Формирование национального самосознания детей дошкольного возраста посредством технологий наследования культурного опыта
статья
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование национального самосознания детей дошкольного возраста
посредством технологий наследования культурного опыта
Колоколова Ирина Владимировна
МДОУ №204, г. Красноярск
Наследовать – значит делать своим то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующим поколениям. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. В детском саду – это процесс освоения, наследования отечественной культуры.
Нами был создан и реализуется проект «Дыхание жизни», который позволяет комплексно решать основные задачи нравственного, физического, умственного воспитания детей. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Десять лет назад педагоги нашей группы посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Основным содержанием работы на Ỉ этапе было создание соответствующей среды – атмосферы национального быта. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Свою группу оформили под русский народный стиль. Представлены игрушки с декоративными росписями, сделанные руками детей, старинные вещи. В группе действует музей «Русская изба». Дети с родителями принимают непосредственное участие в оформлении музея и группы. В нашем музее проходят занятия, посиделки, досуги: «Посиделки с бабушкой Загадушкой», «Эх картошка, картошка» (о еде наших предков, картошке «в мундире»), «Любите землю Матушку», «Святки – колядки» и другие.
Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Кроме того, им интересно было увидеть в действии прялку, коромысло с ведрами, поесть картошку «в мундире» из котелка, попить чай из самовара и т.д. Чтобы доставить детям эту радость, собрали предметы старинного русского быта и воссоздали обстановку избы. В избе есть печь, деревянные лавки и столы, чугунок, самовар, деревянная и берестяная посуда, прялка, кадушка, сундук, шкатулка, также постелили самотканые половики и многое другое. Были сшиты русские народные костюмы для детей и педагогов, которые используются на занятиях, посиделках, утренниках, обрядовых праздниках и т.д. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством стали проходить в избе. И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.
Специально для изучения народного искусства оборудовали уголок изобразительной деятельности. Там собраны образцы городецкой, хохломской, дымковской, филимоновской росписи, народные игрушки. Здесь дети не только знакомятся с разнообразием народного искусства, но и получают специальные навыки и умения, расписывают игрушки, лепят посуду, украшают её орнаментом.
Поставив задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства, мы понимали, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа, и вместе с этим будет способствовать развитию национального самосознания ребенка. Так мы начинали, а далее была проделана огромная работа по изучению русского фольклора, народного искусства, составлению занятий и сценариев утренников и обрядовых праздников – всего того, что постепенно складывалось в систему и стало основной авторской программы.
Литература
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей. – М., 2008
- Коринфский Н. Народная Русь (сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа).- М., 2007
- Ефаев А., Корнеева Л., Комбек С. Откуда есть пошла руськая земля…/ Дошкольное воспитание. - 2003. - №6.
- Рыбакова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания /Дошкольное воспитание. - 2003. - №6.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. - М., 2010
- Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. - М., 2009
- Бударина Т.А., Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством (приобщение детей к истокам русской народной культуры). – СПб., 2008
7. Барзова Л.П., Дударев М.И. История России для детей. – М.,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Формирование национального самосознания детей дошкольного возраста
ПРОЕКТ Формирование национального самосознания детей дошкольного возраста...

Развитие познавательно-исследовательской мотивации детей дошкольного возраста посредством конструирования (из опыта работы)
laquo;Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». Ж. Пиаже...

Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»
Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»...
Методическая разработка Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий
Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий...
Обобщение опыта работы по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
ОПЫТ РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ПЕДАГОГА ДОУ...

Технология «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам упражнений и дидактических игр.»
Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» — «мысль», «разум». Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятель...

Технология"Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам упражнений и дидактических игр".
Технология"Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредством упражнений и дидактических игр."[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30019088","attributes":...