Этапы формирования гендерного самосознания детей
методическая разработка (средняя группа) на тему
Возраст | Формирование представлений о себе | Воспитательные задачи |
От рождения До 3-х лет | Происходит становление полового самосознания. Ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. Учится управлять своим телом. Стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Происходит первичная половая идентификация. Учится ориентироваться в том, кто мальчик, кто девочка.. Начинает сравнивать себя с другими людьми. Проявляет внимание к различным частям своего тела. Может играть со своими половыми органами, с интересом наблюдать за раздетыми людьми. Задает вопросы о различиях между полами, спрашивает, откуда берутся дети. В речи использует местоимение «он», «она». Редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил- ходила), от отличия в половой принадлежности связывает с такими признаками, как одежда, прическа. Нередко считает, что пол можно изменить-побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Играет в игры, которым обучают взрослые. В играх мальчики более активны, девочки пассивны. | Создать условия для становления личности ребенка, его мужественности-женственности (полная гармоничная семья, в которой отношения между родителями строятся на основе взаимного уважения мужского и женского начала). В отношениях к мальчикам и девочкам проявлять ласку, нежность , любовь, внимание к физическим и эмоциональным потребностям детей. В общении с детьми эмоционально реагировать на их действия. Давать ребенку имя обдуманно. Относится к ребенку адекватно его половой идентификации (отношения между членами семьи должны быть адекватны их половой идентификации). Одевать детей в одежду, делать прическу в соответствии сих полом. Подчеркивать принадлежность к определенному кругу. Воспитывать гигиенические навыки. Мальчиков лучше обучать с помощью зрительного анализатора, девочек - с помощью слухового анализатора. |
От 3-х до 4-х | Ребенок различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом | Развивать положительное отношение и уважение к имени ребенка, учить гордиться своим именем. Рассказывать о происхождении имени (кто еще из семьи имел еще такое имя, что оно значит). Вместе с ребенком произносить его по разному: ласково, сокращенно, полностью- с |
Этапы формирования гендерного самосознания детей |
|
| участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Появляются первые представления о социальных ролях пап и мамы) сюжетно ролевая игра «Семья». Появляется интерес к своему телу. | фамилией и отчеством. Развивать модели ролевого, мужского или женского, поведения. Поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения. Показывать образцы правильного полоролевого поведения. Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе-о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности. Развивать положительное отношение ребенка к себе. В доступной форме дать детям знания об общем различном у женщин и мужчин. Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в телосложении, прежде всего, те , которые доступны взору ребенка ( нет необходимости углубляться в анатомические особенности) . |
Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность формировалась легко и естественно.
Результаты исследований научного центра «Психофизиология матери и ребенка» Санки-Петербургского государственного университета свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Интерес представляют и традиции заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков- в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастит и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При это очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской-стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей-старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда),а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовление пищи, хранению огня, собиранию растений).
Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным, и только в последствии стали формироваться элементарные педагогические воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае. (Кон И. С.1988)
К сожалению, в общих этнографических описаниях многих авторов вопрос о путях и средствах воспитания детей дошкольного возраста ограничиваются лишь отдельными замечаниями. Как справедливо было замечено Г.А.Комаровой, общественная сторона проблемы детства обычно не остановилась объектом специального анализа. Однако при знакомстве с отдельными работами (Никитина Г.А.,Семенова Л.И.,Суворова З.И., Волков Г.Н.,Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. и др.), в которых раскрываются принципы народной педагогики, становится понятным, как отношение родителей и образцы воспитания влияли на воспитание девочек и мальчиков. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. Всоответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее1. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков-с охотой и рыбной ловлей, уходом за домашними животными и т.п.
Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика-отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей-отцы.
1Потешки для мальчиков и девочек даны в приложении 1
Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми. Уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников в жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Её воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей,которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет. На который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка,дяди,старшие братья.
Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.
Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3-х до 4-х лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек-матерями, а мальчиков-отцами. При этом на первый план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.
Анализ первоисточников и работ по этнопедагогике показывает, что в раннем и дошкольном детстве игры были основой всестороннего развития. Как девочек. Так и мальчиков. Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом-образовывалась привычка к безусловному
подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное на своих товарищей и принимали сложившуюся ситуацию, как должную.
В то же время, как показывают исследования Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой традиции детской игры с правилами (к каковым относятся и подвижные игры) постепенно утрачивают свои позиции ведущего средства целостного воспитания дошкольников в силе исчезновения коллективного носителя игры- разновозрастной детской группы. Данный факт не может нас не беспокоить в связи с тем, что именно в подвижных играх проблемы единства духовного и телесного здоровья девочек и мальчиков решались и решаются в органическом единстве.
Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были естественными оценками детского труда.
