Домашний логопед.
статья по теме
С чего же начать заниматься дома? Акцент необходимо сделать на развитие мелкой моторики, подвижности артикуляционного аппарата, речевого дыхания, фонематического слуха. Занимайтесь с ребёнком в игровой форме,. Проявляйте фантазию, чтобы малышу было интересно выполнять все эти упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashniy_logope11.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашний логопед
В настоящее время мы часто встречаем детей с нарушением звукопроизношения, которым необходима помощь логопеда. И практически всегда все эти трудности можно устранить ещё в дошкольном возрасте. К сожалению, многие родители не придают должного значения плохой речи своих детей и упускают драгоценное время, надеясь, что «с возрастом всё пройдёт». Но надежды не всегда оправдываются. Необходимо своевременно позаботиться о речи своих детей, так как в дальнейшем это будет очень их беспокоить!
Допустимо, что 3х летний ребёнок смягчает согласные звуки; заменяет звуки «ш», «ж» на «с», «з»; заменяется звук «л» и «р» другими звуками; пропускает трудные звуки; переставляет местами звуки или целые слоги; сокращает длинные, трудные, слова и т.д.
Перечисленные нарушения, в норме, исчезают к 5 годам. Если этого не происходит, необходимо обратиться к логопеду. Но не надо сидеть сложа руки и ждать улучшений, а сами помогите своему ребёнку преодолеть все речевые трудности.
Так, например, с трех - четырехлетними малышами можно позаниматься дома. Помимо обучения, это ещё и занимательное общение со своим ребёнком. Существуют специальные упражнения в форме игры, которые помогут развить подвижность губ и языка, выработать правильный вдох и выдох, а также быстрее научиться выговаривать все трудные звуки.
Итак, начинаем заниматься дома:
Умелые пальчики – чистая речь
Очень важная роль отводится развитию мелкой моторики. Есть прямая взаимосвязь между ловкостью пальчиков с речевым развитием ребенка. Пусть ваш малыш «побегает» пальцами по столу – вначале одной рукой, потом двумя, в одном направлении, потом в разных, пусть загибает и разгибает по очереди пальчики. Всё это хорошо делать с речевым сопровождением. Н-р:
Апельсин
Мы делили апельсин, (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один.
Эта долька – для ежа, (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)
Маленькая мышка
Маленькая мышка (бежим пальцами обеих рук по столу или коленям)
По городу бежит,
Глядит ко всем в окошки, (сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него)
И пальчиком грозит: (грозим пальчиком)
«А кто не лёг в кроватку? (сложенные ладошки прижимаем к одной щеке)
А кто не хочет спать? (сложенные ладошки прижимаем к другой щеке)
Такого непослушного
Я буду щекотать!» (щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку).
Хорошо помогает лепка из пластилина и солёного теста, малышу будет интересно бросать мелкие камешки в узкое горлышко бутылки, вставлять пуговицы в прорезь самодельной прозрачной копилки. Чаще давайте малышу проявлять самостоятельность: развязать и завязать шнурки и бантики, застегнуть и расстегнуть пуговицы и молнию на одежде, засучить рукава. Так постепенно развивается мелкая моторика. И со временем, когда пальчики будут становиться более ловкими, речь ребёнка будет понятнее всем окружающим.
Артикуляционная гимнастика
Ежедневные упражнения перед зеркалом помогут языку и губам выработать необходимую гибкость, подвижность, т.е. стать «послушными».
1. «Трубочка-Улыбка»: сжать зубы, а губы вытянуть вперёд в виде трубочки, затем улыбнуться, обнажив зубы. Повторять 10 раз.
2. «Лопаточка»: приоткрыть рот, одновременно улыбаясь, язык расслабленный и широкий выкладываем на нижнюю губу. Удерживаем 10 секунд. Упражнение повторяется 5–10 раз.
3. «Блинчик»: завернуть язык наверх, как будто вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами. Повторять 5–7 раз.
4. «Чистим нижние зубки»: улыбнуться и двигать язычок по нижним зубам из стороны в сторону. Повторять 10 раз.
5. «Часики»: в улыбке двигать языком из одного угла рта в другой. Повторяем 10 раз.
