"Ребенок- дошкольник и компьютер"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Февралева Евгения Станиславовна

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия «Шанс»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Тема: « Ребенок-дошкольник и компьютер» 

Подготовил: учитель-логопед Хорошавцева О.В.

Волгодонск

Учитель-логопед: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить тему « Ребенок и компьютер».  Как сделать эту умную машину нашим общим помощником в деле воспитания дошкольника?

Отличительной  чертой времени, в котором мы живем,  является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети подражают любимому киногерою или ведущему популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое , эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Во время нашей встречи мы постараемся вместе разобраться: компьютер – добро или зло?

Давайте подумаем, чем является компьютер для ребенка? ……

Вы абсолютно правы – игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой. Внимание на экран!

На экране появляется Компьютоша (мультгерой)  

Компьютоша:  В чем особенность компьютера?  Чем он отличается от любой другой игрушки? Сейчас я вам об этом расскажу.

  • Компьютер является интерактивным средством

  • Компьютер – это  универсальная игрушка, меняющая назначение при

          смене программы

  • Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития

          ребенка

  • Компьютер – многовариативный  дидактический материал

Учитель-логопед:  Компьютоша, вопрос   родителей: способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста?

Компьютоша  ( демонстрация на экране)  Давайте попробуем выяснить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитие  дошкольника.  

Проводится диспут «Компьютерный ранг» ( между Родителями (-)  и  Компьтоши (+)

Учитель-логопед:      Давайте подведем итог, смотрим на экран:

                  Родители  « - «         

                   Компьютоша «+»

  • Полностью захватывает сознание ребенка        
  • Вызывает положительный интерес к новой технике
  • Отрицательно влияет на физическое развитие ребенка        
  • Развивает творческие способности
  • Повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы        
  • Формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью
  • Содержание игр провоцирует проявления детской агрессии, жестокости        
  • Позволяет развивать воображение ребенка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального
  • Ухудшает зрение ребенка          
  • Обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом  программой, воспитывает внимательность, сосредоточенность
  • Способствует развитию гиподинамии        
  • Помогает овладеть чтением и письмом, освоению понятия цвета, формы, величины
  • Снижает активность ребенка за счет развлекательного содержания игр        
  • Тренирует внимание, память, развивает быстроту действий и реакций

Компьютоша: Как видите, у меня есть и положительные, и отрицательные стороны.  А вот пришел мой друг Знайка, он тоже любит  общаться с компьютером.

Знайка: Этим вопросом занимались наши и зарубежные ученые. Сейчас я расскажу, что ученые выяснили о положительном влиянии компьютера на ребенка.  Компьютер выполняет  функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры.  Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка. Специфика компьютерных игр, по мнению Е.В. Зворыгиной, заключается в следующем: в отличие от других видов игр, компьютерные игры:

·        позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры

·        дают возможность восстановить динамику своего творчества

·        вводят ребенка в проблемную ситуацию

·        усиливают мотивацию учения

·        позволяют проявить свою оригинальность, устраняют боязнь неодобрения  или негативной оценки со стороны взрослого

 Учитель-логопед: Очень важно, в какие компьютерные игры играют наши дети.

Компьютоша: Специалисты  выделяют  игры следующих видов:

  • игры типа «убей их всех»
  • игры-приключения
  • игры стратегические
  • развивающие игры
  • обучающие игры
  • диагностические игры
  • графические игры

 Учитель-логопед: Уважаемые родители, поделитесь,  своим опытом: какие игры у ваших детей, как вы к этому относитесь…… (мнения родителей)

Учитель-логопед: Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерным играм для дошкольников, вот они:

  1. В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры.
  2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, шрифт больше традиционного.
  3. Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей.
  4. Темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, ребенок регулирует количество игровых заданий.
  5. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
  6. Нет системы оценок в баллах.
  7. Программа имеет логическое завершение.

Знайка: Но важно не только правильно выбрать игру. Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером. Я хочу рассказать вам о тех правилах, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером:

  1. Ребенок может работать за компьютером не более 15 мин в день.

  1. Лучше играть в компьютерные игры в  первой половине дня.
  2. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
  3. Комната должна быть хорошо освещена.
  4. Мебель должна быть по размеру.
  5. Расстояние от глаз ребенка  до монитора не должно превышать 60 см.
  6. Необходимо следить за правильной осанкой ребенка.
  7. Игра с компьютером должна сменяться физическими упражнениями и играми.

Учитель-логопед: Что же, мы смогли убедиться, что  при рациональном применении компьютер может стать полезным средством развития ребенка. А на прощанье Компютоша  для Вас приготовил небольшие  сувениры -  диски с вариантами зрительной гимнастики.

