Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
статья по логопедии
Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало статей и доказано, что развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего ормирования полноценной речи. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало статей, проведено много и доказано, что развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, координации, а также причинно-следственным связям. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного действия.
Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Все упражнения на развитие мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку. Во-первых, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; во-вторых- формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Все логопедические игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: само-массаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук )
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей. Эффективны упражнения для мелкой моторики в сочетании с потешками.
Само-массаж кисти и пальцев рук.
Игровой само-массаж рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Он является средством повышения иммунитета, т.к. на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация ( в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны). Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что "мы погреем ручки". Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг.
- При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.
- При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу.
- Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.
- При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко).
- Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.
- Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
- Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
- Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
- Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
- Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп.
- Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
Затем следует перейти к следующим видам игровых комплексов пальцевой гимнастики.
Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:
- “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
- “Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево – вправо (3 раза).
Далее даются задания на удержание позы кисти руки:
- “Зайчик” – и.п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
- “Кольцо” – и.п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
- Затем эффективны упражнения в соединении речи с движением, например, с потешками.
Также полезны следующие приемы:
- «Собираем урожай» – лепка разноцветных шариков из пластилина. Назвать похожие на шарики по цвету овощи и фрукты
- Строим забор, дом, дерево и т.п. – из счетных палочек
- Чудесный мешочек» – определи на ощупь овощи и фрукты
- Кто спрятался в комочке.
- Птичьи следы на песке – рисуем на песке пальчиками, рисуем большие и маленькие предметы, имитация процесса клевания зерен птичками.
- Заготовка корма для зимующих птиц – рассортировать фасоль и горох
- Определи на ощупь – то, что спрятано в песке.
- «Застегни одежду»
- Шнуровки
- Найди фигурки в сухом бассейне
- Снегопад в лесу – на трафарете елки разложить комочки ваты
- Выкладывание букв из различных материалов
- Игры с карандашом, орехами, крупой; сортировка семечек, собирание их с ковра
- Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке.
- Строитель
- Собирание разрезных картинок
- Собери пирамидку
- Сушка белья – пристегнуть прищепками к веревке носовые платочки
- Покормим животных – мелко или полосками рвем зеленую бумагу
- Игры со шнурочком – Выкладывание шнурка по нарисованным взрослым линиям или выкладывание контура птицы
- Обведи и раскрась
- Сматывание толстых ниток в клубок
- Украшение новогодней елки
- Обведение трафаретов
- Обсыпание манкой намазанного клеем трафарета н – р: дерева (зимний пейзаж)
- Работа с водой и пипеткой
- Плетение коврика из полосок цветной бумаги
- Игры с водой и пипеткой – капли по контуру лужи
- Аппликации, складывание оригами
- Цепочки – из конструктора
- Цветная мозаика
- Кляксография, рисование
- Щетка – Ёж – игры с массажной щеткой.
- Выкладывание букв из различных материалов
- Логопедический конструктор
- Благоприятное действие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывают занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, семечек, соломы, бусинок и т.д.).
Таким образом, пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения. А развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет "Развитие мелкой мотрики как эффективный способ подготовки руки дошкольника".
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу - это развитие ...
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму...
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму Оглавление:1. Введение1.1. Постановка и обоснование выбора темы1.2. Основная цель и задачи2. Основная часть3. ...
Презентация "Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму".
Приложение для мастер-класса «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»....
Статья: «Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму»
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнк...
«Развитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»
подготовка к школе...
Развитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки руки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к обучению в школе
quot;Истоки способностей и дарования детей - на коньчиках пальцев. Чем большеуверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,тем сложнее движе...