Родительское собрание на тему: «Как подготовить ребенка к школе».
консультация (подготовительная группа) на тему
Предлагаю вашему вниманию родительское собрание о том, как помочь родителям подготовить ребенка к обучению в школе, используя игры и игрушки. Собрание проводилось с целью проанализировать зависимость подготовки детей к школе с использованием игр и игрушек. Кроме того, в собрании использованы рекомендации для родителей о том, какие игрушки покупать детям.
Цель: проанализировать зависимость подготовки детей к школе с использованием игр и игрушек. Практически познакомить родителей с этими играми и игрушками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 48.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Как подготовить ребенка к школе».
Выполнила:
Полякова Е.С.
Родительское собрание "Как помочь родителям подготовить ребенка к обучению в школе, используя игру».
Ответы педагогов | Ответы родителей |
-на физическое развитие | -на развитие самостоятельности |
-на развитие познавательной активности | -на усидчивость |
-на формирование произвольного поведения | -на дисциплинированность |
-на развитие воображения, логического мышления и памяти | -на коммуникативные навыки |
-на развитие мотивационной готовности | -на развитие памяти, внимания, воображения |
-на развитие мелкой моторики | -на интеллектуальное развитие |
-на развитие речи | -на развитие мелкой моторики |
-на приобретение умения читать, считать и писать | -на развитие грамотной речи |
-на развитие желания учиться | -не знаю |
Ответы педагогов | Ответы родителей |
Да-100% | Да-93% |
Нет-0% | Нет-3% |
Затрудняюсь ответить -0% | Затрудняюсь ответить-4% |
Ответы педагогов | Ответы родителей |
Часто-32,5% | Часто-8% |
Иногда-17,5% | Иногда- 35% |
Никогда-0% | Никогда-21% |
Только на родительском собрании- 20% (1 раз в год) | Только на родительском собрании- 16% |
Только в индивидуальной беседе- 10% | Только в индивидуальной беседе -11% |
Если с этим вопросом обращается родитель- 20% | Если с этим вопросом обращается родитель -9% |
1. Психофизиологическое направление | |
1 | Общее физическое развитие. |
2 | Характеристика движений |
3 | Моторика руки. |
4 | Произвольная регуляция действий |
5 | Работоспособность и утомляемость. |
2. Интеллектуальное направление | |
1 | Знания и представления об основных предметах и явлениях окружающей действительности. |
2 | Развитие мыслительных операций. |
3 | Развитие отдельных познавательных психических процессов. |
3. Личная готовность ребенка. | |
1 | Нравственные категории. |
2 | Волевые усилия. |
3 | Сформированность навыков совместной деятельности (навыки общения с детьми и взрослыми). |
4 | Умение слушать другого. |
5 | Самооценка дошкольника. |
№ | Круг представлений ребенка, который должен сложиться у него перед поступлением в школу | Рекомендуемые игры |
1 | 2 | 3 |
1. | Ребенок должен: -знать свое имя, отчество, фамилию, возраст, имена, отчества и фамилии родителей, -уметь перечислять всех членов семьи | Необходимые знания будущий первоклассник может получить в грамотно организованной сюжетно-ролевой или дидактической игре. Современные игры и игрушки помогут дошкольнику поддержать и развить интерес к знаниям о себе, своей семье, доме, улице, городе, стране. “Семья”, Конструктор “Дом”, “Моя квартира”, “История города”. |
2. | -знать название города, в котором он живет, свой домашний адрес, основные достопримечательности родного города | |
3. | -быть знаком с основами безопасности жизнедеятельности | “Опасные ситуации”, “Дорожные знаки”, “Правила дорожного движения”, “Азбука пешехода”, домино “Дорога”, “Светофор”, “Горящий дом”, “Железная дорога – детям не игрушка” |
4. | -знать названия видов транспорта и уметь их различать | Домино “Транспорт”, конструктор “Транспорт”, “Мир в картинках” (автомобильный, водный, железнодорожный транспорт) |
5. | -быть знаком с наиболее значимыми профессиями | Рассказы по картинкам “Профессии”, “Набор парикмахера”, “Набор доктора”, игра “Спасатели”, “Пожарная станция” |
6. | -знать названия месяцев, последовательность времен года, их основные приметы, стихи, загадки и пословицы о временах года | Серия объемного лото “Времена года”, рассказы по картинкам “Времена года”, “Многоцветный круг”. “Календарь погоды”, “Сложи картинку” (времена года, суток) |
7. | -знать названия и порядок дней недели | “Все о времени”, “Я учу дни недели”, “Веселый распорядок дня”, “Распорядок дня” |
8. | Знать названия домашних и диких животных наших лесов, жарких стран и севера, их детенышей, повадки и отличия – знать названия зимующих и перелетных птиц, уметь различать их | “Семья ягненка” (жеребенка, козленка, поросенка)”, “Кто чья мама?” “Дикие (домашние) животные и их детеныши”; “Животные Севера” и др. “Зоологическое лото”, “Загадки о животных”, “Земля и ее обитатели”, “В мире животных” (Кто где живет?) “Живая природа”, “Перелетные птицы”, “Зимующие птицы” |
9. | -различать овощи, фрукты, ягоды, продукты питания | “Корзинка с фруктами и овощами”, набор “Фрукты”, набор “Овощи”, “Лесные ягоды”, “Ботаническое лото”, “Аскорбинка и ее друзья”, “Пирамида здоровья” |
10. | -уметь:
| “Расскажи сказку”, “Герои русских сказок”, “Сказки о животных”, “Играем в театр”, “Русские народные сказки” (кукольный театр), “Опорные картинки для пересказа”. “Короткие истории”, “Истории в картинках”, “Развиваем речь”, “Незнайка в Солнечном городе”, серия “Рассказы по картинкам” |
11. | -различать гласные и согласные звуки -определять количество и последовательность звуков в словах -делить слова на слоги | “Заселяем домики”, “Звуки” (считаем вместе), “Веселые звуки”, “Речевая тропинка”, “Делим слова на слоги”, “Просчитай по первой букве” |
12. | -различать и правильно называть геометрические фигуры:
| “Форма”, лото “Геометрические фигуры”, “Цветная геометрия”, “Квадраты”, “Геометрические формы” |
13. | -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (справа, слева, вверх, вниз) | “Не ошибись!”, “Найди по описанию” |
14. | -считать от 1 до 10 и обратно -выполнять счетные операции в пределах 10 | “Математика”, “Математические весы”, “Счетные кубики”, “Математические яйца”. “Играем в математику”, “Веселый счет”, “Юный математик”, “Первый счет”, “Счетные палочки Кюизнера”, “Логика и цифры”, “Набор цифр и знаков”, “Считалочка с Русалочкой”, “Считалочка с Маугли”, серия “Умное домино” (сложение, вычитание, сколько не хватает, цифры и т.д.) |
15. | -владеть ножницами и карандашом, -уметь
| “Геометрическая мозаика” (для аппликаций), “Моторика”, “Трафареты”, “Умные клеточки” |
| В особую графу выделяю игры, которые развивают память, внимание, мышление | “Развиваем память”, “Что перепутал художник?”, “Смотри, играй, запоминай”, “Морской бой” и др. |
Как подготовить ребенка к школе.
Как подготовить ребенка к школе.
Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами), вас всё равно не покидает какое-то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок: ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью:
Вам, наверняка, знакомо состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни и предстоит что-то новое, неизвестное. На душе и печаль, и радость, и нетерпение, и тревога. И если вам знакомо такое состояние, то вы легко поймёте своего ребёнка. Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряжённость. И с таким ребёнком, конечно, не легко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.
Запись в школу, приобретение школьных принадлежностей придают некоторую определённость контурам школьного будущего, и это несколько успокаивает будущего школьника.
По мнению детей, “настоящий — это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает отметки”. Школу почти каждый первоклассник воспринимает как игру. В таком слишком поверхностном образе детских надежд таится серьёзная опасность — и для ребёнка, и для будущего учителя. Возможно, уже в первые дни ваш ребёнок сочтёт себя обманутым, потому что в школе надо играть совсем в другие игры. Чаще же это расхождение начинает сказываться к концу начального обучения, Будучи азартным игроком, ревностным исполнителем школьных правил, такой ребёнок сыграл роль “настоящего школьника” на славу, но всё это ему надоело. И он быстро из хорошего ученика превратился в троечника и прогульщика,
Поэтому так важно для родителей в этот непростой период помочь ребёнку настроиться именно на реальную школу, где ребёнок должен будет в первую очередь учиться и где для этой учёбы от него потребуется немало усилий, рассказать ему, что он вступает в новые отношения со взрослыми, сверстниками и даже с самим собой, И во многом от того, как вы сумеете настроить своего ребёнка, будет зависеть, как он начнет свою учёбу в школе.
Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и в детском саду, Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку, Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Прежде всего у вашего ребёнка должно быть желание учиться. Неоднократные опросы детей подготовительных групп показали, что поступить в школу хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания они дают весьма различное. Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что поступить в эту школу очень важно и почетно, потому, что в школе есть звонки, перемены. Однако это не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно учиться. Они ещё не осознают, что для того, чтобы приготовить урок, придётся пожертвовать игрой и прогулкой, хотя они и знают, что нужно делать уроки. Поэтому именно внутренняя позиция школьника и является основой готовности к школе.
Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ребёнком его школьную жизнь.
А начните эту жизнь со следующего:
— расскажите ребёнку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
— на доступных примерах покажите своему ребёнку важность уроков, оценок, школьного распорядка;
— воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
—. воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
— никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил;
— внимательно и заинтересованно относитесь к будущим занятиям в школе.
Определить отношение ребёнка к школе помогут вопросы:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
З. Как ты думаешь, с кем лучше учиться — в школе с учительницей или дома с мамой?
4. Что делает учитель в школе?
5. Для чего нужны парта и звонок в школе?
О сложившемся правильном отношении к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются занятия, получение знаний, лучше учиться с учительницей в школе, предпочтение школьного обучения домашнему.
