адаптация детей к школе
консультация на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ»
Выступление на родительское собрание
групп старшего дошкольного возраста
по теме «Адаптация детей к школе»
Подготовил:
педагог-психолог
Охременко А.А.
г. Нижневартовск
В 7 лет за редким исключением дети взрослеют настолько, что готовы начать новую жизнь - школьную. Тем не менее, школа - это в любом случае стресс. У некоторых дошкольников примерно за три месяца до школы наблюдаются нервные расстройства, которые усиливаются по мере приближения первого сентября. Даже если ваш ребенок внешне справляется с непривычным пока еще ритмом жизни, ему может быть очень непросто психологически.
Первоклассники переживают огромный стресс. Для ребенка началась новая жизнь, и он не в состоянии мгновенно свыкнуться с новой ролью. Поставьте себя на его место: новый коллектив, вместо воспитателя - учительница и новые обязанности. А родители вместо того чтобы помогать, начинают предъявлять к первоклассникам слишком высокие требования и ребенок физически не в состоянии их выполнять. Помимо этого, взрослые бояться, что ребенок будет без дела шататься по улице, и стараются максимально загрузить детский досуг. Они отдают малыша в несколько секций и требуют от него невозможного.
Нередко в первом классе у детей возникают конфликты - с учителем, с одноклассниками. Как их урегулировать, они пока не знают и очень важно, чтобы у ребенка было, с кем поделиться своими трудностями. Ближайшие друзья детства и защитники, мама, папа могут быть и лучшими советчиками в школьных вопросах. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок не боялся рассказывать вам все. То, что вы со своей стороны воспринимаете как сущий пустяк, для ребенка пока еще очень и очень важно.
Все, чему вы научили ребенка за семь лет его жизни, теперь очень ему пригодится. И дело здесь даже не столько в определенных навыках (недостающим научат в школе), а в самой привычке учиться. Но, несмотря на кажущуюся взрослость, семь лет - это не так много. Старайтесь не отрывать ребенка слишком резко от всего, что окружало его в дошкольной жизни.
Первый год в школе, как правило, дается детям тяжело. Даже не столько в плане учебы, сколько психологически. От ребенка требуют ответственности, которой раньше не было. Теперь нужно быть собранным, ничего не забывать и все делать вовремя - одним словом, непросто. От родителей в этот сложный период требуется быть в меру внимательными, но не слишком навязчивыми. Конечно, можно и нужно помогать ребенку в школьных делах, но не взваливайте на себя все его обязанности. Аккуратно напомните ему, что нужно выполнить домашнее задание и собрать портфель, но не делайте все уроки за него. Чем раньше ваш ребенок научится самостоятельности, тем легче ему будет в дальнейшем.
Период адаптации к школе занимает от 1 месяца до полугода. Весь уклад жизни ребенка меняется.
Основные проблемы:
• смена режима сна и питания;
• смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение длительного периода;
• увеличение времени, проводимого без двигательной активности, сидя за столом;
• смена стиля общения со взрослым: учитель не ориентирован на опеку, заботу и защиту, ребенок может почувствовать себя одиноким;
• необходимость полного самообслуживания в столовой, гардеробе, туалете;
• необходимость самостоятельно организовать свое рабочее место, достать учебники из портфеля и разложить их;
• необходимость правильно реагировать на условные сигналы – звонок на урок и перемену; подчиняться правилам поведения на уроке – сдерживать и произвольно контролировать двигательные, речевые и эмоциональные реакции;
• необходимость установления контактов с незнакомыми сверстниками;
• увеличение объема интеллектуальной нагрузки.
Общие советы, как их преодолеть:
Советы для родителей, дети которых готовятся к школе
1. Постарайтесь заранее соотнести режим дня вашего малыша с режимом дня школьника.
2. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
3. В первом классе большая нагрузка идет на мелкую моторику. Поэтому следите как ребенок держит ручку, карандаш, так как рука намного быстрее устает, если держать ручку неправильно.
6. Подготовка к грамматике: ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком!
Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним.
7. помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.
3. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
4. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
7. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
8. Ученье - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
9. Бедны словарный запас, не умение строить сложные предложения, объяснять, рассуждать затруднит адаптацию ребенка к школе.
10. Непременным атрибутом учебы являются - школьные принадлежности. Всевозможные пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки - первоклассник воспринимает, как новые игрушки. Позвольте ребенку участвовать в выборе школьных принадлежностей, они поддерживают интерес к учебе.
Первокласснику необходим твердый распорядок дня. После школы и обеда дайте малышу один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается.
Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.
Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам.
В заключение обязательно похвалите ребенка: «Вот видишь, какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появится позитивная установка «Я сам все могу».
Семилетки проходят этап адаптации к школе легче, чем шестилетки. Статус ученика требует от ребенка осознания и его специфической роли и позиции учителя, определенной дистанции в отношениях, понимания условности этих отношений. Многим шестилеткам это трудно понять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Адаптация детей к школе"
несколько советов родителям будущих первоклассников, выполнение которых позволит их ребенку безболезненно пройти адаптационный период в школе...
Консультация для родителей «Адаптация детей к школе».
Школа - совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: всё подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения -...
Круглый стол Адаптация детей к школе
Круглый стол для педагогов детского сада «Адаптация выпускников к школе»Вступительная часть. Чтение сказки Д. Соколова «Чайка Долли»2. Психологические упражненияЦели: настроить педагогов на рабо...
Адаптация детей к школе
Поступление в школу это волнительный и очень важный момент не только в в жизни ребенка , но и в жизни родителей. Новая социальная среда, новые взрослые и сверстники, новые требования, все это мо...
Презентация: "Создание благоприятных предпосылок для адаптации детей в школе"
Как же помочь ребенку адаптироваться в школе и быть успешным в учебе. В данном случае воспитатель должен сформировать у детей мотивы учения и положительное отношение к школе. Для решения этих за...
Терапевтические сказки для адаптации детей к школе "В школу с удовольствием!"
Тридцать "лесных" сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школ...
Терапевтические сказки для адаптации детей к школе "В школу с удовольствием!"
Тридцать "лесных" сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школ...