КОНСУЛЬТАЦИИ ИЗ МОЕЙ КОПИЛКИ.
консультация на тему
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
ДЕЛЮСЬ С ВАМИ СВОИМ ОПЫТОМ. ЕСЛИ МОИ КОНСУЛЬТАЦИИ, ВАМ ПОМОГУТ, БУДУ ЭТОМУ РАДА.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
на тему:
«Ребёнок и компьютер».
Выполнила:
воспитатель 1 квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 49 комбинированного вида»
Вахитовского района города Казани
Ситдикова Эльза Фердинантовна
План:
1.Обмен мнениями на тему «Компьютер в жизни ребёнка друг или враг?»
2. Познакомить родителей с компьютерной игрой «Рисование для детей» и её возможностями.
3. Совместная деятельность ребёнка и родителя.
На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на мир реальный, но и отличающийся от него.
Ребенок может управлять предметами, возникающими на экране компьютера, может заставить их измениться, появиться или пропасть, то есть он чувствует их реальность, как и реальность окружающих его вещей. В то же время он не может взять их в руки, не может их потрогать. Кроме того, компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление о всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться только с 6-7 лет. занятия способствуют развитию логического мышления детей, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. "За счет чего это происходит?", - спрашивают удивленные родители.
Ответ на этот вопрос и прост, и сложен одновременно. Но все дело в том, что детская память непроизвольна, то есть дети не могут сознательно обращать внимание на тот или иной материал и стараться его запомнить. Они запоминают только яркие, эмоционально важные для них случаи или детали. При этом сама значимость запомненного служит основой ее сохранения в памяти на длительное время, поэтому мы и говорим о хорошей памяти детей. И здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным.
Таким образом стремление к игре, или как психологи говорят <игровая мотивация>, помогают ребенку усвоить те знания, которые несут в себе компьютерные игры. Это можно сравнить с красивой упаковкой, в которой детям дается лекарство. Так игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания.
Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как многие родители, может быть, уже знают, что именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школьному обучению.
"Компьютер - это будущее". И в этом они, безусловно, правы. Дело в том, что работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи.
Вопросы для обмена мнениями за круглым столом:
1 часть
- Компьютер — это хорошо, потому что ….
- Компьютер — это плохо, потому что ….
- Что нужно сделать, чтобы было хорошо (рассматриваются названные родителями отрицательные стороны компьютера)
Подведём итоги:
- Компьютер будет другом если…
- Компьютер станет врагом если…
2 часть
Воспитатель знакомит родителей с компьютерной игрой «Рисование для детей», позднее к ним присоединяются дети. Работа продолжается в парах. Ребенок знакомит маму (папу) со своими работами (они сохранены в игре), придумывает и составляет задания на компьютере. Потом они могут поменяться ролями. В конце родителям выдаются памятки «Упражнения для глаз» и «Профилактика компьютерной зависимости – советы родителям»
Памятка для родителей.
Упражнения для глаз:
Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза!
Есть, конечно, и другие нехитрые правила. Обучите им своего ребенка на выбор. Пусть выполняет их самостоятельно. Польза от этого будет не малая.
1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
Профилактика компьютерной зависимости –
советы родителям.
Для профилактики компьютерной зависимости и работы с зависимыми детьми психологи рекомендуют родителям следующее:
Живите с ребенком ВМЕСТЕ!
- Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
- Ограничьте время игр с компьютером, установив четко определенный временной интервал. Резко запрещать работать на компьютере нельзя: обозначьте для ребенка, что при соблюдении установленных границ времени, после перерыва возможно возобновление занятий.
- Предложите другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия. Предложите ребенку альтернативу компьютеру: интерактивные игры со сверстниками, познавательные путешествия, прогулки, чтение книги, рисование.
- Покажите ребенку, что компьютер – это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения. Не пресекайте и по возможности удовлетворяйте любопытство ребенка.
- Учите ребенка общаться: знакомиться, мириться, договариваться. Повышайте самооценку ребенка.
- Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, и которые Вы приобретаете для ребенка, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
- Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм.
- В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.
Больше общайтесь с вашим ребенком, обсуждайте свои и его чувства – основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Взрослый мир в детских мультфильмах»
Выполнила:
Воспитатель 1 квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 49 комбинированного вида»
Вахитовского района города Казани
Ситдикова Эльза Фердинантовна
Западные мультипликационные фильмы давно перебрались на российское телевидение и надежно заняли там свое место. Дети вынуждены смотреть, а вместе с тем и воспитываться на механических монстрах, вампирах, кровожадных чудовищах, всемогущих роботах, колдунах и злых волшебниках. Почти во всех мультфильмах в сюжете присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую даже отказываются от игры - лишь бы сидеть перед телевизором.
Мультфильмы не просто напичканы эпизодами насилия и агрессии, посредством их внедряется антагонизм между детьми и родителями. Особенно это касается мультфильмов "Симпсоны" и "Гриффины".
Воспитанием детей должны заниматься родители, а не мультфильмы. Абсурдно ведь звучит выражение - моего ребенка воспитывает чужой дядя. А ситуация с мультфильмами выглядит именно так. Большая часть продукции западного конвейера "фабрики грез" для детей вредна. Сейчас это все более и более очевидный факт. Но далеко не все это до конца осознают и позволяют детям часами сидеть перед телевизором.
В основу любого мультфильма ложиться сказка. Ведь сказка - это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира, образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла, всего того, на что он будет ориентироваться всю жизнь, как на духовный компас.
От воспитания своего ребенка будут зависеть многие факторы. Например, смогут ли ваши дети отдать вас в дом престарелых, или же с любовью и нежностью будут за вами ухаживать. А воспитание сильно зависит и от того, какие мультфильмы вы позволяете смотреть своим детям.
Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов. Из них, как из кубиков ребенок строит свою модель мира. И самым главным кубиком этой картины является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на мультипликационных героинь, девочки впитывают стереотипы будущего поведения, а у мальчиков формируется матрица, к которой они будут бессознательно стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. И речь идет не столько о внешности, сколько о душевных внутренних качествах, отражениями которых является внешность и образ действия нарисованных героинь.
Героини западных мультфильмов сконструированы таким образом, что при регулярном просмотре мультфильмов, у девочек угасает желание быть матерью. Достигается это так: образ женщины лишается романтики и тайны путем наделения его взрослым реализмом и жестокостью. Попутно девальвируются и высмеиваются традиционные для русского общества женские качества. Те самые, которые прославляют наши старые, добрые отечественные мультфильмы - целомудрие, застенчивость, скромность и материнство, как таковое. То, что делают иностранные, главным образом американские мультфильмы с нашими детьми, помещается в короткую формулировку - интеллектуальное растление. Рисуется "красавица" (кстати, стоит отметить, что все женские персонажи в мультфильмах на одно лицо), которую ребенок идентифицирует как добрую и хорошую, потому что его к этому уже приучил американский мультфильм (главная героиня не может быть плохой). Ребенок знает, что добрым и хорошим надо подражать. И именно здесь к образу лепится всякая мерзость - типа похоти, жестокости, неуважения к родителям, и много еще чего. И на положительном образе героини эти паразиты въезжают в детскую душу и незаметно ей управляют.
В самую простую упаковку вкладывают вредное содержимое - наделение романтической героини, которой ребенок сочувствует и подражает, атрибутами гнева, злобы и жестокости. Вы, например, можете представить себе Настеньку из "Аленького цветочка" с выражением злобы или ярости на лице? Может ли она вообще скалить зубы, просто быть агрессивной? А вот цыганка из "Нотр-Дама" вполне. И многие другие тоже. Можно ли себе представить царевну-лягушку, которая дерется, как мужик? А вот Жасмин в "Аладдине" или тролльша в "Шреке" делают это не просто привычно, но жестоко и со вкусом. Они делают это весело и заразительно, а ведь сегодня это одни из самых популярных у детей мультиков. Романтическая героиня теряет признаки женского пола и ведет себя не просто, как мужчина, а как супермен. Апофеоз этого процесса - фантастические мультики про роботов или мумий. Там, внешне оставаясь женщиной, героиня не просто мужчина по роли, не просто супермен, а выходец из ада, демон.
Родители должны знать, что не все что хочется детям - полезно. Нельзя пить много газировки, совать пальцы в розетку, трогать огонь, засовывать в рот иголки. Эти истины для вас очевидны, и вы предупреждаете своих деток от этого. Так будьте же последовательны во всем.
Ребенок имеет право на счастливое и спокойное детство - уберегите его от плохих мультфильмов.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«О воспитании честности и правдивости в детях».
Выполнила:
воспитатель 1 квалификационной квалификации
МАДОУ «Детский сад № 49»
Вахитовского района города Казани
Ситдикова Эльза Фердинантовна
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждаются в квалифицированной педагогической помощи.
Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов. Формы работы с семьей по педагогическому просвещению разнообразны.
В этой консультации речь пойдет о воспитании честности и правдивости у детей дошкольного возраста.
Поговорим о честности.
Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Малыши по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.
* Честность - это открытое, искреннее отношение к людям и вещам. *
Каковы причины детской лжи?
Проявление лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых:
- боязнь наказания за поступок;
- стремление переложить свою вину на другого ребенка;
- желание получить незаслуженную награду.
Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману: в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули.
Если ребенок честно признался в том, что он отнял у сверстника игрушку, так как она ему была очень нужна, а в ответ на это воспитатель наказал его, то такое воздействие принимается им как несправедливое и побуждает в будущем прибегать ко лжи.
*Лживость следует отличать от тех случаев, когда ребенок фантазирует*
Фантазируя, малыш выражает подчас те желания, которые ему недоступны в жизни. Вот почему он часто выдает желанное за действительное, не имея ни малейшего намерения обмануть: с легкостью придумывает истории, в которых он главное действующее лицо; рассказывает о приключениях, где он выглядит храбрым и умным, находчивым и ловким. «Я самый сильный!» - утверждает 5-летний фантазёр. Жажда самоутверждения, развивающиеся чувство собственного достоинства, стремление выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в обществе товарищей толкают его на явные преувеличения.
Задача воспитателя в этой ситуации, не обижая ребенка, щадя его самолюбие, не разрушая его мечты, дать понять: всем ясно, когда он правильно передает события, а когда искажает их, т.е. деликатно показать - выдумке не верят. Ребенку не говорят: "Ты выдумываешь!", "Это неправда!" "Не лги!" или оскорбительное "Врёшь!" Открытое недоверие унижает в нем чувство собственного достоинства, особенно если подобные формулировки произносятся в присутствии товарищей.
Можно ли недоверием воспитывать правдивость?
Дети часто действуют под влиянием чувств: увидел – понравилось; захотелось - взял; что расстаться с понравившейся вещью выше их возможностей - не могут побороть желание усилием воли; что они не знают многих общественных понятий. Ребенку трудно понять, почему найденную вещь возвращают хозяину. "То, что я нашел, - это мое",- решают дети. В этом свою роль играет пословица, которую слышат дети "Что упало, то пропало" и считают, что тот, кто нашел и не считается следующим хозяином.
Психолог Л. Наумов в книге " Год за годом" отмечает: у ребенка с 4 лет понятие о "праве на собственность" весьма своеобразно. Он считает, что ему принадлежит все, что он видит. Для него "держать в руках" - все равно, что "владеть". Игрушка, взятая у другого, "принадлежит" ему, потому что он с ней сейчас играет. Поэтому он может сунуть ее в карман и унести домой. Действительно, некоторые дети иногда уносят из сада домой игрушки или какую-либо другую вещь.
