Речевое развитие ребенка на пятом году жизни
статья на тему

 Тихонова Н.И. учитель-логопед, г.  Новосибирск, МБДОУ д/с 333

Психомоторное развитие ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_rebenka_na_pyatom_godu_zhizni.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие ребенка на пятом году жизни

Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова в роде, в числе.

В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребенка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.

У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твердых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками с, з, ш,р,р', л, л', например: Пара, пластилин, вытирала и других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными, например: сапожки, Саша и др.

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться о взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых должна быть:

  • четкой, неторопливой;
  • доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями; 
  • грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

то же время не следует оценивать как положительное явление случаи раннего речевого развития. Так, если у ребенка первые слова появляются до одного года, от года и пяти месяцев до года и восьми месяцев сформирована фраза, а от двух лет до двух лет и пяти месяцев он начинает говорить развернутыми фразами, ускоренным темпом, как бы «захлебываясь», то все это может повлечь за собой невротическую форму заикания. Такого малыша нельзя «перегружать» речевым общением, напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.

Главная роль в коррекции речи ребенка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.

Своевременная диагностика, а также коррекционно-педагогическое, медицинское воздействие на раннем этапе развития позволяют ребенку с психоречевыми нарушениями к 4-6-и годам приблизиться к возрастной норме по уровню общего и речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие ребенка на пятом году жизни.

Речевое развитие ребенка на пятом году жизни....

"Речевое развитие ребенка на шестом году жизни".

Речевое развитие ребенка на шестом году жизни....

9. Речевое развитие ребенка на втором году жизни

Психомоторное  развитие ребёнка...

Речевое развитие ребенка на четвертом году жизни.

Психомоторное развитие ребёнка...

Памятка для родителей КАК ПРОВЕРИТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 3-4 ГОДА ЖИЗНИ

Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:понимание речи;оценка речи по звучанию (звукопроизношение);фонематический слух;связная ...

Памятка для родителей КАК ПРОВЕРИТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 4-5 ГОДА ЖИЗНИ

Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки, игрушки. Детей...

Памятка для родителей КАК ПРОВЕРИТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 5-6 ГОДА ЖИЗНИ

Для проведения диагностического обследования  дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо...