Консультация для родителей: «Эффективное общение»
консультация на тему
Консультация для родителей
«Эффективное общение»
(упражнения и методики для эффективного общения с детьми)
Что такое общение? Надо всегда помнить, что общение – от слова «общий». Главное, чтобы и вам и детям, было комфортно в общении.
В основы личностно-ориентированного общения входит 3 три понятия.
- позиция общения
- дистанция общения
- пространство общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 221 компенсирующего вида» Кировского и Московского района г. Казани
Консультация для родителей
Эффективное общение.
Общаться с ребенком, как?
Подготовила: педагог-психолог
Ахметзянова С.А.
Казань
Консультация для родителей
«Эффективное общение»
(упражнения и методики для эффективного общения с детьми)
Что такое общение? Надо всегда помнить, что общение – от слова «общий». Главное, чтобы и вам и детям, было комфортно в общении.
В основы личностно-ориентированного общения входит 3 три понятия.
- позиция общения
- дистанция общения
- пространство общения
- Позиция общения бывает “сверху”, “снизу”, “рядом”. Очень важно правильно выбрать позицию общения. Находясь в разных позициях, людям очень трудно найти общий язык, они видят мир совершенно по – по-разному. Важно почувствовать, когда адекватна позиция “сверху”, “снизу”, “рядом”.
- Дистанция общения. Важно найти оптимальную дистанцию общения – это главная задача п, и самая трудная – найти оптимальную дистанцию общения с ребенком. Важно помнить, что при разных видах деятельности дистанция тоже должна меняться. Уважать дистанцию, обозначенную другим человеком, будь то ребенок или взрослый, не надо пытаться притянуть его дистанцию к своей.
- Пространство общения. Общее пространство общения должен определять взрослый, так как ребенок не обладает в достаточной степени коммуникативными навыками. Но следует уважать обозначенное личное пространство ребенка.
Мировая практика психологии сделала ряд великих открытий. Одно из них о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение также необходимо ребенку, как и пища. Ребенок, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны – случаев необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, - привел ученых к выводу: причина – неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, в общении.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, и в последствии конечно и его судьбу.
Специалисты всего мира: врачи, педагоги, психологи пришли к выводу, что даже очень трудные проблемы воспитания разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения.
Основные черты этого стиля определялись в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии – известный американский психолог Карл Роджерс – назвал его «личностно центрированным» или «личностно-ориентировочным», т.е. ставящим в центр внимания или ориентированным на личность того человека с которым ты сейчас общаешься. Он противостоит авторитарному стилю, который долгое время бытовал в нашей стране.
Личностно-ориентированный стиль основан, прежде всего, на понимании ребенка – его нужд и потребностей на знании закономерностей его роста и развития его личности.
Сразу хочу вам сообщить, что без соблюдения одного общего принципа все попытки наладить взаимодействие с ребенком окажутся безуспешными. Этот принцип отправная точка всего. Принцип этот – безусловное принятие.
Безусловное принятие – это значить любить детей не за то, что они красивые, умные, способные, послушные, помощники, и т.д., а просто за то, что они дети.
Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ee удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. В общение с ребенком тон важнее слов, и если он резкий, сердитый, то вывод всегда однозначный: “меня не любят, не принимают”. Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова, сколько в ощущения себя плохим, “не таким”, несчастливым.
Часто задается вопрос “Если я принимаю ребенка, то я никогда не должна сердиться на него? Выговаривать?”
Отвечаю: нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя, их надо выражать, но выражать особым образом.
Существуют следующие правила
- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными и “непозволительными” они не были. Раз они у него возникли, значить, для этого есть основания.
- Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
Часто взаимодействие с ребенком бывает не продуктивным, потому что практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего … его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Эта техника называется активным слушанием.
Что же значит, активно слушать ребенка?
Активно слушать ребенка – значит “возвращать” ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.
Сейчас я вам раздам листочки с таблицей. В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка. Справа напишите, какие по вашему мнению чувства от испытывает в этом случае. В третьей колонке запишите ваш ответ на слова ребенка. Обозначьте в этой фразе чувства, которое (по вашему предположению) он испытывает.
Давайте посмотрим и сравним с правильными ответами.
- Образец (в таблице)
- «Тебе больно, ты рассердилась на доктора?» (боль, обида)
- «Тебе хочется, чтобы я тебя защитила?» (несправедливость, обида)
- «Тебе было обидно?» (досада, обида)
- «Ты испугалась, и чашечку очень жалко» (страх, сожаление)
- «Здорово! Я вижу ты очень рад!» (радость, ликование)
- «Тебе очень досадно, что не смогла посмотреть» (досада, огорчение)
Ведь правда, что такие ответы нам кажутся непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было ответить:
- «Мы отдадим куклу Петиному папе, он устроит»
- «Ничего страшного, скоро пройдет»
- «Я ко всем отношусь одинаково»
- «Не переживай, следующий раз все получится!