Среди старших дошкольников бывают случаи сознательного присвоения вещей или нарушения правил в играх, в отношениях друг с другом. И все с целью личной выгоды, лидерства. Если ребенок допустил нечестный поступок впервые, воспитатель тактично разъясняет: "Ты хороший, а поступил плохо. Может ли это быть? (т.е. подчеркивается: отрицательный поступок - случайность)". Стыдить, обсуждать поступок при всех или наказывать ребенка за ложь или нечестный поступок педагогически неправильно, так как в следующий раз, стараясь избежать наказания, ребенок начнет все более изощряться в обмане.
Воспитательница заметила, как Кирилл украдкой положил в свой кармашек маленькую фигурку солдатика. Она с замечанием не спешила, ведь, возможно, мальчик, поиграв игрушкой, положит её на место. Но после прогулки игрушки на месте не оказалось.
***Как поправить ребенка и в то же время не обидеть его подозрением в намеренности поступка?
Только знание истинной причины, побудившей ребенка утаить правду или взять чужое, поможет воспитателю определить свое действие в каждом конкретном случае. Безусловно: ребенок в силу психологических особенностей может ошибаться, но всегда способен устоять против соблазна. Обязанность воспитателя предвосхищать проступок, помогать ребенку удерживаться от проявлений нечестности.
Педагогическая ситуация:
Шестилетняя Наташа порвала книгу и пытается незаметно положить её на полку. Как отнестись к ней? Пристыдить, сказав, что так поступают трусишки или нечестные люди? Нет, чадя самолюбие ребенка, лучше помочь ему избежать нечестного поступка.
«Наташа, не клади пожалуйста, книгу на полку. Положи её пока отдельно, а то забудешь подклеить её», - спокойно замечает воспитатель.
Девочка отдергивает руку от полки. Смущена. А воспитатель, как бы, не замечая её состояния, говорит:
«Вечером непременно починим книгу. И тогда положим её вместе с другими. Запомни, пожалуйста, никогда не бойся признаться, если что-то нечаянно сломала, порвала или испортила. Честные дети всегда говорят об этом открыто».
От воспитателя требуются постоянный контроль за действиями детей, особенно за теми, которые склонны к действиям исподтишка. Но ребенок не должен ощущать на себе довлеющий контроль. Иначе ребенок будет говорить правду, если он знает, что могут проверить.
Что способствует формированию у детей честности и правдивости? Какая обстановка должна преобладать в детском саду и дома?
Формированию честности и правдивости способствует установление обстановки искренности и доверия к детям, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности. Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя различной их деятельностью, воспитатель влияет на их поведение и взаимоотношения, нравственное развитие в целом, ибо правдивость, честность не формируются изолированно от моральных основ личности. Именно вместе с расширяющимся кругом нравственных представлений дети более глубоко осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях. Также формированию этих качеств способствуют правила, которые ориентируют детей, как поступать по законам совести:
*игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;
*в распределение ролей в играх, в установлении очередности будь
честен и справедлив;
*всегда соблюдай правила игры;
*любое поручение выполняй добросовестно;
* дал слово - держи его;
* умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на
другого;
* не бери без спросу чужого;
*сломал игрушку, открыто признайся воспитателю.
Стараясь добиться от детей осмысленности и устойчивости в выполнение правил, воспитатель раскрывает их нравственную сущность. («Ты не признался, а из-за этого могли подумать на другого»).
А ещё неоценимым помощником в решении данной задачи является художественная литература. На примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также опираясь на стремление самого дошкольника быть хорошим, воспитатель подводит детей к очень важным понятиям о том, что хороший человек всегда честен и правдив. Он честен и добросовестен в труде, справедлив и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома. И хорошие дети поступают так же.
Эти правила станут жизненным правилом, регулирующим поступки детей, если воспитатель будет опираться на их чувственный опыт. Ведь любое правило, эмоционально пережитое, осмысливается более глубоко. В этой связи особое значение приобретают беседы на этические темы. Воспитатель может ставить детей перед решением этических задач, опираясь на конкретные, доступные для них ситуаций.
Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный опыт, главным образом приобретаемый детьми в повседневной жизни - в играх, на занятиях, в выполнении трудовых обязанностей.
Задача родителей - воспитывать у детей брезгливость ко лжи, как к чему - то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинство человека.
Список использованной литературы.
- Козлова С. А. "Дошкольная педагогика" г. Москва. 1994 г.
- Журнал "дошкольного воспитания" 1987 г. №7. Островская "Поговорим о честности"
- Т.А. Куликова "Семейная педагогика и домашнее воспитание". Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2 издание, исп., и доп. - Москва. Издательский центр "Академия ". 2000г. - 232 с.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
на тему:
«Роль сюжетной игры в развитии дошкольников»
выполнила:
воспитатель 1 квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 49 комбинированного вида»
Вахитовского района города Казани
Ситдикова Эльза Фердинантовна
Игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой, именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов.
Игровая деятельность, как доказано учеными (А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым и др.), не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.п.). Всему этому ребенок обучается в младшем дошкольном возрасте.
Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок в дальнейшем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект. Это происходит уже в среднем и старшем дошкольном возрасте.
Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединять в определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет какой-либо игры. Постепенно воспроизведение действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это и есть ролевая игра.
Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К.Крупская писала: «…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания, окружающего». Поэтому задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.
Рассмотрим вкратце структуру сюжетно-ролевой игры.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми (например, игра в семью, детский сад, больницу, магазин, парикмахерскую и т.д.).
Содержание игры – это то, что именно воспроизводится детьми в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой или общественной деятельности.
Роль – это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях между персонажами.
В процессе игры между детьми складывается два вида отношений:
*отношения, которые определяются содержанием и правилами игры (это те игры, которые мы разучиваем с детьми и потом периодически в них играем, например, «У медведя во бору», «Воробышки и автомобиль» и др.);
**реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, установление правил, конфликты, возникшие между играющими, и выход из них).
Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность – сама игра, то есть мотив лежит в содержании деятельности, а не вне ее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции же воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя цель игры – формирование речевых (и других) навыков и умений воспитанников.
Итак, как же именно в процессе игры происходит формирование речевых навыков и умений ребенка?
Как мы знаем, в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Кроме того, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу, в магазин или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т.п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющего игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Например, играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.
Итак, ролевая игра способствует развитию речевых умений и навыков, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения детьми навыками диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра выполняет обучающую функцию.
Также сюжетно-ролевая игра имеет огромное воспитательное значение, оказывает всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
Как показывает практика и специальные исследования, детям нравятся положительные роли, через проигрывание которых у них и прививаются такие нравственные качества как доброта, сострадание, честность, справедливость, смелость, трудолюбие и др. Вместе с тем, дети с удовольствием играют и роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет огромную и незаменимую обучающую и воспитательную ценность в учебно-воспитательном процессе как дошкольников, так и детей более старшего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «История моей семьи»
Консультация для родителей "История моей семьи"...
Копилка моих презентаций.
Здесь размещенны созданные мной презентации для обучения детей раннего возраста....
Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"
Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...
Консультация для родителей "Копилка идей "
Используя предложенные идеи, Вы не дадите скучать ребенку во время самоизоляции, ведь даже дома можно сделать жизнь ребенка веселой и интересной. Вместе со своими детьми Вы придумаете новые ...
Консультация "Темперамент моего ребенка"
Одни дети от природы спокойны и медлительны. Другие энергичны, самостоятельны. Третьи несдержанны, раздражительны, их решительность не всегда обдуманна. Четвертые нерешительны и не уверены в себ...
Консультация "Друзья моего ребенка. Хорошие и не очень."
У вашего ребёнка нет друзей или их очень мало? В консультации рассказано о том, как помочь ребенку в выборе друзей и как научить ребенка дружить....
Консультация для родителей "Копилка логопедических советов для родителей"
Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь.В консультации перечислены рекомендации для успеш...