Предметно-развивающая среда дома.
статья на тему
Сообщение на родительском собрании по организации образовательной и игровой среды дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация предметно-развивающей среды дома | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на родительском собрании
«Организация предметно-развивающей среды дома»
Стриканова Л.В.
Родители – первые воспитатели («Семейный кодекс»), а согласно «Закону об образовании в РФ» участники образовательного процесса. Поэтому, обязанность родителей - создать дома для ребенка необходимую развивающую среду. Как в домашних условиях это сделать, организовать досуг ребёнка, сделать его личное время интересным и содержательным?
Заглянем в главный документ «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования».
В п.3.3 прописаны требования к развивающей предметно-пространственной среде.
п.3.3.1. гласит: «РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства… – материалов, оборудования, инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа…»
В раннем возрасте ведущая деятельность – предметно-орудийная. Рекомендованы реалистичные, условные игрушки, фигурки животных, предметы-заместители (коробки, кусочки меха из различных тканей, клубки, палочки, брусочки), модули простых форм, крупногабаритные конструкторы, заводные игрушки, игрушки-каталки, нарисованные предметы, конструкторы «Дупло».
Для развития мелкой моторики своими руками можно сделать различные застежки: кнопки, пуговицы, молнии, шнуровки, приобрести тренажеры, рамки и вкладыши Монтенсори, пазлы из 2- 3-х картинок, массажные и набивные мячи, пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, различные дидактические наборы.
Очень важна в этом возрасте подвижность, развитие движений, поэтому пространство должно быть открытым, свободным для двигательной активности ребенка (п.3.3.2.). При возможности можно приобрести спортивный комплекс «Ранний старт», который дифференцируется для детей от 0 до 4,5 лет и от 3 до 7 лет. При отсутствии такой возможности можно приобрести горку-лесенку. В раннем возрасте пол – это атлетический манеж для ребенка. Необходимо создать условия для ползания, перепрыгивания (обручи, палки, толстые веревки, мат), спрыгивания (кубы, коробки, ящики), лазания и подлезания (кегли, флажки, дуги, стулья, перекладины), приобрести надувное оборудование. Необходимо иметь некоторый инвентарь для общеразвивающих упражнений: мячи, массажный коврик, гантели (можно использовать бутылочки из под йогурта, насыпав в них песок), погремушки, баскетбольное кольцо.
Важно и музыкальное подкрепление для создания благоприятной эмоционально-насыщеной атмосферы. Это детские песенки, классика для детей, аудиодиски серии «Музыка с мамой», «Аэробика для детей», «Музыкальные коммуникативные игры-забавы» и т.п. В музыкальном уголке хорошо иметь музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов», набитых разными крупами), деревянные ложки, дудочки, бубен, барабан, гитару, гармошку, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.
Ведущая деятельность детей с 3 лет – игра. Поэтому, важно поддерживать спонтанную игру, предоставить ребенку возможность реализоваться самостоятельно в игре. Для этого рекомендованы ширмы, модули разных геометрических форм, элементы костюмов и аксессуары к ним, наборы масок, пальчиковый или кукольный театр, игрушки серии «БИ-БА-БО», настольный театр, куски ткани, дощечки, бруски, различные по размеру коробки, веревки, трубки, конструкторы «Лего», строительный материал.
Рекомендовано создать три зоны: рабочую, активную и спокойную.
Рабочая - для игр и занятий, активная - для развития движений и спокойная -для уединения (п.3.3.2). Зону уединения (уголок уединения) обычно ребенок выбирает сам. Можно купить готовый домик (складной из ткани), но лучше, если ребенок построит его сам или вместе с вами (из покрывала, куска ткани и т.п.).
В уголке для игр и занятий важно предусмотреть место для развивающих игр (различные мозаики, пазлы, танграмм, кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, квадраты Воскобовича и др.), сенсорный уголок.
С 5 лет можно отвести ребенку уголок для развивающих компьютерных игр. Игры можно скачать с детских сайтов «Логозаврия», Дети -66», «Мультимедия для дошколят», «Играемся» и другие.
Следующий момент п. 3.3.4.
«Развивающая ППС должна быть вариативной, трансформируемой и полифункциональной», чтобы ребенок имел возможность самостоятельно из одного сделать другое, моделировать, действовать, имел возможность выбора. Необходимо насытить среду незавершенными образами, мягкими модулями, различными деталями.
Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Обновлять среду нужно периодически: сменять игровой материал, добавлять новые предметы (по одному).
ППС предполагает соответствие всех игровых материалов требованиям безопасности и надежности (п. 33.4).
Сломанные, испорченные игрушки должны быть удалены из игрового пространства ребенка, если нет возможности их отремонтировать или починить.
Обязательно дома нужно иметь детскую библиотеку или книжный уголок, и книги соответственно возрасту ребенка. Литературу нужно обновлять периодически, книги с дефектами убирать или «лечить». Чтение, как режимный момент, обязателен ежедневно.
Очень хорошо иметь дома экологический уголок: природный материал, камешки, ящик с песком, растения и, по возможности, животное.
Дети очень любят рисовать, поэтому нужен дома уголок изобразительной деятельности или художественного творчества. Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке могут быть трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин или тесто, глину, мелки, фломастеры и «волшебный экран» из круп (манной). Лучше иметь рулон обычных бумажных обоев для рисования на полу, где пространство менее ограничено.
Важно и эмоциональное значение цвета в комнате. Рекомендованы теплые тона: бежевый, бледно-желтый, бледно-розовый (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Для детей до 3 лет желательно убрать из их комнаты телевизор. Доказано негативное влияние экрана на протекание процессов в коре головного мозга детей раннего возраста.
Психологическая безопасность детей рекомендует не включать в среду игрушки устрашающего характера, провоцирующие жестокость и агрессию, искаженные уродливые с несоразмерными пропорциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении
Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....
Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких
особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...
Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе
В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...
Предметно-развивающая.игровая среда в средней группе в соответствиис ФГОС
По 5 областям.Содержание центров....