столовая мебель (стулья, столы), плита, посуда, касса, чеки.
Сюжет: папа имама на работе пошли в столовую, там повар готовит им еду. Они подходят и заказывают себе суп, картошку, котлеты, платят кассиру деньги, получают еду, едят, относят грязную посуду.
«МУЗЫКА ДЛЯ КУКОЛ»
Атрибуты: игрушки – пианино, проигрыватель, пластинки.
Сюжет: куклы собрались на празднике, они слушают пластинки, танцуют. У куклы Маши день рождения, к ней пришли в гости подружки, она им играет на пианино, все вместе под музыку они поют знакомые песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...