Родительские санкции и их влияние на формирование личностных качеств детей
статья на тему

Детско-родительские отношения невозможно представить без такой "обратной связи" как - поощрение и наказание. Благодаря такой "связи" ребенок обучается взаимодействовать с внешним миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительские санкции и их влияние на формирование личностных качеств детей.

Детско-родительские отношения невозможно представить без такой «обратной связи» как – поощрение и наказание. Благодаря такой «связи»  ребенок обучается взаимодействовать с внешним миром. Если родители  одобряют тот или иной его поступок, то он стремится его повторить. Если , наоборот, порицают его действия, то он старается так больше не делать. Если же нет никакой «обратной связи» - ни похвалы, ни порицания, то ребенок просто не знает, как быть. У него нет стимула повторять хороший поступок или отказываться от неверных действий.                                                        В гештальт-психологии К.Левин  рассматривал поощрение и наказание как способы структурирования поля.                                                                 В гуманистической психологии подчеркивается недопустимость наказаний в воспитании ребенка. Напротив, основой воспитания должны стать любовь, взаимопонимание , уважение к ребенку, поощрение его активности, самосознательности, инициативы и творчества.                         Я. Корчак утверждает, что чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимости в наказаниях, чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Свобода и поощрения должны составить основу методов воспитания ребенка.                                                                         Основная проблема выбора тех или иных способов поощрений в воспитании ребенка состоит в том, что результатом использования того или иного метода становится формирование у ребенка определенных личностных качеств. Вопрос состоит в том, каким родитель хотел бы видеть своего ребенка? Удобное для родителя поведение ребенка или внутреннюю систему ценностей личности? В каждом наказании или поощрении заключен определенный стандарт  отношения к миру, людям и саму себе, кристаллизована определенная жизненная ценность. В физическом наказании – ценность грубой силы и власти, в похвале – ценность достижений и социального признания.                                Арсенал наказаний достаточно широк и  включает следующие виды:                Физическое – намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба ребенку, связанное с переживанием боли, унижение личности ребенка. Физические наказания представляют угрозу жизни и здоровья ребенка и являются абсолютно недопустимыми. Применение физических наказаний приводит к формированию морали «власти, силы и принуждения», низкому уровню усвоения норм просоциального поведения, развитию безынициативности, покорной зависимости, тревожности, изворотливости, лжи, агрессивности.                Вербальная агрессия – порицание, упреки, ворчливость, осуждение, негативная оценка личности ребенка. Основное последствие – нарушение личностного развития, связанное с формированием у ребенка низкого самопринятия, самооценки, зависимости, тревожности, скрытости.                        Аффективное воздействие ( гнев, ярость, крик) ведет к потере ребенком чувствительности, способности к эмпатии, вызывается чувство страха. Теряется авторитет родителя.                                                         Лишение родительской любви – родитель демонстрирует в открытой форме свое отвержение: «Я тебя  больше не люблю» и т.д. Это не приемлемая форма наказания, т.к. вызывает у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Но иногда эта форма может быть эффективной и может оказывать воспитательный эффект при соблюдении следующих условий:                                1. Наличие стабильной безопасной эмоциональной связи ребенка и родителя;                                                                                                2. Родитель открыто и ясно говорит ребенку, что его негативное переживание не к личности ребенка, а к его поступку.                                        Ограничение активности ребенка – лишение прогулки, игры, ставить в «угол», посадить на стул и т.д. Данное наказание  вызывает у ребенка чувство обиды, беспомощности, вызывает протестные реакции.                                Лишение благ и привилегий – введение временного запрета на те права, которыми уже обладал ребенок.                                                                Принуждение к действию – родитель принуждает ребенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом причин  и не обосновывая необходимости совершения этого действия. Постоянное принуждение отрицательно влияет на развитие самостоятельности ребенка и его способности к саморегуляции.                                                                        Перечисленные наказания в процессе воспитания рекомендуется избегать, т.к. они отрицательно действуют на формирование личности ребенка.                                                                                                        Для того, чтобы наказание было продуктивным, необходимо соблюдать ряд рекомендаций. Важно соотнести наказание с возрастом ребенка и тяжестью поступка. Наказание не должно быть отложенным. Нельзя наказывать,  будучи  в состоянии аффекта.                                        В случае расхождения позиций супругов в отношении воспитания не следует открыто спорить в присутствии ребенка. Не стоит обсуждать проступок ребенка с другими людьми.                                                                  В противовес наказаниям поощрение как солнышко освящает и согревает несформировавшиеся души наших детей:                                                Похвала – является самым популярным методом поощрения. Следует оговорить, что бывает и неадекватная похвала, что дезориентирует поведение и развитие ребенка.                                                                                Ласка – представляет собой эмоциональный позитивный контакт ребенка с родителем  в вербальной и невербальной форме. Ласка свидетельствует о положительной  оценке поступка ребенка.                                                        Совместная деятельность – совместная игра или другой вид деятельности с участием взрослого. Представляет собой продуктивный вид поощрений.                                                                                Материальное поощрение – может быть эффективно. Однако также поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, т.к. это может привести к формированию требований и запретов взрослых.                Разрешение активности ребенка, расширение  его прав и привилегий. Хорошо когда это поощрение выступает как оценка взрослости, самостоятельности ребенка, доказанной его поступками и достижениями.        Поощрений в воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний. Поощряйте и восхищайтесь тем, что хотели бы видеть повторенным. Подчеркивайте то лучшее, что уже есть у вашего ребенка, чтобы создать у него самоуважение и уверенность в своих силах. Поощрение подобно эликсиру, оно необходимо для психологического здоровья ребенка. Личность формируется  и развивается с помощью любви и поощрения, которое ребенок получает от родителей. Хваля и поощряя ребенка за успехи, родитель вдохновляет его на еще большие достижения. Поощрение улучшает представление ребенка о самом себе, заставляет его поверить в потенциал, вложенный в него при рождении, дает ему уверенность и силы для новых свершений.

Помните!
Дети , как и все люди на Земле хотят чувствовать безопасность, быть любимыми, получить признание, стать тем, кем могут стать только они.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование личностных качеств детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы: Внедрение эффективных форм, методов  для успешного воспитания привычек нравственного...

«Влияние процессов музыкального воспитания на формирование личностных качеств ребенка».

1. Проявление музыкальности в раннем детстве.1.1 Музыка – как средство всестороннего развития ребенка1.2. Использование музыки на занятиях, праздниках, в повседневной жизни детского сада2. Влияние муз...

Презентация к родительскому собрания "Формирование личностных качеств ребёнка"

Презентация к родительскому собранию "Формирование личностных качеств ребёнка"...

Консультация “Формирование личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности”

Консультация“Формирование личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности”ВВЕДЕНИЕ «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, ко...

О РОЛИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена влиянию игровой деятельности на формирование личностных качеств детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевой игре, особенностям ее содержания, развития и влия...

ДКР Тема: «Влияние процесса музыкального воспитания на формирование личностных качеств младшего дошкольного возраста»

Домашняя контрольная работа по «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...

Нетрадиционные техники рисования для детей и их влияние на формирование личностных качеств

Как применяются нетрадиционные техники рисования в работе воспитателя....