                 



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия «Шанс»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Консультация  для родителей

 

 "Умные пальчики" или

«Развитие пальцевой моторики у детей дошкольного возраста»

       Подготовила:  

                                    Хорошавцева  Ольга Валерьевна,

                                        учитель-логопед,                                                                                      

                                        I квалификационной категории

г. Волгодонск

январь, 2014 г.

Играем пальчиками и развиваем речь

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

В чем заключается влияние пальцев на развитие речи?

Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М. Мастюкова, М.И. Ипполитова и Л.А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом.

         Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова).

          Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

         М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

      Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки:

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил -

Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют. «Пальчики здороваются» -кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

  • «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

  • «Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок «идет» по столу.

  • «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

        Приводим два блока заданий: первый - это работа с пальчиками; второй -это работа со счетными палочками, спичками.

        В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Например, такой рассказ:

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота). При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.)

Литература:

  1. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
  2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2000.
  3. Горелов И.Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1998.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия «Шанс»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей в коррекции речевых нарушений ребенка»

Подготовил: учитель-логопед Хорошавцева О.В.

Волгодонск

2014г.

Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

  • Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

  • Плохая дикция.

Как развивать?

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. Очень часто надежды эти не оправданы: во многих детских садах развитию речи не уделяется достаточного внимания. Но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие  обоснование (доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.

Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Для этого нам, конечно, нужно знать, когда и какие этапы развития речи проходит дошкольник. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием.

Упражнения для развития речи дошкольника:

1. Упражнение "Беседа по картинке"

Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания паззла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у малыша не возникло ощущения "скучного урока". Постарайтесь втянуть ребенку в игру "вопросов-и-ответов". Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы "разговорить" ребенка, используйте вводные фразы: "Как ты думаешь (считаешь)?", "А ты встречал что-нибудь подобное …" или предположения "А если бы…", "Может быть здесь имеется в виду...", "А как бы ты поступил…". Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Детям необходим образец, чтобы научиться, и мы должны помнить об этом в наших занятиях. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.

Упражнение «Беседа по картинке» направлено на развитие так называемой «контекстной» речи. Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. "Папа, дай", "Мама пойдем", "Хочу куклу (машину и т.п.)" – первые предложения, которые мы слышим из уст малыша. Это так называемая "ситуативная" речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако после трех ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.

          В этот период при должном воспитании дети начинают осознавать грамматическое строение речи и сознательно "строить" предложения. После трех малыши усваивают основную массу сложных союзов, наречий и вопросительных слов и активно их используют в речи, выстраивая сложные предложения. В речи появляются "если то", "потому что", "из-за", "который", "оттого", "куда", "кому", "кого", "сколько", "зачем", "почему", "как", "чтобы", "в чем", "хотя" и т.п.

          Если этого не происходит, то наш дошкольник начинает страдать от ярко выраженного косноязычия и неясности речи. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса ему требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их он может только из речи окружающих. Чтобы помочь ребенку необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них.

2.  Упражнение "Большой – маленький"

Это упражнение можно выполнять с ребенком 2,5 – 5 лет. Для проведения занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша. Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит. Например:

-        Смотри, кто это на картинке?

-        Девочка и мальчик.

-        Какая девочка?

-        Маленькая.

-        Да, девочка МЛАДШЕ мальчика, а мальчик ее СТАРШИЙ брат. Мальчик ВЫСОКИЙ, а девочка его НИЖЕ ростом.

-        Какая коса у девочки?

-        Большая.

-        Да, коса у девочки ДЛИННАЯ. Есть даже поговорка такая «Длинная коса – девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой? И т.д.

Сейчас в продаже есть также специальные игры и книжки, нацеленные на развитие этой стороны речи. В них специально подобранные тексты и задания научат ребенка находить близкие по смыслу слова к часто употребляемым понятиям, запоминать новые значения слов, разбираться с тонкими определениями и уточнениями.

          Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка. Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Эта проблема касается всей структуры речи: наличия в ней богатого диапазона прилагательных, глаголов, наречий, союзов, причастий. Так, например, если малыш вместо прилагательных "длинный", «старший», "высокий", "широкий", "толстый", "огромный", "вместительный", "великий" использует вездесущее "большой", следует задуматься над употреблением синонимов.

3. Чтение (и пение) колыбельных и потешек

Начиная с самого рождения читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.
         Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, "котя", "котенька", "коток"), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.

4. Интервью

Это упражнение для детей от 4 лет. Предложите ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Вы будете известным ученым или врачом, а малышу нужно подготовить о вас статью. Список вопросов можно готовить вместе. Не забудьте подготовить развернутые ответы! Вы не только отлично проведете время в компании с ребенком, но и привьете ему социальные навыки, а также разовьете диалогическую речь малыша.