Г.Е. Верещагин, занимаясь изучением народной педагогики удмуртов, в одной из своих работ по этому поводу писал так6 «Находясь при работах и занятиях родителей с малолетства, дети их скоро и легко привыкали к работе. А родители незаметно подбадривали их, поощряли добрым словом» (Верещагин Г.Е. Очерки воспитания детей у вотяков. СПБ.,1886). В настоящее, время когда многие мальчики и девочки имеют низкую самооценку,страдают от застенчивости-этот опят народной педагогики имеет особое значение. Становится очевидным, что с одной стороны труд девочки рядом с матерью, а мальчика – рядом с отцом, способствовал тому, что у детей просто и естесственно формировалась гендерная идентичность. С другой стороны-заинтересованные в воспитании хорошего работника родители поощряли труд своего ребенка, заботясь одновременно и о его душевном покое.
Очевидно, что наивно было бы полагать,что народная педагогика поможет современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Всему свое время и место. Но что мы должны признать,так это то,что в воспитании подрастающего поколения народ-воспитатель,норад-педагог шел в сторону равенства,демократизма и гуманизма.
До сих пор остаются актуальными слова К.Д.Ушинского, считавшего, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Осознание того, что утрата многих прогрессивных народных традиций привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. В книге «Воспитание ребенка в русских традициях» авторы пишут: «Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской авторитарности-мы не устаем твердить о «равноправии» мужчины и женщины в семье. Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье. Придают ему значение подлинной социальной катастрофы. И недаром: ведь «семьей мир стоит». Мужчина вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией2.
Вместе с тем,становится очевидным, что многое из опыта народной педагогики. К сожалению, остается за пределами знаний воспитателей и родителей, а потому не используется. Поэтому при взаимодействии воспитателей и специалистов с родителями, одной из актуальнейших задач является приобщение родителей к этому чистому, проверенному истоку, которым является народная педагогика. Этот материал можно поместить на стенде, напечатать в газете для родителей. Использовать при проведении родительского собрания и т.п. Но современные родители не могут жить только прошлым, поэтому воспитатели в работе с ними должны быть в курсе современных тенденций.
2Соколова Л.В.,Некрылова А.Ф. воспитание ребенка в русских традициях.-М.:Айрис-пресс,2003-с.85.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_formirovaniya_gendernogo_samosoznaniya_detey.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы формирования гендерного самосознания детей
Возраст | Формирование представлений о себе | Воспитательные задачи |
От рождения До 3-х лет | Происходит становление полового самосознания. Ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. Учится управлять своим телом. Стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Происходит первичная половая идентификация. Учится ориентироваться в том, кто мальчик, кто девочка.. Начинает сравнивать себя с другими людьми. Проявляет внимание к различным частям своего тела. Может играть со своими половыми органами, с интересом наблюдать за раздетыми людьми. Задает вопросы о различиях между полами, спрашивает, откуда берутся дети. В речи использует местоимение «он», «она». Редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил- ходила), от отличия в половой принадлежности связывает с такими признаками, как одежда, прическа. Нередко считает, что пол можно изменить-побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Играет в игры, которым обучают взрослые. В играх мальчики более активны, девочки пассивны. | Создать условия для становления личности ребенка, его мужественности-женственности (полная гармоничная семья, в которой отношения между родителями строятся на основе взаимного уважения мужского и женского начала). В отношениях к мальчикам и девочкам проявлять ласку, нежность , любовь, внимание к физическим и эмоциональным потребностям детей. В общении с детьми эмоционально реагировать на их действия. Давать ребенку имя обдуманно. Относится к ребенку адекватно его половой идентификации (отношения между членами семьи должны быть адекватны их половой идентификации). Одевать детей в одежду, делать прическу в соответствии сих полом. Подчеркивать принадлежность к определенному кругу. Воспитывать гигиенические навыки. Мальчиков лучше обучать с помощью зрительного анализатора, девочек - с помощью слухового анализатора. |
От 3-х до 4-х | Ребенок различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом | Развивать положительное отношение и уважение к имени ребенка, учить гордиться своим именем. Рассказывать о происхождении имени (кто еще из семьи имел еще такое имя, что оно значит). Вместе с ребенком произносить его по разному: ласково, сокращенно, полностью- с |
участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Появляются первые представления о социальных ролях пап и мамы) сюжетно ролевая игра «Семья». Появляется интерес к своему телу. | фамилией и отчеством. Развивать модели ролевого, мужского или женского, поведения. Поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения. Показывать образцы правильного полоролевого поведения. Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе-о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности. Развивать положительное отношение ребенка к себе. В доступной форме дать детям знания об общем различном у женщин и мужчин. Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в телосложении, прежде всего, те , которые доступны взору ребенка ( нет необходимости углубляться в анатомические особенности) . |
Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность формировалась легко и естественно.
Результаты исследований научного центра «Психофизиология матери и ребенка» Санки-Петербургского государственного университета свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Интерес представляют и традиции заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков- в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастит и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При это очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской-стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей-старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда),а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовление пищи, хранению огня, собиранию растений).
Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным, и только в последствии стали формироваться элементарные педагогические воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае. (Кон И. С.1988)
К сожалению, в общих этнографических описаниях многих авторов вопрос о путях и средствах воспитания детей дошкольного возраста ограничиваются лишь отдельными замечаниями. Как справедливо было замечено Г.А.Комаровой, общественная сторона проблемы детства обычно не остановилась объектом специального анализа. Однако при знакомстве с отдельными работами (Никитина Г.А.,Семенова Л.И.,Суворова З.И., Волков Г.Н.,Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. и др.), в которых раскрываются принципы народной педагогики, становится понятным, как отношение родителей и образцы воспитания влияли на воспитание девочек и мальчиков. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. Всоответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее1. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков-с охотой и рыбной ловлей, уходом за домашними животными и т.п.
Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика-отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей-отцы.
1Потешки для мальчиков и девочек даны в приложении 1
Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми. Уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников в жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Её воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей,которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет. На который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка,дяди,старшие братья.
Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.
Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3-х до 4-х лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек-матерями, а мальчиков-отцами. При этом на первый план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.
Анализ первоисточников и работ по этнопедагогике показывает, что в раннем и дошкольном детстве игры были основой всестороннего развития. Как девочек. Так и мальчиков. Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом-образовывалась привычка к безусловному
подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное на своих товарищей и принимали сложившуюся ситуацию, как должную.
В то же время, как показывают исследования Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой традиции детской игры с правилами (к каковым относятся и подвижные игры) постепенно утрачивают свои позиции ведущего средства целостного воспитания дошкольников в силе исчезновения коллективного носителя игры- разновозрастной детской группы. Данный факт не может нас не беспокоить в связи с тем, что именно в подвижных играх проблемы единства духовного и телесного здоровья девочек и мальчиков решались и решаются в органическом единстве.
Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были естественными оценками детского труда.
Г.Е. Верещагин, занимаясь изучением народной педагогики удмуртов, в одной из своих работ по этому поводу писал так6 «Находясь при работах и занятиях родителей с малолетства, дети их скоро и легко привыкали к работе. А родители незаметно подбадривали их, поощряли добрым словом» (Верещагин Г.Е. Очерки воспитания детей у вотяков. СПБ.,1886). В настоящее, время когда многие мальчики и девочки имеют низкую самооценку,страдают от застенчивости-этот опят народной педагогики имеет особое значение. Становится очевидным, что с одной стороны труд девочки рядом с матерью, а мальчика – рядом с отцом, способствовал тому, что у детей просто и естесственно формировалась гендерная идентичность. С другой стороны-заинтересованные в воспитании хорошего работника родители поощряли труд своего ребенка, заботясь одновременно и о его душевном покое.
Очевидно, что наивно было бы полагать,что народная педагогика поможет современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Всему свое время и место. Но что мы должны признать,так это то,что в воспитании подрастающего поколения народ-воспитатель,норад-педагог шел в сторону равенства,демократизма и гуманизма.
До сих пор остаются актуальными слова К.Д.Ушинского, считавшего, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Осознание того, что утрата многих прогрессивных народных традиций привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. В книге «Воспитание ребенка в русских традициях» авторы пишут: «Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской авторитарности-мы не устаем твердить о «равноправии» мужчины и женщины в семье. Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье. Придают ему значение подлинной социальной катастрофы. И недаром: ведь «семьей мир стоит». Мужчина вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией2.
Вместе с тем,становится очевидным, что многое из опыта народной педагогики. К сожалению, остается за пределами знаний воспитателей и родителей, а потому не используется. Поэтому при взаимодействии воспитателей и специалистов с родителями, одной из актуальнейших задач является приобщение родителей к этому чистому, проверенному истоку, которым является народная педагогика. Этот материал можно поместить на стенде, напечатать в газете для родителей. Использовать при проведении родительского собрания и т.п. Но современные родители не могут жить только прошлым, поэтому воспитатели в работе с ними должны быть в курсе современных тенденций.
2Соколова Л.В.,Некрылова А.Ф. воспитание ребенка в русских традициях.-М.:Айрис-пресс,2003-с.85.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Современные актуальные психолого-педагогические проблемы формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста"
Результаты изучения гендерных принадлежностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по формированию гендерной принадлежности дошкольников....
Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...
Влияние мультфильмов иностранного производства на формирование гендерной социализации детей
Влияние мультфильмов иностранного производства на формирование гендерной социализации детей....
ПРОЕКТ Формирование национального самосознания детей дошкольного возраста
ПРОЕКТ Формирование национального самосознания детей дошкольного возраста...
Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева
Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева...
Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева. Презентация
Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева. Презентация...
Формирование национального самосознания детей дошкольного возраста посредством технологий наследования культурного опыта
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сох...