Танцевальная ритмика в раннем развитии детей
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

КОЛЫМАГИНА ВИКТОРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

                              Человек научается гораздо большему,
                              когда он вовлечен полностью:
                              эмоционально, визуально,
                              аудиально и кинестетически.
                                                             Линда Ллойд

     С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека.  Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsevalnaya_ritmika_v_rannem_razvitii_detey.docx73.11 КБ

Предварительный просмотр:

Танцевальная ритмика в раннем развитии детей

Человек научается гораздо большему,
когда он вовлечен полностью:
эмоционально, визуально,
аудиально и кинестетически.
Линда Ллойд

     С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека.  Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни.

Танцевальное направление занятий с малышом связано с высокой выразительностью и эмоциональностью данной формы движения, ее положительным влиянием на психическое самочувствие, совершенствование координации движений, формирование красивой походки.

Овладение элементами хореографии, народных, современных и бальных танцев повышает уверенность в себе, коммуникативную активность, доброжелательность, внимательность к другим. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания.

Вы замечали, что дети, услышав музыку, начинают сами двигаться, изображая музыкальных персонажей? Малыши при звуках песенки «От улыбки хмурый день светлей…» улыбаются, вспоминая веселого Крошку-енота. Но дети с удовольствием копируют лишь то, что видели своими глазами. Им трудно представить абстрактный образ, поэтому необходимо предлагать малышам только те композиции, которые они смогут проанализировать, опираясь на свой небольшой жизненный опыт. 

Ребенок должен хорошо представлять себе, для чего он разучивает цикл специальных упражнений, таких сложных и непонятных на первый взгляд. А нужны они для того, чтобы в танце выразить эмоции и передать настроение.

Ритмические музыкальные игры способствуют развитию у малышей музыкальности и пластической выразительности, гармонично развивают.

В музыкальных играх дети также создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства.

Музыкально-ритмическая деятельность развивает в ребенке следующие умения и навыки: умение отметить начало и конец в движении мелодии, слышать ритмический рисунок мелодии, осознавать средства музыкальной выразительности. С помощью специально подобранных Вами упражнений вы сможете развить в ребенке способность воспринимать, улавливать и быстро включаться в ритм. (Встаньте напротив друг друга, ритмично читайте или напевайте слова, изображая то, что говорите. Пусть малыш повторяет за Вами все движения: «Мы топаем ногами, / Мы хлопаем руками, / Киваем головой. / Мы руки поднимаем, / Мы руки опускаем, / Мы руки подаем. /И бегаем кругом, / И бегаем кругом»).

Говорить о содержании двигательно-музыкального материала и особенностях  движения надо стараться образно, активизируя воображение малыша. Хорошо сопровождать слова выразительными движениями и жестами.

Нередко бывает, что ритмические упражнения вначале исполняются детьми живо, эмоционально, с большим желанием, а затем, по мере многократного повторения, интерес ребят ослабевает. В этом случае в упражнение следует вводить дополнительные двигательные действия и выполнять его под новое музыкальное сопровождение.

Также разнообразить ритмические упражнения и танцевальные элементы помогает игровая форма их проведения, представляющая законченную сюжетную композицию. Такая форма особенно эффективна для развития пластичности, координированности, накопления двигательных навыков. Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки. Любая игра имеет свои правила, которые надо соблюдать, поэтому игры укрепляют дисциплину, приучают играющих уважать друг друга, отвечать за свои действия. В играх широко используются ходьба, бег, прыжки – все  это оказывает значительное воздействие на органы дыхания, кровообращения и на двигательный аппарат.

У детей в раннем возрасте недостаточно развита зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не могут на долгое время сосредоточить внимание на музыке, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Поэтому наша задача – развивать органы чувств и сенсорные умения.

Во время выполнения танцевального движения необходимо считать, помогая уточнить темп и ритм, а закрепление ранее разученных движений может осуществляться сразу под музыку.

Систематичность, постепенность и последовательность раннего развития – основные педагогические принципы.

Чтобы красиво танцевать, нужно сначала научиться владеть своим телом и знать его возможности. С самого раннего возраста мы учимся держать правильную осанку и следить за ней. Упражнения на пластику, а также фантазия разовьет воображение ребенка, научит импровизировать под музыку.