Но если так случилось, что ваш ребёнок проявляет, в основном, интерес к внешней стороне учёбы, то есть к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, то не огорчайтесь. Этот интерес недолог, через 2-З месяца он исчезнет, а ему на смену придёт интерес к знаниям, к содержанию занятий.
Однако у вашего ребёнка могут возникнуть и трудности. В новой обстановке он будет чувствовать себя неуютно. Значит, готовность учиться в школе у него ещё не сформировалась, и школьная обстановка пока ему в тягость. Поэтому вы должны быть очень терпеливыми. Необходимо дождаться, пока ребёнок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.
Какими качествами должен обладать ваш ребёнок
Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребёнок, чтобы успешно учиться в 1-ом классе. Эти качества можно представить следующим образом:
— внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;
— хорошая память;
— сообразительность;
— любознательность;
— развитое воображение;
— начальные навыки чтения, письма, счёта;
— физическая ловкость;
— волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
— организованность, аккуратность;
— дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми.
Значит ли это, что только дети, обладающие всеми этими качествами, могут успешно учиться в первом классе. Разумеется, нет. Более того, как известно, продолжениями наших достоинств являются наши недостатки: любознательный ребёнок легко откликается на всё новое, но очень не любит “повторения” и. неизбежных типовых упражнений; дружелюбный ребёнок особенно склонен к болтовне с соседями во время урока и т.д. Тем не менее, родители должны прилагать максимум усилий для того, чтобы сформировать в детях зти замечательные качества, потому что они станут залогом их успешной учёбы в дальнейшем. Родителям нельзя забывать о том, что в период поступления в школу почти каждый ребёнок доверчив и открыт любому школьному начинанию. И это самая благоприятная возможность для того, чтобы сформировать у ребёнка нужные положительные качества.
Школьная готовность
Вашему ребёнку исполнилось 6-7 лет.
Это именно тот возраст, в котором при благоприятных условиях воспитания ребёнок из дошкольника превращается в школьника. В это время происходит обобщение всего того, что ребёнок усвоил за свою короткую жизнь для того, чтобы приучить его к условиям систематического обучения, сформировать у него умение учиться. Здесь важно не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень нужны для вхождения ребенка в классный коллектив, но и формирование такой важной стороны мышления, как способность рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу. Эта способность усиливается в творческом общении с другими людьми, в результате чего ребёнок не только учится рассуждать, но и привыкает уважать чужое мнение.
Чтобы успешно учиться в первом классе, ребёнок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов “надо” и “нельзя”.
Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе — умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.
Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют веру в свои силы.
Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.
Сейчас во многих школах проводится собеседование при поступлении в школу. Во время устной беседы выясняются умения составлять рассказ по картинке, отвечать на вопросы, решать простейшие задачи, проверяется устный счёт, анализ слова, речь ребёнка‚связность, эмоциональность, чёткость, словарный запас), способность понимать вопрос и отвечать по существу, не отвлекаясь на постороннее, фонематический слух, логичность рассуждений; при выполнении практических заданий: сенсорное развитие, умение планировать свои действия. Наряду с этим выявляется исходный уровень первоначальных математических представлений, знание цифр, букв, умение читать, владение ножницами.
Существует очень много методик, по которым можно проверить готовность ребёнка к школе. Однако, какие бы методики не использовались для этого, ни в коем случае не следует заниматься натаскиванием детей перед беседой. Ребёнок обязательно выдаст ваши старания, и учитель или психолог очень легко определят, когда ребёнок просто зазубрил готовые ответы на вопросы. Помните, что в таком сложном деле, как воспитание, ничего не добиться одноразовым усилием. Только постоянная систематическая работа может дать хорошие результаты.
В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.
И в заключении советуем вам подготовить вашего ребенка с заповедями первоклассника, написанными известным писателем и знатоком школы С.Соловейчиком:
- Не отнимай чужого, но не отдавай своего;
- Попросил – дай, пытаются отнять – старайся защититься;
- Не дерись – без дела;
- Сам ни к кому не приставай;
- Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно;
- Не играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно;
- Не дразни, не конючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси;
- Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на учителя за оценки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут;
- Не ябедничай за спиной у товарищей;
- Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей;
- Почаще говори: давай дружить, давай играть;
- И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый, иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе".
Школьная готовность, компоненты школьной готовности, психологическая готовность....
Выступление на родительском собрании на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»
Что такое психологическая готовность к школе? Какие умения должны быть сформированы у ребенка дошкольника?...
Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной прогр...
Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"
Цель выступления: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: Познакомить родителей с понятием школьная зрелость ребенка. ...
Родительское собрание на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"
Родительское собрание на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"...
Доклад на родительском собрании. Тема: Как подготовить ребенка к школе?
Мнения о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делать, до сих пор расходятся. Сердобольные бабушки готовы ночи напролет учить малыша читать, чтобы не переплачивать ...
Проект родительского собрания на тему: «Готов ли ребенок к школе»
Актуальность рассматриваемого вопроса рассматривается в целевых ориентирах ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного детства. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями (законными представителями) дол...