- «Надо лучше держать чашку, тогда она не будет падать»
- «Молодец, хорошо»
- «Ничего посмотришь в следующий раз»
При всей кажущейся справедливости этих ответов, они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживаниями.
Своим советом или критическим замечанием воспитатель, как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно. Оно не принимается в расчет.
Напротив, ответы, по способу активного слушания показывают, что воспитатель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о нем больше.
Есть также дополнительные правила по технике активного слушания, о которых вы я думаю, знаете, но я их все-таки озвучу.
Во 1х - обязательно повернуться к ребенку лицом, чтобы ваши глаза находились на одном уровне.
Во 2х - если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в убедительной форме.
Например:
Ребенок: «Я не буду больше водиться с Петей!» (правильный ответ) «Ты на него обиделся» Возможные неправильные ответы:
- «А что случилось?»
- «Ты что же на него обиделся?»
В 3х – очень важно “держать паузу” после каждой вашей фразы, лучше всего помолчать. (в это время в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа).
В 4х – в ответе полезно повторять, что случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.
Используем предыдущий пример: «Я не буду больше водиться с Петей» воспитатель: «Не хочешь с ним дружить» (повторение услышанного). Пауза: «Ты на него обиделся».
Хотя техника активного слушания очень непривычно для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Однако она вам очень понравится, как только вы увидите результаты, которые она дает: их, по крайней мере, 3.
- Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает переживания ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается в двойне.
- Ребенок, убедившись, что воспитатель готов его выслушать, начинает рассказывать о себе больше, часто в одной беседе выявляется другие проблемы.
- Ребенок сам продвигается в решение своей проблемы. И сам довольно быстро начинает активно слушать воспитателя.
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо и несправедливо, первое что нужно сделать –это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), слышите его.
Мы говорим о переживании детей. Но мы взрослые, педагоги ведь тоже волнуемся, обижаемся, устаем. Нам тоже бывает трудно с детьми. Что делать нам с нашими собственными переживаниями?
Мы обсудим ситуации, где больше переживает взрослый (родитель, педагог).
Например:
- Подходя к дому вы встречаете собственного ребенка: лицо измазана, пуговица оторвана, рубашка вылезла из брюк. Прохожие оглядываются. Вам стыдно.
Случай 2) малыш с энтузиазмом катает по полу машину. Вы торопитесь на работу, ребенок мешает, путается под ногами.
Что делать в подобных ситуациях случаях? Когда вас переполняют эмоции?
Правило I.
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усильями вы никого не сможете: не себя, не тем более ребенка, который без труда "читает" по вашей позе, интонации, выражению лица, глаз. Ведь именно через эти "несловесные" сигналы передается более 90% информации о нашем внутреннем состоянии.
Как же сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно не для него не для вас?
Правило II. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
Как же сказать ребенку, как построить предложение в первом случае.
Ответы могут быть такими
- Я люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взгляда соседей.
- Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь.
Все эти предложения содержат личные местоимения: Я, мне, меня, поэтому высказывания эти называются "я - сообщения" многие, и это как бы привычнее ответили бы иначе:
- "Ну что у тебя за вид!"
- "Перестань тут ползать"
В таких высказываниях используются слова: ты, тебя, тебе. Они показывают "ты - сообщения"
На первый взгляд разница между "ты" и "я" невелика. Однако в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избежать.
"Я сообщение" имеет ряд преимуществ по сравнению с "ты -сообщением".
- Позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.
- "Я -сообщение" дает возможность детям ближе узнать нее.
- Когда мы открыты и искренны в выражении своих чувств, дети становятся искрение в выражении своих.
- Высказывая свое чувство без приказа мы оставляем за детьми возможность самим принять решение.
Рекомендации, о которых постарайтесь не забывать:
-Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.
-Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения.
-Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
-Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье.
-Старайтесь не говорить «нет», «нельзя», «прекрати».
-Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Культура общения в семье - основа формирования авторитета родителей"
Счастлива та семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми....
Консультация для родителей "Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей 5-6 лет как результат взаимодействия учителя-логопеда с родителями".
В настоящее время родители уделяют мало внимания речевым недостаткам ребёнка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстранённ...
Консультации для родителей "Особенности общения родителей с детьми в семье"
Цель: Дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребенка, расширить представление родителей об эмоциях, их влиянии на общение, под...
Консультация для родителей "Стили общения родителей с детьми. Ошибки в воспитании".
Пять самых распространённых стилей воспитания детей....
Консультация для родителей "Эффективное взаимодействие педагога с родителями".
взаимоотношение родителей и педагогов....
Консультация для родителей "Эффективный родитель.Ненасильственные методы воспитания детей"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Эффективный родитель. Ненасильственные методы воспитания детей»В практике детско-родительских отношений на сегодняшнийдень имеются следующие важные противоречия:...