ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
консультация (старшая группа) на тему

Голосенина Ирина Алексеевна

В помощь  педагогам при подготовке к родительскому собранию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_aktivnost.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Цель: Способствовать формированию представлений у родителей о формировании познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Проанализировать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, обуславливающие развитие познавательной активности; повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу родительского собрания.

План проведения:

1. Вступительное слово.

2. Выступление воспитателей.

3. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия.

I.  Подготовительный этап.

Воспитатель и педагог - психолог в период подготовки к родительскому собранию наблюдают за детьми в процессе различных видах игр, проводят беседы с детьми.

Проводится следующая работа:

- провести обследование детей с целью выявления уровня развития познавательной активности;

- продумать оформление группы для проведения родительского собрания;

- подготовить материал для проведения педагогического всеобуча для родителей по теме: "Познавательная активность и ее особенности развития";

- продумать материал для изучения, полученных знаний у родителей по окончании проведения родительского собрания.

II. Организационный этап

1. Оповещение родителей о теме и цели родительского собрания, о ходе проведения.

2.  Ознакомление с присутствующими на родительском собрании.

III. Вступительное слово.

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития.

Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.

IV. Выступление воспитателей.

1. Ознакомление родителей с терминологией.

Цель данного этапа родительского собрания - познакомить родителей с термином "познавательная активность" и разъяснить особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.

2. Анализ возрастных особенностей при развитии познавательной активности.

Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека. Однако периоду дошкольного детства в нем отводится особое место. В этом возрасте формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы;  происходит эмоционально - чувственное постижение окружающей действительности.

Познавательное развитие ребенка связано с его знаниями и представлениями о  мире. они обеспечивают успех умственного развития. В первую очередь ребенка волнует предметное содержание мира - природы и общества (человека).

В раннем возрасте дети активно накапливают сенсорный опыт. С помощью органов чувств и собственных манипуляций они усваивают внешние характеристики предметов (их признаки и свойства), определяют  их форму, размер и цвет. Постепенно дети постигают основополагающие характеристики предмета: целевое  назначение (для чего он предназначен) и функцию (как им пользоваться). Это скрытые, внутренние характеристики. Их нельзя потрогать, почувствовать. Но именно они в конечном счете определяют сам предмет. Например, шапочки у детей могут быть самого разного фасона, размера, расцветки, сделаны из разных материалов. При этом целевое назначение (укрыть голову от непогоды) и функция (надеваем на голову) всех шапочек едины.

Исследования педагогов и психологов показала, что дети 4 - 5 лет способны освоить самые разнообразные знания и в достаточном большом объеме.  Большая роль в этом процессе отводится стихийному опыту ребенка. Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. освоение мира происходит под девизом "Хочу все знать!".

Основной недостаток детских знаний заключается в их хаотичности и отрывочности. Это происходит потому, что имеющиеся у ребенка возможности переработки. упорядочивания информации не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений. Информационная перезагрузка в этом возрасте может привести к снижению познавательных интересов и активности.

Существенные сдвиги достигаются в результате последовательного усвоения детьми определенной системы знаний. При этом каждое последующее формируемое представление и понятие вытекает из предыдущего.

Освоение системы знаний и представлений о мире происходит при непосредственном участии психических (познавательных) процессов - восприятия, памяти, внимания, мышления. Поэтому после 4 лет постепенно начинает возрастать произвольность психических процессов. Ребенок начинает действовать по принципу "Не хочу, но надо!".

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир – это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостной картины путем сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

К 7 годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребенка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»). Общеизвестно, что накопление индивидуального опыта в дошкольном возрасте осуществляется не только в игре, но и во многих других, сугубо детских видах деятельности: рисование, конструирование, посильном труде, действиях по самообслуживанию, общении со сверстниками. Переживание успеха и неуспеха в этих видах деятельности несомненно вносит свой вклад в отношение ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие. Мотивационная готовность дошкольников предполагает выявление причин, побуждающих ребенка к учению. Диапазон мотивов достаточно обширен: от очевидного нежелания учиться или ориентации на внешнюю атрибутику школьной жизни (красивая школа, звонок и т.п.) до осознанного стремления занять новую социальную позицию (стать школьником) и интереса к новым знаниям. Познавательным мотивами еще только предстоит сформироваться в совместной с педагогом учебной деятельности. На уровне готовности у обучению могут быть представлены предпосылки формирования познавательной мотивации, такие, как общая любознательность и познавательная активность в ситуации интеллектуального затруднения: желание узнавать что-то новое, решить задачу, понять что-либо. Важным показателем является и ориентация ребенка на достижение успеха, в отличии от боязни ошибиться.

        4. Анализ результатов выявленных при изучении познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста (педагог - психолог)

Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

1. Подготовка почвы для интереса:

а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;

б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей опознавательной направленности.

2. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком.

3. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности.

4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время.

Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением – важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т.е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.

V. Подведение итогов родительского собрания.

1. Изучение мнения родителей по теме родительского собрания.

- понятна ли им необходимость рассмотрения данной темы;

- согласны ли они принять полученные сведения и знания на собрании;

- готовы ли родители углубить и расширять знания и умения по теме родительского собрания.

2. Принятие решения собрания.

- помочь детям в развитии познавательной активности;

- организовать мероприятия в группе, способствующие формированию познавательной активности;

- поддерживать инициативу детей к творчеству в детском саду и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

Конспект открытого занятия «Пути повышения познавательной активности на занятиях развитиях речи»

Одни из путей повышения познавательной активности и пробуждения интереса у умственно отсталых детей является дидактическая игра, которая способствует созданию положительного эмоционального настроя выз...

Консультация "Познавательная активность-как фактор развития личности ребенка"

Познавательная активность  выступает движущей  силой развития ребенка  и определяет его стремление к наиболее полному познанию  предметов и явлений окружающего мира....

"Познавательная активность как фактор развития личности ребенка-дошкольника"

Рекомендации для родителей о необходимости стимулировать познавательное развитие ребенка-дошкольника, не форсируя события, проявляя терпение, давая возможность ребенку заниматься привычными играми, де...

Информационный лист «Познавательная активность как фактор развития личности ребенка-дошкольника»

Информационный лист«Познавательная активность как фактор развития личности ребенка-дошкольника»...