Осетинские народные игры
картотека (старшая группа) на тему
Осетинские народные игры для детей дошкольного возраста с включением считалок
Одним из эффективных средств укрепления здоровья детей являются подвижные игры. Подвижная игра – это сложная и многофункциональная деятельность ребенка, которая служит содержательным наполнением объема двигательной активности ребенка. Игра, насыщена множеством движений и упражнений, в которой дети с удовольствием осваивают и совершенствуют свою двигательную сферу. Вместе с тем и разнообразие двигательных умений и навыков, наблюдаемых у ребенка в процессе подвижной игры, позволяют констатировать различные стороны его развития. Игра служит для ребенка «инструментом» его отношений, приобретения знаний, где он учиться контролировать и оценивать себя, проявляет свою инициативу и творческую активность. Подвижные национальные игры имеют коррекционную направленность, т. к снимают: негативное настроение, излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, преодоление неуверенности в себе, создают позитивный настрой, возможность настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.
В данной подборке игр, представлены разнообразные осетинские национальные игры. Они предназначены для воспитателей, педагогов-психологов, слушателей курсов повышения квалификации, родителей детей старшего дошкольного возраста.
1.«Осетинские салки»
Цель: упражнять в беге; снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочению группы
Правила игры: держаться рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его.
Ведущий выбирается с помощью считалки:
Завтра с неба прилетит
Тетерев кавказский.
Если веришь – стой и жди,
А не веришь, выходи.
Содержание игры: водящий преследует остальных играющих, и если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть, так он должен догнать и осалить кого- либо.
І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.
ІІ вариант: если играющих много, выбирают двух или трех ведущих.
2. «Барсы в пещерах»
Цель: упражнять в беге, развивать внимание, быстроту реакции на сигнал, развивать ориентировку в пространстве; создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя.
Правила игры: бегая ребятам по площадке, необходимо слышать команду ведущего и занимать свободную «пещеру»
Оборудование и атрибуты: шапочки барсов.
Считалка:
У барсихи пять барсят.
Поиграть они хотят.
Черный, белый,
Рыжий, серый.
Полосатый - выходи.
Не упрямься –
И води.
Содержание игры: все встают в круг, затем разбиваются по трое. Двое изображают пещеру, а третий – барса. Ведущий в центре круга. Он командует: «Барсы, выходите! ». «Барсы» должны выйти и бегать по всей площадке. Внезапно ведущий командует снова: «Барсы в пещеру! », и все должны занять ближайшие «пещеры», ведущий тоже. Кому «пещеры» не досталось, тот водит. Через несколько туров «барсы» и «пещеры» меняются ролями.
І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.
ІІ вариант: ведущий меняет команду на хлопки или другие сигналы.
ІІІ вариант: «барсы» меняются на других животных.
3. «Джигиты соревнуются»
Цель: поддерживать интерес к физическим упражнениям; учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие
Правила игры:
Действовать по сигналу «старшего», проигравшим считается тот, кто хоть раз выйдет за черту круга. Если из круга выйдут оба игрока, приз никому не присуждается.
Оборудование и атрибуты: гимнастические палки, мел.
ІІ вариант:
Разделить на две команды с помощью счета на первый и второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – вторая команда или воспитатель раздает при пересчете опознавательные знаки.
Содержание игры: на игровой площадке чертятся 4-6 кругов по 3 метра диаметром. Все участники делятся на две равные команды и выстраиваются в шеренгу на противоположных сторонах площадки лицом одна к другой. В каждой команде выбирается «Старший». «Старшие» посылают по одному игроку в каждый круг. Пары, находящиеся в кругах, получают по гимнастической палке. Оба игрока держат палку в руках, прижимая один её конец локтем. По сигналу игроки, нажимая на палку, стараются вытолкнуть друг друга из края. Победитель получает приз. Затем в круги становятся новые пары. Команда победительница определяется по сумме полученных очков.
І вариант: разбить всех детей на пары, раздав палки и определить в круги.
ІІІ вариант: поделить на три команды.
4.«Водопад и ветер»
Цель: в процессе игры развивать ловкость, быстроту, действовать по сигналу; сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Правила игры: четко выполнять команду водящего, тот, кто ошибётся в выполнении команды, должен выйти из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один – единственный игрок. Это и есть победитель.
Водящий выбирается с помощью жеребьевки.
Содержание игры: для начала игры выбираем водящего. Остальные игроки становятся на некотором расстоянии от него. Когда водящий объявляет: «Водопад! » - игроки начинают приседать, когда же он говорит: «Ветер! » - все должны бежать в одну сторону по кругу. Водящий старается запутать игроков; он может произносить одно и тоже слово несколько раз подряд и делать ложные движения, не совпадающие с командой. При этом он должен зорко следить за игроками – тот, кто ошибётся, выходит из игры.
