"Психологическая готовность ребенка к школе"
консультация (подготовительная группа) на тему
Понятие "психологической готовности к школе", ее значение для будущих первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_rebenka_k_shkole.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 83»
Психологическая подготовка ребенка к школе
Составил: педагог – психолог
Трофимова Г.Р.
Нижнекамск
Знаете ли вы своего ребенка?
Существует моного программ по подготовке детей к школе, которые формируют у будущих учеников познавательную активность, умение самостоятельно организовывать свою деятельность, распределять силы, владеть своими эмоциями, общаться с детьми и взрослыми.
Понимая всю серьезность такого важного этапа в жизни ребенка, родители, конечно же, очень волнуются, сможет ли он хорошо учиться, справится ли со школьной нагрузкой и теми трудностями и иногда негативными моментами (тре6вожностью, боязнью и др.) которые могут проявиться на первых порах в школе.
Я знаете ли вы, уважаемые родители, своего ребенка?
Давайте сначала проверим себя – знаете ли вы своего ребенка с точки зрения его готовности к тем изменениям, которые ждут его при поступлении в школу.
Вот несколько вопросов. Постарайтесь ответить на них, вспоминая конкретные примеры из жизни вашего ребенка или наблюдая их.
- Знает ли ваш ребенок свое полное имя и фамилию?
- Что вообще знает ваш ребенок о вашей родословной?
- Знает ли он свой адрес: страну, город, улицу, номер дома, этаж, номер квартиры? Номер домашнего телефона?
- Знает ли адрес или телефон бабушки или других родственников (если они живут в том же городе)?
- Знает ли он, где и кем работают родители?
- Что знает ребенок о своем здоровье и отношении к нему, о своем организме и его функционировании?
- Часто ли ребенок плачет? Что может его сильно расстроить?
- Часто ли смеется ребенок? Что его смешит?
- Умеет ли он сдерживать свои чувства: не заплакать, не засмеяться.
- Любит ли ваш ребенок умственный труд?
- Нравится ли ему отгадывать загадки, решать задачи
- Как поступит ребенок, если у него что – то не получается? Много ли вопросов задает вопросов?
- Что его интересует? Есть ли такая область действительности, которая его интересует больше других?
- На какие темы любит говорить, что обсуждать?
- Что он умеет делать очень хорошо: рисовать, лепить, рассказывать, танцевать, петь?
- Чего не умеет делать, а на ваш взгляд, должен был бы уметь в его возрасте?
- Кому из членов семьи ребенок чаще всего задает вопросы?
- Усидчив ли ваш ребенок? Зависит ли его усидчивость от интереса к той деятельности, которой он занимается?
- Умеет ли ваш ребенок самостоятельно умываться, чистить зубы?
- Аккуратен ли ваш малыш?
- Легко ли просыпается утром? С каким настроением?
- Как вы думаете, смог бы ваш малыш, если нужно, сам взять приготовленную еду и поесть или ему нужно обязательно ее подать?
- Хочет ребенок идти в школу или нет? Почему?
- Бывают ли случаи, когда ваш ребенок говорит неправду? Как вы думаете, почему он так поступает?
- Чего боится ваш малыш?
- Кто в вашей семье его чаще всего ругает, наказывает? Кто жалеет?
- Едины ли вы в своих требованиях к ребенку?
- Долго ли ваш ребенок помнит обиду?
- Часто ли благодарит вас?
- Как вы думаете, ваш ребенок любит вас? Что дает вам основание так думать?
- Во что любит играть ваш ребенок?
- Какие роли берет на себя, главные или второстепенные?
- В игре ребенок отражает, то что видит в реальной жизни, или его привлекают герои сказок, мультфильмов, фильмов для взрослых?
- Умеет ли он в игре договариваться с друзьями или конфликтует?
- Как часто меняет тему игры? Вносит ли новое в содержание, если игра повторяется много раз?
Вы смогли ответить сразу на все вопросы или стоит еще понаблюдать за малышом?
А теперь начнем разговор о том, как готовить ребенка к школе не по специальным предметам (математике, чтению и др.), а как обеспечить ему спокойное вхождение в новый коллектив, в новую для него жизнь, т.е. как обеспечить ему социальную готовность к обучению в школе.
