Материалы для родителей.
консультация (средняя группа) на тему

Гуслякова Наталья Викторовна

Материалы для родителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Замкнутые дети

Замкнутость трактуется как обособленность, отчужденность, сдержанность, скрытность, отдаленность.

Замкнутый ребенок часто испытывает потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира. Взрослые, как правило, довольны такими детьми, потому что они причиняют мало беспокойства.

В чем проявляется замкнутость? Такие дети часто молчат, храня внутри себя свои чувства и переживания. Они хорошо ведут себя в детском саду, успешно занимаются, выполняют свои домашние обязанности, соблюдают правила, ни на что не жалуются, не плачут, не дерутся, не ссорятся со сверстниками. Они разговаривают только тогда, когда это необходимо. Замкнутый ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом.

Такие дети проводят очень много времени в одиночестве. Большое скопление детей и взрослых, чрезмерный шум и суета могут даже пугать их.

Замкнутость может проявляться как своеобразная защита от чрезмерно опекающего взрослого. Например, не разговаривать – единственное оружие, которое ребенок может использовать против требований взрослого (родителей, педагогов). Однако, даже если ребенок и не разговаривает, это не значит, что ребенок не слышит, что ему говорят.

Как помочь замкнутым детям?

1. К очень замкнутым детям подход должен быть постепенным. Родителям и педагогам надо быть очень терпеливыми и готовыми затратить много времени, пока у ребенка не появится ответная реакция.

2. Если у ребенка отсутствует игровой опыт, то необходимо регулярно играть с ним: каждый день показывать, как пользоваться игрушкой, постепенно подключая его к играм других детей.

3. Дружественные отношения (на равных), интересные занятия, приятельские болтовня и беседы без требования ответов могут постепенно создать чувство доверия и помочь замкнутому ребенку открыться.

4. Очень важна для замкнутых детей физическая ласка и эмоциональная поддержка взрослых: чаще говорите одобрительные слова, подчеркивайте способности и возможности ребенка, обнимайте его, проявляйте уважение к его личности.

Взрослые, помните: от вас зависит очень многое!

Агрессивные дети

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее  физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

Признаки агрессивности могут проявляться уже в детстве. В качестве основных причин агрессивности у детей можно выделить следующие:

- недостатки воспитания;

- низкий уровень эмоционально-волевой сферы ребенка;

- несформированность механизмов саморегуляции поведения;

- неблагополучие семьи;

- страх ребенка быть обиженным, отверженным, никому ненужным;

- некоторые соматические заболевания, поражения головного мозга;

- негативное (жестокое, безучастное) отношение (взрослого, сверстников) к ребенку;

- агрессивное поведение окружающих;

- демонстрация насилия по телевизору и др.

Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Порой агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Иногда, не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе сверстников.

Детская агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Переживания и разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются острыми и труднопереносимыми в силу незрелости его нервной системы.

Физическая агрессия выражается как в драках (направлена на людей), так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и ломают игрушки, вещи. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки и вещи в других детей или взрослых.

Вербальная агрессия выражается словами: дети ругаются, дразнят, оскорбляют других.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона. Они часто раздражаются, спорят, ругаются, сердятся, легко ссорятся, вступают в драку; отказываются сделать что-либо; теряют над собой контроль; любят быть первыми, командовать, подчинять себе других. Такие дети  не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Они очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность и не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Как помочь детям, проявляющим агрессивность?

Работа педагогов (да и родителей тоже, ведь они – первые воспитатели своих детей!) должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Нужно научить ребенка выражать свои неудовольствие и гнев в социально приемлемых формах.

В нашей культуре принято считать, что проявление гнева – недостойная реакция. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». «Осевшие» внутри негативные чувства могут привести к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечным заболеваниям. В один прекрасный день «копилка гнева» может «лопнуть», и тогда возможны крики, истерики, ссоры, драки.

Как же ребенку освобождаться от гнева? Дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты:

- поколотить (попинать) подушку;

- слепить фигурку обидчика из глины, теста, пластилина,  потом смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить;

- нарисовать, смять (разорвать) и швырнуть в угол (выбросить) портрет обидчика;

-  покричать   в   «Мешочек  (стаканчик,  банку,  трубу)   для   криков»;

- пошвырять мячи, мешочки с песком, шарики в мишень;

- поколотить резиновым молотком по полу;

- скомкать, порвать и швырять старые газеты, не боясь что-либо разбить и разрушить;

- поиграть с песком и водой (закапывать-раскапывать, топить, сбивать фигурку, символизирующую врага, игрушки из «Киндер-сюрпризов»).

Использование подобных приемов снижает эмоциональное и мышечное напряжение ребенка, агрессивность отступает.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих, детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний педагогами в работе с детьми широко применяются пиктограммы, «Экраны настроения», разрезные шаблоны, психогимнастики, разнообразные этюды, упражнения и игры. Полезны тренинги перед зеркалом с рассказом-описанием, что чувствует ребенок в данный момент, какое у него настроение, как он выглядит.

Если ребенок научится точно оценивать эмоциональное состояние, то сможет вовремя среагировать на сигналы, которые подает тело. В более старшем возрасте, верно «расшифровывая» послания своего тела, ребенок сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». И зная несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он сможет успеть принять правильное решение и предотвратить конфликт.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии – способности чувствовать и понимать состояние другого человека, умения вставать на его позицию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют переживания и страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Для развития чувства эмпатии полезны ролевые игры, в процессе которых ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Можно предложить детям организовать театр с разыгрыванием определенных ситуаций, провести беседу, чтение художественного произведения или рассказывание сказки с обсуждением поступков героев и т.п.

Можно сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением:

- остановить окриком «Нельзя!»;

- остановить руку ребенка или удержать его за плечи;

- отвлечь ребенка игрушкой или каким-либо занятием, позволяющим снять негативное напряжение у ребенка;

- взять за руку и отвести в сторону;

- помочь детям разобраться и решить конфликтную ситуацию.

Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение неприемлемо:

- осудить поведение ребенка, при этом его «жертве» оказать повышенное внимание и заботу (ребенок понимает, что он проигрывает от таких неприятностей);

- в случае разгрома кратко и однозначно выразить свое недовольство таким поведением и предложить ребенку устранить учиненный им беспорядок: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне все убрать» (уборка как наказание не эффективна; необходимо, чтобы ребенок понял ответственность за свои дела). После этого необходимо поблагодарить ребенка за помощь;

- если обидные слова, произносимые ребенком, адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними;

- можно превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать ситуацию ссоры смешной.

Проявления агрессивности у детей необходимо тщательно анализировать, выявлять причины, трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их. Агрессивных детей следует учить конструктивным способам управления собственным поведением: снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации, формировать недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей.

Показывайте ребенку личный пример эффективного (неагрессивного) поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».

Внимательность и огромное терпение со стороны взрослых – обязательное условие в воспитании ребенка!

Представленный материал заимствован из методический пособий:

- «Шпаргалка для взрослых» Е.К.Лютовой, Г.Б.Мониной;

- «Уроки добра» С.И.Семенака;

- «Учим детей общению» Н.В.Клюевой, Ю.В.Касаткиной,

а также рекомендаций педагогов-психологов детских садов № 425 и № 411 В.М.Матюх и Р.А.Панихидиной.

Тревожные дети

Тревожность – состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревожность от тревоги. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка (выступление на празднике, конкурсе и др.), то тревожность является устойчивым состоянием. Она не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства и т.п.

У детей от года до трех лет нередки ночные страхи, на втором году жизни наиболее часто проявляются страхи неожиданных звуков, одиночества, боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В три - пять лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В пять - семь лет ведущим становится страх смерти. От семи до одиннадцати лет дети больше всего боятся «быть не теми, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают».

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трех лет это допустимо и объяснимо. Но если ребенок в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание.

