Родительские санкции и их влияние на формирование личностных качеств детей
статья на тему
Детско-родительские отношения невозможно представить без такой "обратной связи" как - поощрение и наказание. Благодаря такой "связи" ребенок обучается взаимодействовать с внешним миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskie_sanktsii_i_ih_vliyanie_na_formirovanie_lichnostnyh_kachestv_detey.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительские санкции и их влияние на формирование личностных качеств детей.
Детско-родительские отношения невозможно представить без такой «обратной связи» как – поощрение и наказание. Благодаря такой «связи» ребенок обучается взаимодействовать с внешним миром. Если родители одобряют тот или иной его поступок, то он стремится его повторить. Если , наоборот, порицают его действия, то он старается так больше не делать. Если же нет никакой «обратной связи» - ни похвалы, ни порицания, то ребенок просто не знает, как быть. У него нет стимула повторять хороший поступок или отказываться от неверных действий. В гештальт-психологии К.Левин рассматривал поощрение и наказание как способы структурирования поля. В гуманистической психологии подчеркивается недопустимость наказаний в воспитании ребенка. Напротив, основой воспитания должны стать любовь, взаимопонимание , уважение к ребенку, поощрение его активности, самосознательности, инициативы и творчества. Я. Корчак утверждает, что чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимости в наказаниях, чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Свобода и поощрения должны составить основу методов воспитания ребенка. Основная проблема выбора тех или иных способов поощрений в воспитании ребенка состоит в том, что результатом использования того или иного метода становится формирование у ребенка определенных личностных качеств. Вопрос состоит в том, каким родитель хотел бы видеть своего ребенка? Удобное для родителя поведение ребенка или внутреннюю систему ценностей личности? В каждом наказании или поощрении заключен определенный стандарт отношения к миру, людям и саму себе, кристаллизована определенная жизненная ценность. В физическом наказании – ценность грубой силы и власти, в похвале – ценность достижений и социального признания. Арсенал наказаний достаточно широк и включает следующие виды: Физическое – намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба ребенку, связанное с переживанием боли, унижение личности ребенка. Физические наказания представляют угрозу жизни и здоровья ребенка и являются абсолютно недопустимыми. Применение физических наказаний приводит к формированию морали «власти, силы и принуждения», низкому уровню усвоения норм просоциального поведения, развитию безынициативности, покорной зависимости, тревожности, изворотливости, лжи, агрессивности. Вербальная агрессия – порицание, упреки, ворчливость, осуждение, негативная оценка личности ребенка. Основное последствие – нарушение личностного развития, связанное с формированием у ребенка низкого самопринятия, самооценки, зависимости, тревожности, скрытости. Аффективное воздействие ( гнев, ярость, крик) ведет к потере ребенком чувствительности, способности к эмпатии, вызывается чувство страха. Теряется авторитет родителя. Лишение родительской любви – родитель демонстрирует в открытой форме свое отвержение: «Я тебя больше не люблю» и т.д. Это не приемлемая форма наказания, т.к. вызывает у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Но иногда эта форма может быть эффективной и может оказывать воспитательный эффект при соблюдении следующих условий: 1. Наличие стабильной безопасной эмоциональной связи ребенка и родителя; 2. Родитель открыто и ясно говорит ребенку, что его негативное переживание не к личности ребенка, а к его поступку. Ограничение активности ребенка – лишение прогулки, игры, ставить в «угол», посадить на стул и т.д. Данное наказание вызывает у ребенка чувство обиды, беспомощности, вызывает протестные реакции. Лишение благ и привилегий – введение временного запрета на те права, которыми уже обладал ребенок. Принуждение к действию – родитель принуждает ребенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости совершения этого действия. Постоянное принуждение отрицательно влияет на развитие самостоятельности ребенка и его способности к саморегуляции. Перечисленные наказания в процессе воспитания рекомендуется избегать, т.к. они отрицательно действуют на формирование личности ребенка. Для того, чтобы наказание было продуктивным, необходимо соблюдать ряд рекомендаций. Важно соотнести наказание с возрастом ребенка и тяжестью поступка. Наказание не должно быть отложенным. Нельзя наказывать, будучи в состоянии аффекта. В случае расхождения позиций супругов в отношении воспитания не следует открыто спорить в присутствии ребенка. Не стоит обсуждать проступок ребенка с другими людьми. В противовес наказаниям поощрение как солнышко освящает и согревает несформировавшиеся души наших детей: Похвала – является самым популярным методом поощрения. Следует оговорить, что бывает и неадекватная похвала, что дезориентирует поведение и развитие ребенка. Ласка – представляет собой эмоциональный позитивный контакт ребенка с родителем в вербальной и невербальной форме. Ласка свидетельствует о положительной оценке поступка ребенка. Совместная деятельность – совместная игра или другой вид деятельности с участием взрослого. Представляет собой продуктивный вид поощрений. Материальное поощрение – может быть эффективно. Однако также поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, т.к. это может привести к формированию требований и запретов взрослых. Разрешение активности ребенка, расширение его прав и привилегий. Хорошо когда это поощрение выступает как оценка взрослости, самостоятельности ребенка, доказанной его поступками и достижениями. Поощрений в воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний. Поощряйте и восхищайтесь тем, что хотели бы видеть повторенным. Подчеркивайте то лучшее, что уже есть у вашего ребенка, чтобы создать у него самоуважение и уверенность в своих силах. Поощрение подобно эликсиру, оно необходимо для психологического здоровья ребенка. Личность формируется и развивается с помощью любви и поощрения, которое ребенок получает от родителей. Хваля и поощряя ребенка за успехи, родитель вдохновляет его на еще большие достижения. Поощрение улучшает представление ребенка о самом себе, заставляет его поверить в потенциал, вложенный в него при рождении, дает ему уверенность и силы для новых свершений.
Помните!
Дети , как и все люди на Земле хотят чувствовать безопасность, быть любимыми, получить признание, стать тем, кем могут стать только они.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование личностных качеств детей младшего дошкольного возраста»
Цель работы: Внедрение эффективных форм, методов для успешного воспитания привычек нравственного...
«Влияние процессов музыкального воспитания на формирование личностных качеств ребенка».
1. Проявление музыкальности в раннем детстве.1.1 Музыка – как средство всестороннего развития ребенка1.2. Использование музыки на занятиях, праздниках, в повседневной жизни детского сада2. Влияние муз...
Презентация к родительскому собрания "Формирование личностных качеств ребёнка"
Презентация к родительскому собранию "Формирование личностных качеств ребёнка"...
Консультация “Формирование личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности”
Консультация“Формирование личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности”ВВЕДЕНИЕ «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, ко...
О РОЛИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена влиянию игровой деятельности на формирование личностных качеств детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевой игре, особенностям ее содержания, развития и влия...
ДКР Тема: «Влияние процесса музыкального воспитания на формирование личностных качеств младшего дошкольного возраста»
Домашняя контрольная работа по «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...
Нетрадиционные техники рисования для детей и их влияние на формирование личностных качеств
Как применяются нетрадиционные техники рисования в работе воспитателя....