І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель
ІІ вариант: на сигнал «Водопад! » игроки выбирают ОВД по желанию (например, прыжки)
ІІІ вариант: на сигнал «Ветер! » - дети бегут врассыпную.
5.«Волк и ягнята»
Цель: упражнять детей в беге в рассыпную, развивать быстроту реакции, ловкость; снятие напряженности, создание атмосферы единства, преодоление неуверенности в себе.
Правила игры: «Ягнята» пасутся на пастбище. В домике «ягнят» ловить нельзя. Пойманные «ягнята» идут в дом волка.
Оборудование и атрибуты: шапочка волка или опознавательный знак, мел (обруч) .
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мы опять гулять:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
Содержание игры: дети изображают «ягнят». «Ягнята» ходят по площадке «щиплют травку». «Волк» внимательно следит за ними. Незаметно для всех выходит из своего «логова» (мелом чертится круг или кладётся обруч) и тихонько подкрадывается к «ягнятам». Волк ловит «ягнят» и тащит к себе в «логово». «Ягнята» убегают от волка и прячутся в своем «хадзаре» (доме). После двух- трех кратного повторения игры выбирают других детей на роль «волка».
І вариант: роль «волка» берет на себя воспитатель
ІІ вариант: выбираются два «волка»
6. Лягушки
Цель: упражнять в прыжках в длину; учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение по «команде» дает уверенность и спокойствие.
Правила игры: «лягушка» учит прыгать. «Лягушата» должны четко выполнять команды «лягушки». Если ошибается какой-то «лягушонок», то возвращается к «лягушатам» и должен будет поле всех учиться прыгать снова.
Оборудование и атрибуты: мел, шапочка для «лягушки»
Считалка:
Пять веселых лягушат,
По своим делам спешат.
Пока мокро, пока лужно,
До реки добраться нужно.
Если встретишь лягушат,
не мешай:
Они спешат!
Содержание игры: на земле чертится небольшой квадратик – «дом». Вокруг «дома»- четыре «листика» вперемешку с четырьмя «кочками» - пруд. Один - ведущий «лягушка», учит «лягушат» прыгать. Он стоит справа от «пруда», а «лягушата» – слева. Каждый лягушонок становится на квадратик – «дом» и внимательно слушая команды «лягушки и квакушки» прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги. «Лягушка» четко и громко командует, один «лягушонок» прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Команда: «Кочка. Листик. Листик. Дом! И т. д. Если «лягушонок» прыгает высоко, и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с «лягушкой», а если ошибается, возвращается к «лягушатам» и должен будет после всех учиться прыгать снова.
Веселые, как девочки
Проворные, как листики,
Прыгучие, как мячики,
Веселые, проворные,
Прыгучие подружки –
Зеленые, зеленые,
Зеленые лягушки.
Все квакают и квакают
И слышно вдалеке:
«Ква-ква! Ква- ква!
Бре - ке- ке! »
І вариант: «лягушка»- воспитатель
7. «Тохси» (Крупная кость, бита)
Цель игры: развивать мышцы спины, руки; зоркость, ориентировку в пространстве, глазомер; воспитывать умение выигрывать и достойно проигрывать; создание позитивного настроения.
Правила игры: если альчик выкатывается за линию, игрок выигрывает. Если он промахивается, то не имеет права бить второй раз (пропускает ход) .
Оборудование и атрибуты: альчики, мел.
Считалка: Стоит чурбан,
Не мешает нам.
Кто чурбан из круга собьёт,
Тот победителем уйдёт
Содержание игры: на ровной площадке чертят два круга, вписанных один в другой. В центре малого круга в один ряд расставляют разноцветные альчики (можно заменить их камешками, по одному от каждого игрока. Играющие становятся на линию внешнего круга так, чтобы она пришлась на середину ступни. Они метают биту по очереди. Задача заключается в том, чтобы крупным альчиком-битой-тохси выбить альчик за пределы большого круга.
I вариант: водящим является воспитатель.
II вариант: использовать камешки.
III вариант: использовать биту с мячами (спортивный детский инвентарь)
Труд в природе - активное, посильное участие детей в работе на
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Не забывайте народные игры" Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры.
В консультации представлено описание народных игр на Вятке....
Осетинские народные сказки для младшей, средней группы.
При ознакомлении дошкольников с художественным материалом воспитатель обязательно должен знакомить дошкольников с народным эпосом, художественной литературой учитывая региональный компонент....
Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...
Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту
В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
ПРОЕКТ «Осетинские народные сказки, как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте»
ПРОЕКТ«Осетинские народные сказки, как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте»...
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»
Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...