         В интервью используется очень важный прием: ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придется задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюируемым – то есть с вами. С другой стороны, ребенок должен будет запомнить Ваш ответ, чтобы не повторятся в вопросах. Игру можно разнообразить: брать интервью на самые разные темы. Это обогатит словарный запас ребенка, научит его строить вопросы. Вы также можете поменяться ролями – тогда ребенок сможет освоить (по вашему образцу) поведение другой стороны и научится грамотно строить развернутые ответы.

5.     "Отгадай загадку"

Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.

         Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка "Красная девица сидит в темнице, коса на улицу". Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе и кричит "морковка", спрашиваем, почему. "Потому что красная". Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?

         Нужно постараться обратить внимание  ребенка на остальные признаки указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что "сидит в темнице" означает – "растет в земле", тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно "она", так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.

        Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, "Желтая девица сидит в темнице" (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том,  что словосочетание "красная девица" имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.

       Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе. Таким образом,  малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.

6. «Что бы это значило?» 

Упражнение для детей от 5 до 7 лет

Интонация и эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Чтобы показать детям важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка. Во фразеологизмах народного языка в лаконично и точно выражены не только собственно идеи и мысли, но и их эмоциональная окраска (осуждение, поощрение, радость, грусть, ласка, злость и т.д.). Расскажите ребенку ряд фразеологизмов или пословиц. Подумайте вместе с ним, что бы они могли означать.

          Например, что значит "бить баклуши", "повесить нос", "задать головомойку", «проще пареной репы». Знакомство с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию.

7. Поговорки и скороговорки

Произнесение поговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому используйте старые добрые скороговорки, и проблем с речью у вашего крохи станет меньше.

Литература:

  1. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
  2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2000.
  3. Горелов И.Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1998.


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия «Шанс»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Семинар-практикум для родителей

 детей младшего дошкольного возраста

 "Учите детей говорить правильно"

       Подготовила:  

                                    Хорошавцева  Ольга Валерьевна,

                                        учитель-логопед,                                                                                      

                                        I квалификационной категории

г. Волгодонск

октябрь, 2013 г.

Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.

Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
  • Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.
  • Продемонстрировать наглядный материал приемов развития речи  в специально-организованной и свободной деятельности с детьми с использованием ИКТ.
  • Продолжать работу по взаимодействию с родителями.

Материалы и оборудование:

Средства ТСО: компьютер, проектор, магнитные записи речи детей.

Стулья взрослые, столы; зеркала настольные на каждого участника, баночки с наполнителями (рис, горох, фасоль, соль, манка и др.), раздаточный материал на каждого участника (игровые упражнения, упражнения артикуляционной гимнастики), ватные шарики, демонстрационный материал, кукла Клепа.

Ход мероприятия:

В зале полукругом стоят стулья. Родители садятся по желанию, в центре зала располагается проектор. На экране представлена тема семинара-практикума.

Учитель-логопед: Здравствуйте, уважаемые родители!

Предлагаю Вам познакомиться поближе. А поможет нам в этом клоун Клёпа. Для продуктивного знакомства предлагаю вам ответить на предложенные вопросы:

Продолжите фразу: «Я мама (папа) …Имя ребенка; Возраст ребенка»;

Продолжите фразу: “Мой ребенок начал говорить…”

Вот мы и познакомились с вами и вашими малышами. Наше знакомство определило, что в зале собрались родители, детям которых от 3 до 4 лет. Некоторые родители ответили, что их дети начали говорить в период 2-3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1 года 2 мес. – и это является физиологической нормой. Поздравляю вас.

1. А сейчас, предлагаю вам ответить на мои вопросы: (игра “Вопрос-ответ”).

Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.

2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно?

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т.е. это свойственно данному возрасту.

3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению?

В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 3-4 лет.

Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.

IПредлагаю поговорить о развитии речи ребенка дошкольного возраста. Остановимся на возрастной норме детей с 3 до 4 лет.

Развитие словаря:

Активный словарь:  в речи присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто);

обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, их детеныши; фрукты, овощи; игрушки, посуда)

Грамматический строй речи: отвечают на вопросы взрослых развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов; употребляют в речи предлоги “В”, “На”, “Под”, “Над”.

Звукопроизношение: все свистящие произносят (с, сь, з, зь, у), все губные (п, пь, б, бь), все зубные (т, ть, д, дь), губно-зубные (ф,фь,в, вь), все гласные (а, о, у, ы, и, йотированные я, ю, е, ю, ё), для шипящих (ш,ж,ч,щ) характерны замены на свистящие каша – “каса”; сонорные звуки (р, рь, л, ль) заменяются на [ль], реже (й) – йябота, йека.