Занятие необходимо строить так, чтобы были задействованы оба полушария мозга. Ведь именно правое полушарие отвечает за абстрактное мышление, восприятие искусства. На занятиях важно активно уделять внимание пластике и фантазии: ведь если внимательно посмотреть вокруг, то можно заметить, что весь живой мир, вся природа находится в движении, причем движении удивительно пластичном. Наблюдая с ребенком за растениями, животными, птицами, рыбами, запоминайте их движения, повторяйте под музыку. От простых упражнений переходите к более сложным, развивая фантазию и воображение.  Попробуйте предложить вашему малышу изобразить «красивую розу» (Вначале еще нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждет, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх к солнышку. Он тянется все выше и выше – и вот уже перед нами огромный розовый бутон. Бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир. Не забывай, это не просто цветок, а прекрасная Роза. Попробуй уложить руки, словно лепестки. Подумай, какого цвета твоя Роза, какой у нее характер. Наступила ночь, Роза прикрылась своими лепестками, словно одеяльцем, и уснула.) и вы увидите, как таинственно забегают его глазки, с каким упорством, терпением и искренностью он будут воплощать в движении Ваши слова. Чтобы активнее вовлекать ребенка в процесс воображения, включайтесь в творчество сами, изображая то, о чем говорите, сначала побуждая малыша повторять ваши действия.

http://www.magichild.ru/Zan/tantsy.htmПравое полушарие отвечает за творчество, с его помощью мы абстрактно мыслим. Игровые танцы в раннем развитии используются для визуального распознавания и пространственной ориентации, образного восприятия.

Левое же полушарие мозга отвечает за языковые способности, логическое мышление, математику, анализ. Все двигательные задания и музыкальные упражнения занятий развивают ориентировку в пространстве, умения анализировать и реагировать на сигнал преподавателя (Пусть по Вашему сигналу «Зайка!» малыш начнет прыгать на двух ногах, по сигналу «Птички!» легко побежит по комнате, а по сигналу «Лягушки!» тихо присядет. Чередуйте сигналы. Проводя первый раз эту игру, покажите и объясните, как прыгает зайка, где у него лапки, а где ушки, расскажите и продемонстрируйте, как летают птички и как лягушки сидят в болоте. Повторно играя, вы можете уже не показывать, а только словесно помогать Вашему малышу, постепенно отказываясь и от подсказок, тем самым усложняя задание). Вы можете сами подбирать упражнения и задания, учитывая особенности развития и способности Вашего ребенка.

Хореографические упражнения дают представление о классическом танце. Классический танец – это вид хореографической пластики, построенный на определенных и строгих законах. Он представляет собой четко выработанную систему движений, в которой нет ничего лишнего или случайного. Конечно, следовать этой систему трудно, особенно в детском возрасте, поскольку здесь требуется большая самоотдача и жесткая дисциплина. Однако именно в детском возрасте закладываются основы классического танца, дается начальное образование. Танцевальная часть занятия требует абсолютной внутренней собранности, серьезной физической подготовки, стремления к преодолению трудностей и способностей к сознательной затрате значительного количества физических сил. Эта часть занятия направлена на выработку необходимых хореографических навыков: развитие выворотности, укрепление мускулатуры, стоп и подъема, развитие эластичности связок и мягкость движений.Занимайтесь с ребенком, когда у него и у Вас хорошее настроение. Все упражнения необходимо заканчивать до того, как они смогут надоесть Вашему малышу.

http://www.magichild.ru/Zan/tantsy.htmЕсли ваш ребенок стремится выразить себя  посредством движения, не ограничивайте его, помогайте развивать выразительность, пластичность, общую культуру движения.

Ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.

Танцевальные занятия принесут пользу и удовольствие вашему малышу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль танцевально-ритмических занятий в развитии детей

Дети дошкольного и младшего школьного возраста владеют естественной грацией и свободой тела. Всё своё поведение они проявляют через движение. Чем младше ребёнок, тем больше степеней свободы и лёгкости...

Музыкально–танцевальные занятия как процесс развития детей с нарушением слуха.

   Развитие музыкально – ритмических движений на каждом возрастном  этапе происходит различно, особенно у детей с нарушением слуха.     Творческая актив...

Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».

Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...

Танцевальная ритмика в раннем развитии детей

С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека.  Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными ...

«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...

Статья на тему: "Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст  когда всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...