Психологи считают, что причины возникновения тревожности кроются в нарушении отношений между детьми и взрослыми (родителями, педагогами). Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1) противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и педагогами;

2) неадекватными, чаще всего завышенными, требованиями к ребенку;

3) негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся с ними играть. В этой же ситуации мальчики будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях и группах детского сада с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях и коллективах, где часто возникают конфликты. Тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Авторитарные стили родительского воспитания в семье и общения педагогов с детьми в детском саду тоже не способствуют внутреннему спокойствию ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, водят на многочасовые подготовительные в школу, часами выполняют с ним задания дома. Неокрепший и еще неготовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.  

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В таких случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Характерными проявлениями тревожности являются чрезмерное беспокойство, раздражительность, слезливость, пассивность и скованность, неадекватные реакции, нарушения сна, возможные покраснения кожи, тики, заикание, всевозможные страхи.

Тревожный ребенок не может долго работать, не уставая, ему трудно сосредоточиться на чем-либо. Во время выполнения задания он очень напряжен, скован.

Такие дети чувствуют себя беспомощными, неуверенными, боятся трудностей, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проявления: боли в животе, расстройства стула, головокружения, головные боли, спазмы в горле, мышечное напряжение в области лица, шеи,  затрудненное поверхностное дыхание, холодные и влажные руки, потливость и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Тревожный ребенок не обладает хорошим аппетитом, засыпает с трудом, спит беспокойно, жалуется, что ему снятся страшные сны. Он легко расстраивается, часто не может сдержать слезы, плохо переносит ожидание.

Как помочь тревожному ребенку?

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

Обращайтесь к ребенку по имени, старайтесь делать ему как можно меньше замечаний, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Наказания же используйте лишь в крайних случаях. И наказывая, не унижайте ребенка!

В работе с тревожными детьми полезны игры и упражнения, в которых говорятся комплименты, приятные слова, высказываются положительные мнения. Достижения детей могут отражаться на специальных стендах: «Звезда дня (недели)», «Цветок достижений», «Мы сегодня» и т.п.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

Необходимо привлекать всех детей к совместному обсуждению проблемы, говорить о чувствах, переживаниях, волнующих ситуациях, страхах, проводить психогимнастические упражнения. Можно использовать примеры литературных произведений и сказок. Например, смелый человек – это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух, чего он боится. Можно предложить нарисовать страх, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Нельзя сравнивать детей друг с другом. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия как спортивная эстафета. Лучше сравнивать достижения ребенка с его же результатами, показанными ранее. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию», или «Ваш сын закончил работу последним». Нельзя говорить про ребенка, что он хуже всех!

Необходимо исключать ситуации, в которых детские тревоги и страхи усиливаются. К тревожным детям не следует предъявлять завышенных требований, давать задания на скорость; спрашивать их следует  в середине занятия; нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать свои тревогу и страх словами. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка. Сказки и истории должны быть со счастливым концом: герой, пройдя через все преграды, обязательно должен добиться успеха.

Очень полезно в работе с тревожными детьми применять ролевые игры: разыгрывать ситуации, которые вызывают особую тревогу ребенка. Например, ситуация «Боюсь врача» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей медицинского работника. В подвижной эмоциональной игре («Война», «Казаки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Перед выступлениями на концертах и праздниках,  в конкурсах и соревнованиях полезно настраивать детей на успех, много репетировать (целенаправленные тренировки по отработке конкретного навыка), чтобы дети были готовы, уверенны, решительны.

3. Снятие мышечного напряжения.

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубоко дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирание тела. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу, для чего приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.

Родители тревожного ребенка не должны:

- предъявлять ему завышенных требований;

- угрожать детям невыполнимыми наказаниями («Уйду от тебя!», «Убью тебя!», «Рот заклею!» и т.п.);

 должны:

-  ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи;

- снизить количество замечаний;

- быть ласковыми и нежными;

- помогать и поддерживать ребенка;

- быть единодушными и последовательными в своих действиях;

- выполнять вместе с ребенком упражнения на релаксацию.

Помните: тревожность родителей зачастую передается ребенку, тревожность педагога – ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе: станьте менее тревожными сами!

       Материалы заимствованы из методического пособия «Шпаргалка для взрослых» Е.К.Лютовой, Г.Б.Мониной и разработок кафедры теории и методики дошкольного образования НИПКиПРО.