Мое имя, мой дом, моя улица
Начнем с простого и интересного… полезно рассказать ребенку, как и почему появились у людей имена. В далекие времена, когда люди жили племенами, чтобы отличать друг от друга, они стали придумывать имена – клички. Как правило, такие имена отражали какое – то главное достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце»… называя так человека, люди как бы давали ему еще и характеристику, которую он должен был подтверждать в течение жизни, поэтому имя он получал не сразу после рождения. У отдельных народов через полгода, а то и более.
По мере того как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали они короче – так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали родители, часто еще задолго до рождения ребенка. У одних народов мальчика было принято называть именем дедушки, а девочку именем бабушки. Но придумывая имя своему ребенку, родители старались, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели видеть своего ребенка. Ведь и сегодня каждое имя что – то означает. Например: Виктор – это победитель, а София – мудрая.
Имеют свою историю и фамилии. Дети, которые изучают какой – нибудь иностранный язык, знают, что слово «фамилия» переводиться как семья. И точно так же как и имя, фамилия может быть значимой: Столяров, Добронравов, Зайцев…
Если вы знаете что – нибудь о своей фамилии и именах членов вашей семьи, расскажите ребенку. Такие познания расширят его кругозор, дадут пищу для размышлений.
А еще полезно будущему школьнику знать свой адрес и на всякий случай адрес и телефон своих близких. Родители должны бить уверены, что если ребенок потеряется или с ним случится какое – то несчастье, он сможет назвать свой адрес и телефон, чтобы сообщить о случившемся родителям. Да и самому ребенку это придаст силы и уверенность. Нередки случаи, когда первоклассник, оставшись в школе без родителей с новой еще малознакомой учительницей и совсем незнакомыми соучениками, чувствует себя оторванным от дома. Как на необитаемом острове! Это вызывает тревожность, беспокойство, и уж тут не до уроков и восприятия учебного материала.
Учителя отмечают, что дети впервые школьные дни иногда вдруг без видимой причины начинают плакать. Оказывается, - и это наиболее распространенная причина, - «мама меня оставила, а я не знаю где мой дом». Не стоит создать дополнительные трудности для ребенка, их у него и без того достаточно в школе. А вот то, что он будет знать дорогу домой, послужит связующей ниточкой с тем, что надежно, что свое, родное. И даже если ребенок не захочет быть в школе и сбежит, то есть надежда, что он прибежит домой, а не заблудится по дороге.
Не стоит, конечно, запугивать ребенка перспективой несчастья, но дать такие знания необходимо. Вместе с тем следует приучить ребенка к осторожности в «разглашении данной информации», так как ею могут воспользоваться и дурные люди.
Заучивать адрес механически – для ребенка трудно и неинтересно. Можно сделать это с большей пользой для его развития. Примерно так. Приобретите карту мира или глобус и рассматривайте их с вашим питомцем. Дети очень любят это делать. Объясните, что это макет Земли, покажите, где находятся наша страна и другие страны. Скажите, как они называются. Через какое – то время возвратитесь к этому разговору и попросите ребенка уже самостоятельно найти на карте свою страну. Конечно, помогите ему, если он затрудняется.
А затем найдите на карте (или укажите хотя бы приблизительно) местность или город, в котором вы живете. Обратите внимание на такое соотношение: страна – город. Что больше? На такой простой вопрос почти все дети отвечают неправильно. Вероятно, потому что, субъективно воспринимают свой город большим, ведь они в нем живут и знают, как он велик. А понятие страна абстрактно для ребенка – хорошая тема для разговора, она развивает воображение и способствует накоплению знания по географии.
Можно поиграть с детьми в путешествие по планете или по стране, определив, прежде вид транспорта: поезд, машина, самолет, теплоход. А может быть, их будет неск5олько? Задав вопрос, к примеру, такой, почему нельзя объехать всю планету только на поезде, а вот на самолете облететь можно, да и на теплоходе проплыть тоже, внимательно выслушайте мнение и аргументы ребенка. Сделайте вместе с ним маленький самолетик из бумаги и отправляйтесь в путешествие, каждый раз называя страну и город, в которые вы прилетели. Такая игра очень полезна. Ребенок узнает о планете, странах и городах, прочнее усваивает географические названия. К тому же любая игра сближает вас с ним, делая ваше общение содержательнее.
Прогулки с ребенком тоже можно сделать познавательными. Вы рассказываете ему, что называют улицей, переулком , проспектом. По ходу называете их, объясняя, что так же, как у людей бывают разные имена, чтобы их различать, и у улиц есть свои имена- названия. Эти названия придумывают люди, вкладывая в них смысл: улицам присваивают имена героев (проспект Жукова, улица героев Панфиловцев) или дают им по названию предприятия расположенного по близости (велозаводская, вокзальная), иногда название связано с природой (Северная, южная). В этой логике можно подумать и над названием вашей улицы. Если оно легко может быть разгадано ребенком, не спешите с собственными объяснениями, пусть он сам догадается. Если же вы понимаете, что эта задача сложна для него, то помогите ему разобраться и запомнить название своей улицы и улиц, находящихся рядом.
Полезно дома после прогулки, нарисовать свою улицу со всем тем, что на ней расположено: магазин, сквер, дома. И конечно, свой дом. А домов на улице много. Как же их различают? Им присваивают номера. Прогуливаясь по своей улице, обратите внимание ребенка на номера домов и на номер вашего дома. Можно написать его на снегу или на песке (в зависимости от времени года), а потом дома написать карандашом на бумаге.
Во время прогулок следует обращать внимание детей на светофоры, рассказывать, зачем они существуют, что означает, тот или иной цвет.
В каждом дошкольном учреждении проводится особая работа с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения. Но и дома стоит этим заняться. Сейчас есть много настольных игр на эту тему, полезно их приобрести и поиграть с детьми.
И самое главное- никогда не нарушайте (хотя бы при ребенке) правила дорожного движение. Если вы переходите улицу на красный свет с ребенком и объясняете ему, что в данный момент нет машин и это якобы неопасно, то вы даете ребенку уверенность в возможности нарушения правил. А, можете ли вы быть уверены в том, что оставшись один, он правильно сообразит, можно или нельзя нарушить правило?
Во время прогулки поиграйте в игру «Кто больше знает о нашей улице». Взрослый или ребенок по очереди рассказывают все, что они знают об улице. Например, начинает игру ребенок: «Наша улица называется «Весенняя», взрослый: «Рядом с ней проходит улица «Хлебосольная»; ребенок: «На нашей улице есть детский сад» ит.д. Выигрывает тот, кто больше знает.
Итак, ваш ребенок без особого труда запомнил уже многое: он знает, в какой стране, в какой стране, в каком городе, на какой улице и в каком доме он живет. Более того, он теперь знает, что находится в ближайшем окружении.
Осталось запомнить номер квартиры и номер домашнего телефона. Запомнить номер квартиры можно по той же логике: в доме много квартир, и у каждой есть свое имя – номер. Но затем номер нужно несколько раз записать. Ребенок, идущий в школу, уже легко пишет цифры и узнает их.
Номер телефона запомнить труднее – в нем много цифр. Но можно попробовать. Нарисуйте диск телефона (постарайтесь, чтобы он был копией вашего домашнего телефона).
Предложите ребенку написать на нем цифры, но не все, а лишь те, которые составляют ваш номер. И поиграйте с ним в игру «У меня зазвонил телефон». Вы по очереди «набираете» номер домашнего телефона, проговаривая цифры, он «звонит», и вы беседуете.
Повторяя эту игру в течение нескольких дней, ребенок твердо запомнит номер. Можно еще время от времени просить ребенка назвать номер, тем самым закрепляя его в памяти.
Знания о своей семье и родословной, о своем городе, стране, мире не только расширят кругозор ребенка и в какой – то мере обеспечат его безопасность, но и помогут ему определить себя в окружающем мире, в ряду сменяющихся поколений, в кругу людей, в том числе и близких.
И напутствием ребенку могут быть такие слова В.А. Сухомлинского:
«Наша жизнь движима отношениями поколений. Ты – в поколении восходящем.
Человек смертен, но бессмертен народ. Его бессмертие – в приемственности поколений. Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья – это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...
Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...
Психологическая готовность ребенка к школе
Статья о психологической готовности ребенка к школе...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....