Возрастные несовершенства постепенно к 4-5 годам исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычайно велика в этом вопросе.

Игра с родителями на развитие слухового и зрительного внимания “Запрещенное движение”.

Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых советов, которые я вам сейчас дам.

 Советы логопеда:

  • речь взрослых: четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;
  • следует обращать внимание детей, на то, как они согласовывают слова в предложении, поправлять ребенка (исправлять допущенные ошибки);
  • играя с ребенком необходимо упражнять в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами: взять куклу и спросить: “Кто к нам приехал в гости? и ребенок дает полный ответ: “К нам в гости приехала кукла”;
  • использовать игру “Чего не стало?” Упражнять в умении использовать в речи Им. существительное в р.п. ед.ч. (выст.3-4 игр и т.д.) - использовать игрушку для обучения в употреблении предлогов;
  • учить ребенка самостоятельно описывать игрушку. Например, задавая вопросы: Что это? или кто это? Какого цвета? Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки) Как можно назвать зайку?
  • учить детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается?

учите подбирать слова к определенным глаголам: собака бежит, а кто еще может бегать и т.д.

  • для совершенствования правильного звукопроизношения использовать артикуляционную гимнастику:

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений:

Для губ: “Улыбка”        “Заборчик”               “Хоботок”              “Трубочка”        

Для языка: “Блинок”   “Лошадка”   “Грибок”    “Часики”

Учитель-логопед предлагает выполнить данные упражнения самим родителям, по ходу выполнения, объясняет, как правильно их артикулировать, демонстрирует фотоматериалы на слайдах.

Массаж.

1) “Покусать язычок”

2)“Язычок вырывается, а зубки стараются удержать”

3) Расслабить язык “Наказать непослушный язык”

Учитель-логопед предлагает выполнить массаж родителям, знакомит с правилами его выполнения, разбирает каждое отдельное упражнение.

 Развитие просодической части речи: голос, дыхание, темп, ритм, речевой слух.

Речевой слух очень важен в овладении ребенком речью. Слыша слова, малыш начинает сам произносить их.

Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильное произношение многих звуков.

Запись игра “Эхо” - голос, интонация, сила выдоха.

С родителями проводится игровое упражнение: “Узнай по интонации” (скажите: грустно, весело, удивленно ай-йай-йай.

Развитие слухового внимания и речевого слуха (различение на слух звучания инструментов)

- мини – фильм (снят в группе)

- с родителями: стаканы с крупой и 2-3 коробки из-под йогурта, наполненные крупами.

Чтение художественных произведений.

Литературный материал:

  • Должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка
  • Стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступны для понимания.
  • Одно и тоже произведение можно читать по несколько раз в день. Затем необходимо спросить у ребенка - о чем говорится, что происходит с главными героями;
  • Учить пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию. Передавая содержание, ребенок учится четко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.
  • Учить с детьми стихи, потешки, загадки.

А сейчас предлагаю прослушать речь детей вашей группы в записи

стихотворение (1 ребенок);

загадки (взрослые) – несколько вариантов ответов детей;

фольклорное произведение («Курочка Ряба»).

Анализ прослушанного материала. 

Оценка мероприятия родителями

Перед вами елочка. Ее нужно украсить красивыми шарами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили знания, были активны в участии, украсьте елочку красным шаром. Если вам не понравилось наша встреча, высчитаете, что потеряли время, украсьте елочку синими шарами.

Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.

Литература:

  • Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер. – 2006.
  • Селиверстов И.В. Речевые игры с детьми. – М: Академия. – 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютер в жизни ребенка - дошкольника

Консультация для родителей...

Статья: «Плюсы и минусы влияния телевизора и компьютера на ребенка дошкольника»

Плюсы и минусы влияния телевизора и компьютера на ребенка дошкольника....

Консультация для родителей:«Компьютер в жизни ребенка-дошкольника»

В современном образовательном пространстве практически нельзя обойтись без компьютерных технологий. Педагоги в образовательном процессе все чаще и чаще применяют традиционные и инновационные информаци...

Ребенок - дошкольник и компьютер. Развитие или зависимость

Характеризуя занятия ребенка, сидящего за компьютером, мы, как правило, употребляем слово «играет». Но можно ли назвать игрой взаимодействие ребенка с электронными и компьютерными игрушкам...

Консультация для родителей "Компьютер в жизни ребенка - дошкольника"

Значение компьтера для здоровья ребенка-дошкольника...

"Компьютер и ребенок дошкольник"

Консультация для родителей...