Предварительный просмотр:

Существенным фактором успешности человека в жизни, не только взрослой, но и во время дошкольного и школьного детства, является уровень его интеллекта - ряда умственных (логических, вербальных, математических) способностей. Но человек обладает еще и совокупностью других, не ориентированных на логику, способностей, таких как чувства, переживания, эмоции, отношения. В этом случае говорят об эмоциональном интеллекте.

Эмоциональный интеллект – это знание и использование собственных эмоций, способность человека к эмпатии и отношениям с другими людьми. Составляющими эмоционального интеллекта являются:

1. Знание собственных эмоций. Узнавание своих чувств в момент их появления, способность наблюдать свои чувства являются решающими для понимания самого себя. Тот, кто знает свои чувства, более успешен в жизни, ясно понимает, что он  действительно думает о своих личных решениях от выбора спутника жизни до выбора профессии.

2. Способность конструктивно обходиться с эмоциями. Нужно так обходиться со своими чувствами, чтобы они были адекватны ситуации. Это означает не только, что нельзя радоваться чужому горю, вымещать зло на невинном, но и значит, что человек способен успокаивать самого себя, избавляться от страха, мрачного, подавленного настроения, раздражительности, агрессии и т.п. Тот, у кого не развиты такие способности, будет постоянно бороться с тяжелыми переживаниями, эмоциональными проблемами. Кто обладает ими, тот гораздо быстрее восстанавливает стабильное эмоциональное состояние и более устойчив к неудачам и испытаниям.

3. Способность использовать эмоции в деле. Поставить эмоции на службу достижения какой-либо цели очень важно для нашего внимания, мотивации, успешной деятельности, креативности. Способность управлять эмоциями, не быть рабом спонтанных эмоциональных импульсов, уметь отказываться от немедленного результата в пользу долгосрочных целей – основа успеха любого рода деятельности.

4. Эмпатия - способность человека чувствовать и понимать чувства других людей, эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства; способность к пониманию и сопереживанию.

 Способность знать о том, что чувствуют другие люди, является основой знания людей. За отсутствие эмпатии приходится дорого платить в социальной жизни. Кто умеет чувствовать состояние других людей, тому будет легче воспринимать скрытые социальные сигналы, которые дают понять, что хочет другой человек. Эмпатия особенно необходима во всех социальных профессиях: учителям, воспитателям, медицинскому персоналу и всем, кто работает с людьми, и особенно – с детьми. Нужна она и родителям.

5. Способность к отношениям. Искусство отношений во многом зависит от понимания и обхождения с чувствами других людей, т.е. от эмпатии. От наличия или отсутствия этой способности зависит, как относятся к вам другие, и насколько эффективно вам удается наладить контакт с людьми, т.е. социальная компетентность или некомпетентность.

Некоторые исследователи под эмоциональным интеллектом подразумевают свойства человека, весьма близкие обыденному понятию «характер». Дело не в противопоставлении чувств, эмоций, сердца холодному здравому рассудку, а во взаимодополнении и равновесии их. Только тот, кто умеет воспринимать свои чувства (гнев, печаль, радость, страх и т.п.), идентифицировать их (знать, что чувствует или чувствовал), контролировать, умело обходиться с ними, является человеком с развитым эмоциональным интеллектом, а значит с высоким самосознанием, способностью управлять собой, понимать других людей, идти на компромисс.

Только человек с развитым эмоциональным интеллектом способен оптимально использовать свой логический интеллект. Человек, не осознающий свои чувства, не дающий себе отчета в том, что он чувствует, бывает жертвой приступов неконтролируемых чувств и эмоций, часто ведущих к неадекватному поведению, неверной оценке ситуации, трудностям в контактах с людьми, агрессивному поведению и даже насилию. Люди, проявляющие агрессию, не осознают, что чувствуют и переживают их жертвы. Неразвитость собственных чувств ведет к нечувствительности к чувствам других.

Не менее важно понимать чувства других. Эта способность человека имеет решающее значение в различных ситуациях социальной жизни – в семье, школе, профессии, - для эмоционально «правильного» (корректного) общения людей друг с другом. Поэтому способность понимать и правильно обходиться с чувствами других людей, выражающихся в их мимике, жестах, интонациях, словах – также неотъемлемая составная часть эмоционального интеллекта.