6. «Непослушный язычок»: кладём расслабленный язык на нижнюю губу и хлопаем по нему губами: пя-пя-пя. Делаем 3 раза по 10 «хлопаний».
7. «Шарик»: раздуть щёки наподобие воздушного шарика (по максимуму). Удерживать в таком положении несколько секунд. Затем шарик начинает постепенно «сдуваться», выпуская воздух сквозь сжатые губы. Упражнение как на артикуляцию, так и на дыхание.
8. «Перекати шарик»: поочерёдное надувание то одной щеки, то другой, с фиксацией в каждом положении на 5 секунд.
9. «Расчёска»: двигать нижней челюстью вперёд-назад, и как бы «причёсываем» верхнюю губу нижними зубами. Делать по 10 движений.
10. «Лошадка»: приоткрыть рот, присосать язычок к нёбу и щёлкаем как лошадка.
Проявите фантазию, будьте артистами, чтобы ребенку было интересно выполнять все эти упражнения. И не забывайте хвалить и подбадривать его. Некоторые упражнения малыш не сможет правильно сделать с первого раза. Но с сотой попытки обязательно всё получится!
Играем и речь развиваем
Будет здорово, если вы с вашим трехлетним малышом станете заниматься развитием речи. Вначале научите ребенка различать звуки, например: «з» и «ж». Нарисуйте картинки, обозначающие «з» (комарик) и «ж» (жук). Сначала произносите чистые звуки «з» и «ж». При звуке «з» ребенок должен показывать на комарика, при «ж» – на жука.
Потом произносите слоги из двух звуков, например: «за», «ож», «из», «жу» и т.д. (чётко выделяя звуки «з» и «ж»). Ребенок опять показывает на картинку с комариком или с жуком.
Дальше уже произносите слова с этими звуками (живот, зонт). После каждого слова ребёнок показывает нужную картинку. После этого можно поменяться ролями, где уже ребёнок будет произносить звуки, слоги, слова, а вы будете показывать картинку. И обязательно спросите у малыша, правильно ли вы справились с его заданием. И так далее играйте с другими звуками речи.
Важное правило – не сюсюкайте с ребенком, не коверкайте слова, говорите с ним красивым нормальным языком. Пусть малыш учится подражать вам, а не вы ему.
Речевое дыхание
Также важно, чтобы дети научились делать вдох носом и выдох ртом разной силы. Делайте это в игровой форме. Например, покажите, как надо нюхать цветочки (сделать глубокий вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»), задувайте пламя свечи, выдувайте мыльные пузыри, попробуйте вместе изобразить ветер (от легких до сильных порывов и наоборот).
Можно сделать из бумаги фигурку, прикрепить её на ниточку и показать ребенку, как она будет летать, если на неё сильно и долго дуть. Научите малыша дуть на горячее, плавно и протяжно, а также своим дыханием согревать ручки, которые «замёрзли». Поверьте, малышу будет интересно всё это делать, особенно вместе с вами.
Занимайтесь со своим ребёнком каждый день, и Вы увидите результат, который вас порадует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашний логопед (сборник методических рекомендаций для родителей)
Материал предназначен для использования при подготовке родительских собраний, консультаций для родителей и педагогов....
Статья. "В помощь родителям. Домашний логопед"
в статье предлагаются рекомендации для родителей как заниматься с ребенком дома...
Семинар-практикум для родителей "Домашний логопед" - исправление речи в домашних условиях
Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы,...
Семинар – практикум для родителей Тема: «Домашний логопед» - исправление речи в домашних условиях»
Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы,...
Семинар-практикум для детей и родителей «Домашний логопед. Исправление речи в домашних условиях»
В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшего дошкольного возраста, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления...
Обобщение опыта учителя-логопеда (пособие в помощь родителям) "ДОМАШНИЙ ЛОГОПЕД"
В помошь родителям в работе с детьми дома по исправлению нарушений звукопроизношения.В данном пособии подобраны следующие материалы:-комплекс артикуляционной гимнастики;-комплекс дыхательной гим...
Родительское собрание "Домашний логопед - исправление речи в домашних условиях" с элементами игрового тренинга
План родительского собрания с элементами игрового тренинга для родителей старшей возрастной группы, занимающихся на логопункте....