Консультация для родителей и воспитателей
консультация на тему

В данной консультации раскрываются основные приемы песочной терапии, используемые на занятиях по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx617.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и воспитателей «Песочная терапия»

Консультация для родителей "Песочная терапия"

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мира.

Консультация для родителей и воспитателей «Песочная терапия»

Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?

Зачастую маленький ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное – ребёнок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.

Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребёнок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, - это может стать поводом для размышления о собственной системе воспитания ребёнка, обращения за помощью к специалистам.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во – первых, существенно усиливается желание ребёнка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во – вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».

В – третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторика.

В – четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В – пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми: дети с нарушениями речи, агрессивные дети, тревожные дети и др.

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции всё больше места занимают специальные техники, одни из которых -

песочная терапия.

Игры, используемые в песочнице:

• Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

• Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

• «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

• Создать отпечатки ладоней, кулачков, рёбрами ладоней причудливые всевозможные узоры на поверхности песка;

• «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно (сначала только указательным, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребёнок может создать «загадочные следы».

http://www.maam.ru/upload/blogs/da48bf7f7e63cf16761a3a5de47152ad.jpg.jpg

• «Поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы рук, совершая мягкие движения вверх – вниз.

http://www.maam.ru/upload/blogs/e4227fb53cd49def076f2389da72d07d.jpg.jpg

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбуждённые дети успокаиваются, становятся спокойнее. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Использование песочной терапии даёт положительные результаты:

- Удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

- Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;

- Оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;

- Вызывает положительные эмоции (радость, удивление). Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида) ;

- Совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее. Учит их выражать свои эмоции в безобидной форме.

http://www.maam.ru/upload/blogs/aec5cbc28e9f04aa03a904deaa1dcc41.jpg.jpg

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.

Литература:

1. Беляева И. В. Общаемся с родителями. //Старший воспитатель. – 2010. - №12. – С. 55-56.

2. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006. – С. 42-45.

3. Семененко Е. В. Песочная терапия. // Дошкольная педагогика. – 2010. - №7 (64). – С. 45 – 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Алалия. Что это такое?"

Консультация для родителей и воспитателей речевых групп в доступной форме знакомит с основными характеристиками данного речевого нарушения....

Консультация для родителей и воспитателей "Малыш из Зазеркалья"

Консультация для родителей  знакомит с природой леворукости: теорией и гипотезами компенсаторного левшества. Представлена методика определения ведущей руки....

"Давай поиграем" консультация для родителей и воспитателей

В материале представлены дидактические игры для детей 3-4 лет и старше, так как каждую игру можно использовать с усложнениями. Материал содержит описание и материалы (фотографии), он может быть исполь...

1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"

В первой статье  представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР,  игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...

Консультация для родителей "Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду"

Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями....

Консультация для родителей "Знакомство воспитателей и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"

Консультация для родителей "Знакомство воспитателей  и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"...

Консультация для родителей и воспитателей "Общение воспитателя с родителями"

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку проблемную семью. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки...