Развитие речи дошкольников в театрализованной деятельности
консультация на тему

Перепелицына Елена Юрьевна

«Люди смотрят на кукол и видят в них отражение  самих себя. И если меняются люди ,то меняются куклы. Но, с другой стороны, люди - тоже отражение, в данном случае - отражение кукол. А значит, если меняются куклы, то изменяются  и люди»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_sayt_oktyabr.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  речи дошкольников  в театрализованной деятельности.

        Чтобы добиться результатов  в таком важном и сложном деле ,как воспитание, необходима длительная ,кропотливая работа педагогов. При  этом важна именно система воздействия, направленная на достижение  поставленных  целей и задач, имеющая  в своей основе  осознанную идеологию, а  так же продуманную логику построения педагогического процесса.                                                                                                         Использование кукольного театра  в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию. Практически в каждой группе детского сада  есть уголок театрализованной деятельности, где находятся различные  виды кукольных театров (пальчиковый ,плоскостной, куклы бибабо и др. Известно ,что дети любят  играть  театральными  куклами, и эти игры побуждают ребенка к общению, творческому самовыражению.                                                Однако, несмотря на распространенность кукольного театра и, казалось бы, традиционность его  использования  в работе с дошкольниками, потенциал увлекательных театрализованных игр  далеко еще не исчерпан. Особенно это касается такого сложного вопроса, как воспитание личности ребенка, развитие его тонких душевных качеств, нравственных и  эстетических ценностей.                                                   Б.Голдовский(руководитель одного из самых больших музеев театральных кукол им.С.В .Образцова)писал: «Люди смотрят на кукол и видят в них отражение  самих себя. И если меняются люди ,то меняются куклы. Но, с другой стороны, люди - тоже отражение, в данном случае - отражение кукол. А значит, если меняются куклы, то изменяются  и люди». В утверждении писателя - особая философия отношения к куклам (и к жизни!). Может в этом направлении и нужно искать  «золотой  ключик», столь необходимый в  воспитании детей?                                                                                                 Итак, главная задача театрализованной  деятельности-это воспитание при помощи маленьких  «воспитателей» -кукол, в  действиях  которых дети могут увидеть собственное отражение и ,таким образом, посмотреть на себя со стороны(а что может быть наглядным и действенным  в воспитании!).Важно так же и то ,что театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем(трудности в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т.д.) Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребёнок как бы прячется за нее и таким образом чувствует себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое  воздействие педагога  будет значительно мягче и корректнее.                                Известно, что театрализованную деятельность можно рассматривать  как  моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в  условиях игры  тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить  выход  в различных ситуациях, умение делать  ВЫБОР.                                                                                Еще раз подчеркнем, что работа педагога  в театрализованной деятельности направлена, прежде всего, не на подготовку « шоу» , а на воспитание и развитие каждого ребенка, раскрытие его  творческого потенциала, индивидуальности, формирование  позитивных черт характера, воспитание духовно богатой ,творческой личности.                                                Театральная  педагогика предполагает  личностно-ориентированный подход  к воспитанию детей и создает условия, в которых  естественным образом  в процессе творческого общения  со взрослым обеспечивается субъектная позиция ребенка. С точки зрения  гуманистической позиции все дети - одаренные, и задача педагога - раскрыть талант  каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать  свою успешность. В дошкольном детстве  важно окружить ребенка  вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера любви и добра  вызовет ответные чувства и  в детях, воспитает у них доверие к миру и потребность самим дарить добро и любовь другим людям. А это - самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке.                           Важно  с самых ранних лет поддержать в  маленьких артистах интерес к творчеству, к играм ,к театрализованной  деятельности(такой многогранной и разнообразной).Безусловно, воспитание  у детей  интереса (мотивации) к театру возможно только в том случае ,если сами взрослые увлечены  этой деятельностью .Поэтому одно из главных условий достижения успеха  в данной технологии-это увлеченность  и профессионализм педагогов, их готовность к творческому взаимодействию со своими воспитанниками.                В основе содержания педагогической работы  с детьми можно определить несколько направлений. Это развитие:                                СЕНСОРИКИ, основы чувственного  познания  окружающего мира. Необходимо познакомить детей с чувственными эталонами (цвет, форма, величина предметов, особенности  звуков, запахов, вкусов, тактильные свойства материалов и  пр.).                                                                БАЗОВЫХ  ПСИХИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ : внимания, мышления, памяти; ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ;                                                              РЕЧИ, ГОЛОСА;                                                                                         ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  ДВИЖЕНИЙ, МИМИКИ, ПЛАСТИКИ;                 ВООБРАЖЕНИЯ, ФАНТАЗИИ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.                        Важным направлением работы  является  воспитание КОММУНИКАТИВНОЙ  КУЛЬТУРЫ, куда входит   воспитание  эмпатии  (способности чувствовать, понимать настроение другого человека), а  так  же задачи  по  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ.                                                                         Карл Орф  - немецкий  музыкант и педагог использовал на своих занятиях сочетание слов, музыки и движения. Опыт работы автора показал ,что подобные занятия  очень эффективны в работе с детьми ,имеющими нарушения речи и движений. При проведении занятий педагог должен помнить следующее:                                                                         1.Занятия следует проводить  с учетом  индивидуальных возможностей детей.                                                                                                            2.Занятия должны строиться с учетом  диагноза заболевания детей. Так как, для детей с  диагнозом  ОНР (общее недоразвитие  речи) занятия строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой  деятельности, чтобы они не уставали. С детьми ,имеющими диагноз ФФНР(фонетико-фонематическое недоразвитие речи ),желательно работать над  развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.                 3.Речь,музыка и движение должны быть очень  тесно  взаимосвязаны, дополнять друг друга .Благодаря этим трем  компонентам активно укрепляется мышечный аппарат  ребенка ,развиваются  его голосовые данные. Кроме того, слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики.                                                                        Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка  к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Благодаря  участию  в театрализованной деятельности  дети  принимают участие в различных инсценировках,     спектаклях, создавать разноплановые образы посредством мимики, интонаций, жестов и движений, которые быстро узнают зрители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...