Маленькие дети способны непроизвольно сочувствовать другим людям, когда те плачут, а также растениям и животным. Но будут ли развиты эти естественные задатки эмпатии, зависит не от врожденных способностей, а от воспитания. Решающую роль при этом играют родители и педагоги, которые служат детям примером. Учителя и близкие ребенка, обладающие высокоразвитой эмпатией, способны воспитать чуткого, доброго, отзывчивого, понимающего других человека.

Начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии, различных зависимостей, депрессий, проявлений жестокости, преступности и других тяжелых явлений современной цивилизации.

Воспитание доброты, сочувствия, отзывчивости, гуманности, терпения, усидчивости, стремления доводить начатое дело до конца является неотъемлемой частью ежедневных занятий и игр с детьми, как в детском саду, так и дома. И этим, безусловно, занимаются и педагоги, и родители. Сложнее обстоит дело с развитием способности к отношениям со сверстниками и взрослыми. Здесь очень важна психопрофилактическая работа с детьми, заключающаяся в умении найти правильный подход к воспитанию каждого ребенка. Хороших послушных детей легко воспитывать, а вот с «трудными» - трудно.

Агрессивных детей следует учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.). Нужно помнить, что причинами агрессивности ребенка могут быть не только недостатки семейного воспитания и низкий уровень эмоционально-волевой сферы, но и  негативное отношение взрослого (педагога, родителя) к ребенку. У детей в возрасте 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом. К открыто конфликтующим детям нужно проявлять любовь и чувство симпатии, независимо от их поведения, необходимо исключать ситуации, провоцирующие ребенка на конфликт, поднимать статус ребенка на фоне других детей (порицание с глазу на глаз, а похвала на фоне коллектива). Замкнутых, тайно конфликтующих детей необходимо ставить в активную жизненную позицию, повышать их самооценку, статус в коллективе, делать первыми помощниками воспитателя, развивать эмоции, интерес к товарищам через поручение важных ролей и особых заданий, поощрять за самые малые достижения.

Система поощрений и наказаний должна быть очень гибкой. Наказание не должно унижать ребенка. Нужно избавлять детей от вредных привычек, поддерживать успехи, помогать им осознавать свои достижения  и все, что они делают хорошо.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

- опираться на его сильные стороны;

- избегать подчеркивания промахов;

- показывать, что вы удовлетворены им;

- уметь и хотеть демонстрировать свою любовь к нему;

- избегать дисциплинарных наказаний;

- проявлять эмпатию и веру в ребенка;

- демонстрировать оптимизм;

- чаще применять слова поддержки («Я уверена, что ты все сделаешь хорошо», «У тебя все получится», «Ты делаешь это очень хорошо» и т.п.) и избегать слов, выражающих разочарование и разрушающих веру ребенка в себя («Ничего-то ты не можешь»,  «Это для тебя слишком трудно», «Опять у тебя ничего не получается»).

Не следует путать поддержку с похвалой. Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Похвала заключается в том, что ребенка хвалят за что-то хорошее или за какие-то успехи в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Когда взрослый выражает удовлетворение от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать или делать новые попытки. Поддерживать детей можно с помощью:

- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «продолжай»);

- высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рада, что ты мне помог», «У тебя все идет прекрасно»);

- прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);

- совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его);

- выражения лица (улыбка, кивок).

При обучении искусству отношений используются разнообразные этические беседы и дискуссии,  решение проблемных ситуаций, имитационные и ролевые игры, элементы психогимнастики, чтение и обсуждение художественных произведений, просмотр и анализ фрагментов видеозаписей, обыгрывание ситуаций, социально-поведенческие тренинги, рисование на заданную тему и т.д.

Детский сад выполняет социальный заказ общества (родителей): подготовить детей к обучению в школе. Под готовностью многие понимают набор способностей и навыков, непосредственно задействованных в обучении, - прежде всего уровень когнитивного (познавательного) развития, внимание,  память, логическое мышление, координацию глаз – рука и т.п. Но важна также роль социального и эмоционального компонента, а развитие социальной компетентности и эмоциональной сферы ребенка некоторые педагоги и исследователи признают главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».



