Как подготовить ребёнка к обучению в школе.
консультация (подготовительная группа) на тему

Чеснокова  Людмила  Николаевна

 

Как подготовить ребёнка к обучению в школе.

Автор:Чеснокова Л.Н.,воспитатель СП ГБОУ СОШ №8 «Детский сад №7» г.о.Отрадный

 

Отдавая ребёнка в школу, все родители рассчитывают на то, что он будет хорошо учиться. Эта уверенность подкрепляется ещё и тем, что большинство современных дошкольников усиленно занимаются на специальных курсах по подготовке к школе, также и в детских садах проводятся занятия. Но практика показывает, что зачастую полученные ребёнком знания не являются гарантией его успешной учёбы. Ведь хороший результат невозможен без формирования и развития познавательных способностей ребёнка.

Что нужно сделать, для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_podgotovit_rebyonka_k_obucheniyu_v_shkole.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить ребёнка к обучению в школе.

Автор:Чеснокова Л.Н.,воспитатель СП ГБОУ СОШ №8 «Детский сад №7» г.о.Отрадный

Отдавая ребёнка в школу, все родители рассчитывают на то, что он будет хорошо учиться. Эта уверенность подкрепляется ещё и тем, что большинство современных дошкольников усиленно занимаются на специальных курсах по подготовке к школе, также и в детских садах проводятся занятия. Но практика показывает, что зачастую полученные ребёнком знания не являются гарантией его успешной учёбы. Ведь хороший результат невозможен без формирования и развития познавательных способностей ребёнка.

Что нужно сделать, для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе?

Шаг 1. Научить ребёнка концентрировать внимание (развитие внимания ребёнка)

Почему именно умение концентрировать внимание мы назвали первым шагом к отличной учебе? Это объясняется тем, что внимание задействовано во всех познавательных процессах (память, мышление): только сосредоточившись, можно решить задачу или запомнить стихотворение.

Без умения концентрироваться и без развития других свойств внимания невозможна никакая успешная деятельность, в том числе и учебная. Многие наши пробелы в знаниях объясняются именно невнимательностью: мы имели возможность узнать что- то новое, но прослушали объяснение, отвлеклись, не обратили внимания. Поэтому очень важно формировать и развивать внимание именно в младшем школьном возрасте, когда для этого возникли все предпосылки и психика ребенка максимально восприимчива к процессу изменения разных его свойств. Отметим, что у детей хорошо развито непроизвольное внимание: их мгновенно привлекает все яркое, эмоциональное, громкое, интересное. Но учеба требует развития произвольного внимания: усилием воли необходимо заставить себя сосредоточиться, сконцентрироваться на выполнении задания. Если не научить этому ребенка, то возникнет ряд трудностей и препятствий на пути к школьным успехам. По мнению учителей начальных классов, слабая концентрация внимания приводит к пропускам букв в письменных работах, к «грязи» и постоянным исправлениям в тетрадях, к непониманию объяснения с первого раза, к регулярному забыванию дома необходимых школьных принадлежностей. А вот уже и сами родители делают замечания сыну или дочери за неправильно или вовсе незаписанное домашнее задание. Поэтому, не дожидаясь проблем с учебой, давайте с помощью системы игр и упражнений учить детей концентрироваться, а также развивать другие свойства внимания, о которых расскажем далее. В играх, представленных на нашем сайте, используются буквы, цифры, слова, тексты, геометрические фигуры — все, что актуально для ученика, с чем он сталкивается ежедневно в ходе своей учебной деятельности. Важно проводить игры систематически (по 15— 20 минут несколько раз в неделю в течение всего учебного года), чередуя их с подвижными играми на внимание, которые тоже представлены в этой статье.

Шаг 2. Научить ребёнка запоминать (Развитие памяти)

Человек запоминает только то, на что он обратил свое внимание. Сконцентрировать внимание на объекте — значит сделать первый шаг к его изучению. Второй шаг в этом направлении — запомнить изучаемый материал. Чем качественнее и лучше будет запоминание, тем надежнее сохранится информация в памяти и тем точнее будет ее воспроизведение. Ведь процесс обучения требует усвоения большого объема новых знаний и умений. Поэтому необходимо интенсивно развивать у ребенка различные виды памяти (двигательную, эмоциональную, образную, слуховую, зрительную, словесно-логическую). Если у ребенка возникают трудности с пересказом текста, с таблицей умножения, если он часто исправляет написанное в тетради или постоянно переспрашивает учителя, то с ним обязательно нужно выполнять специальные упражнения. В процессе тренировок вы увидите, какой вид памяти (например, зрительная или слуховая) у ребенка «хромает», и сможете выбрать наиболее подходящие для него игры и задания.

Шаг 3. Учимся логически мыслить (развитие логического мышления)

В начальной школе у ребенка происходит постепенный переход от наглядно-образного типа мышления к словесно-логическому. Это очень важный процесс, позволяющий маленькому ученику успешно справляться с различными видами учебных заданий и в своем развитии двигаться от владения понятиями к суждениям о них, затем к рассуждениям и, в конце концов, к умозаключениям. Необходимо, чтобы ребенок овладел умением выполнять различные мыслительные операции. Иначе он может испытывать трудности при решении математических задач, при выделении корня в однокоренных словах, при пересказе текста, особенно кратком, требующем умения выделять главное, при составлении плана, при устных ответах на уроках и др. Поэтому развитие логического мышления — это важнейший шаг на пути к отличной учебе.

Вот примерные задания на развитие памяти, внимания и мышления.

Мы предлагаем вам научить детей разгадывать ребусы. Это занятие отлично развивает логическое мышление, приемы анализа и синтеза. Чтобы научиться разгадывать ребусы, нужно ознакомиться с особыми правилами их составления.

Основные правила разгадывания ребусов

1. Загадывается имя существительное в именительном падеже.

2. Части слова иногда изображаются рисунками или символами. Они могут читаться по-разному. Например: 1 — единица, кол, один. Нужно проверять все варианты.

3. Запятые перед рисунком или символом указывают на количество букв, которые нужно отбросить от начала слова, обозначенного рисунком или символом. Например: ,, — читается как «езда».

4. Запятые после рисунка или символа указывают на количество букв, которые нужно отбросить от конца слова, обозначенного рисунком или символом.

5. Если над рисунком указано равенство, например А = И, то букву А надо заменить на И.

6. Если указано равенство 2 = И, то вторую букву в слове надо заменить на И.

7. Буквы или рисунки могут быть изображены внутри других букв, над ними, под ними, за ними и на них. Так обозначают части слов «в», «над», «под», «за», «на».

8. Цифры над рисунками означают изменение порядка букв в слове.

Задание 1.

Придумай как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. (Задание тренирует навыки анализа, так как необходимо выделить части из целого.)

Снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.

Река —

Салют —

Облака —

Котенок —

Радуга —

Задание 2

Обдумай перечисленные определения и угадай предмет или явление, которое они характеризуют. (Этот вариант сложнее, при выполнении тренируются навыки синтеза: необходимо объединить все признаки и определить, к какому предмету они относятся. Подсказкой является род прилагательных и причастий.)

Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий — ветер.

Темная, тихая, лунная, черная — ... (ночь).

Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая — ... (дорога).

Добрая, заботливая, любимая, красивая — ... (мама).

Короткие, длинные, стриженые, блестящие — ... (волосы).

Волшебная, интересная, народная, добрая — ... (сказка).

Крепкий, душистый, сладкий, горячий — ... (чай).

Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное — ... (лето).

Преданная, лохматая, шумная, любимая — ... (собака).

Круглое, яркое, желтое, горячее — ... (солнце).

Задание 3

Из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.

Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием)

Я купил батон, предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет)

На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)

На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)

Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)

Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (песке)

Задание 4

А в этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстановите правильный порядок слов в предложениях.

Мои площадке детской друзья на играли.

Пятерку на языка я русского получила уроке.

Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать.

Всех для подарки я родственников сделал.

Тихо на было после свежо и грозы улице.

Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть.

«Задания с текстом»

Для выполнения упражнения подготовьте отрывки текстов.

Выполнение заданий с текстами отлично развивают логическое мышление. В этом упражнении мы приводим несколько вариантов таких заданий. Они применимы к любым отрывкам из незнакомых ребенку литературных произведений (сказок, рассказов и т. д.).

Вариант 1

Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать к нему 5—7 заголовков. Они должны отражать главное в содержании и быть оригинальными. Подскажите ребенку, что можно использовать слова из текста. Если упражнение выполняют несколько человек, то оно может проводиться в виде соревнования.

Вариант 2

Прочитайте отрывок, состоящий из 10—15 предложений, и попросите передать его содержание в 2—3 предложениях, то есть сделать краткий пересказ. Это упражнение сформирует у ребенка умение обобщать материал, выделять главное. Такие задания полезно выполнять для развития логического мышления.

Вариант 3

Прочитайте ребенку отрывок, пропустив среднюю часть, которую ребенок должен восполнить. Оценивается логическая связь придуманной ребенком вставки с началом и концом исходного текста.

Вариант 4

Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать продолжение текста. Это задание развивает и воображение, и логическое мышление, так как содержание продолжения должно быть обосновано предыдущими событиями, описанными в отрывке.

«Пантомима»

Эта игра прекрасно развивает логическое мышление. Что такое пантомима? Пантомима — это представление с помощью мимики и жестов, без слов. Минимальное количество участников — 5, один из них ведущий, остальные делятся на две команды. Ведущий загадывает слова, следит за соблюдением правил и присуждает баллы за правильное выполнение задания. Команды участвуют в игре поочередно.

Ведущий выходит с участником первой команды из комнаты, в которой находятся остальные игроки, и называет слово. Например «баня». Игрок должен при помощи пантомимы по

казать заданное слово своей команде, участники которой могут задавать вопросы. Показывающий не может отвечать, а может только кивать головой или использовать другие жесты. Его цель — так показать заданный предмет или явление, чтобы команда быстро отгадала. Ведущий может ограничить время на пантомиму. За каждое отгаданное командой слово присуждается 1 балл. Затем задание получает вторая команда. Игру можно проводить и с тремя участниками, один из которых ведущий. Тогда баллы не присуждаются, а просто отгадываются слова.

Все упражнения и игры, которые предлагаются в этой статье, помогут детям овладеть приемами логического мышления, научиться логически мыслить на практическом материале. Постепенное усложнение заданий позволяет развивать логическое мышление. Это поможет ребенку в школе, сделает процесс усвоения знаний легче, интереснее и успешнее.

• Помогайте ребенку объяснением сути заданий и примерами их выполнений, которые приведены в упражнениях.

• Предлагаемые в книге упражнения позволят ребенку самостоятельно производить сравнение, анализ, синтез, классификацию.

• Овладев навыками логического мышления, ребенок научится строить умозаключения, мыслить ясно и четко, решать любые задачи. Это и есть самый верный путь к отличной учебе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить слабовидящего ребёнка к обучению к школе.

Быстро пролетит пора раннего детства, вашему ребенку идти в школу. Надо ли готовить слабовидящего ребенка к школе?...

Памятка "Как подготовить ребенка к обучению в школе"

Советы родителям воспитанников подготовительных групп....

"Как подготовить ребёнка к обучению грамоте?" (рекомендуемый УМК "Алгоритм успеха")

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9707196","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"440","width":"336"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9707064","at...

Методические рекомендации для педагогов «Первый раз в первый класс или как подготовить дошкольника к обучению в школе»

Мнения о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делать, до сих пор расходятся. Педагоги готовы ночи напролет учить малыша читать, родители же хватаются за голову, пытаясь определить, действ...

Школа будущего первоклассника. Как подготовить ребенка к обучению в школе?

Общаясь с ребенком, старайтесь побольше рассказывать ему о разных происшествиях, что когда-то взволновали вас и запомнились вам, о занимательных и поучительных, может быть, смешных случаях из вашей жи...

Буклет для родителей "Как подготовить ребенка к обучению в школе"

Буклет-памятка для родителей с рекомендациями по подготовке детей к школьному обучению...