Предварительный просмотр:

Немаловажная роль в развитии ребенка отводится развивающим упражнениям.

«Ящик»

Такое упражнение предназначено для детей 2-6 лет. Ящик состоит из попарно соединенных и склеенных между собой коробочек. Их количество необходимо постепенно увеличивать в зависимости от возраста малыша. По правилам такой игры для детей, на глазах у ребенка в одну из коробочек кладут предмет, затем ящик закрывают экраном на определенное время. После это ребенок должен найти, где лежит предмет.

«Найди сам»

Игра «Найди сам» подходит для малышей 3-6 лет. Вам необходимо склеить 3-4 спичечных коробка, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башни. На I этапе предмет, например, пуговицу, прячут в один из коробков и предлагают малышу показать, в какую из башен и отделений ее положили. На II - прячут 2 предмета в разные отделения одной башни, а на III – 2 предмета убираются в разные башни. Ребенок может начинать угадывать, где лежит пуговица, сразу после того, как она будет спрятана, или через определенное время, например, через полчаса или даже на следующий день. В первом случае происходит развитие кратковременной зрительной памяти, во втором – долговременной.

«Узнай предмет»

Упражнение «Узнай предмет» предназначено для детей 5-6 лет. Оно хорошо тренирует тактильную память у детей – способность запоминать ощущения после прикосновений. Малышу завязывают глаза и по очереди дают ему в руки разные предметы (3-10 штук), не называя их. Ребенок должен самостоятельно догадаться о том, что это за предмет. Затем предложите малышу назвать все предметы в той последовательно, в которой он их угадывал. Сложность такой игры на развитие памяти состоит в том, что ребенку необходимо выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

«Чудесный мешочек»

Такая игра подходит для малышей 2-4 лет. Положите в полотняный мешочек несколько предметов, обладающих разными свойствами, например, спичечный коробок, пуговицу, кубик, клубок ниток. Ребенку необходимо на ощупь определить, что это за предметы. Для лучшего запоминания маленькие дети могут самостоятельно складывать вещи в мешочек. Малышам постарше раздаются мешочки уже с предметами внутри.

«Чудесные слова»

Такое упражнение способствует развитию слуховой памяти у детей 5-6 лет. Вам необходимо выбрать 20 слов, которые как-то связаны по смыслу, например, банан-яблоко, собака-кошка, дверь-окно. Слова зачитываются малышу 3 раза, при этом пары выделяются интонацией. Затем ребенку повторяют первое слово из пары, а он должен вспомнить второе. Так развивается кратковременная слуховая память, для тренировки долговременной – попросите малыша назвать слова через некоторое время.

«Делай как я»

Подобные упражнения подходят для развития двигательной памяти малышей 3-6 лет. Вы становитесь за спиной ребенка и делаете несколько простых манипуляций с его телом: например, поднимаете его руку, наклоняете голову и т.д., а затем попросите малыша повторить движения. После этого Вам необходимо самому сделать несколько движений, которые ребенок должен повторить, а потом Вы повторяете движения за малышом.

«Магазин»

Упражнение «магазин» подходит для малышей от 3 лет. Подобные игры для детей для развития памяти особенно эффективны, если создать мотив, который побуждает что-то запомнить. Например, малыш играет роль покупателя, которому необходимо выбрать в магазине хлеб, конфеты, чай и т.д. (назовите ему 3-7 слов). Затем ребенок должен повторить весь список покупок.

«Кто больше знает»

Упражнение «Кто больше знает» предназначено для тренировки памяти у детей 5-6 лет. Ребенку необходимо в течение 1 минуты назвать 5 предметов заданного цвета или формы, например, 5 желтых или 5 квадратных предметов. Повторять предметы нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей "Призадумайся мама"

Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....

"Материалы для родителей"

В уголок  для родителей информация  по ПДД...

Материалы для родителей. Методические разработки.

Перспективное планирование работы по взаимодействию  с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития   старшего дошкольного     возр...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...