Родительское собрание "Знаете ли вы своего ребёнка?"
материал на тему
С использованием психологических тренингов и тестов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_znaete_li_vy_svoego_rebyonka.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Знаете ли вы своего ребёнка?»
По свидетельству психологов, отношения в семье проецируются на детские рисунки. Не случайным является цветовое решение. Тёмные, мрачные тона говорят о негативном эмоциональном состоянии ребёнка или о неприятии изображаемых им членов семьи. Барьеры между людьми в виде неодушевлённых предметов ассоциируются с существующими в действительности барьерами в общении, близость же фигур на рисунке свидетельствует об их реальной эмоциональной близости. Отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи может означать, что ребёнок «избавляется» от эмоционально неприемлемых для него людей.
Изображение себя преувеличенно маленьким (или в углу листа) свидетельствует о неуверенности, замкнутости, робости ребёнка, а рисование себя чрезмерно большим говорит о повышенно чувстве значимости, привлечении внимания к своей персоне. Если ребёнок вообще не рисует себя, значит, он не видит своего места в семье.
Чрезмерно заострённые, угловатые фигуры, резкие размашистые движения карандаша, так же как и тёмные цвета, - признак негативного эмоционального состояния ребёнка во время рисования. Очевидно, это задание было ему неприятно, и он стремится выполнить его побыстрее.
То, что вы видите на рисунке, практически не связано с изобразительными навыками. Ведь это дети одной возрастной группы, и навыки рисования у них примерно одинаковы. Кроме того, вы прекрасно знаете другие работы своих детей – они неоднократно выставлялись для просмотра. Связано это, в первую очередь, с эмоциональным дискомфортом ребёнка в семье, ведь, как считают специалисты, рисунок является проекцией его душевного состояния.
- Давайте подумаем, почему дети именно так изобразили свою семью, а некоторые вообще не включили себя в её состав? (Может быть, мы много наказываем детей, и они обижаются»; «Возможно, мы мало времени уделяем своим детям и поэтому отдаляемся от них»; «Может быть, ребята просто хотели на рисунках показать себя более взрослыми, самостоятельными, независимыми?» др.).
Безусловно, ваши догадки правильные, но они не исчерпывают всей сложности душевных переживаний ребёнка, чувствующего себя в своей семье дискомфортно.
Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребёнка. Безусловно принимать ребёнка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т. д., а просто так, за то, что он есть.
Многие родители считают главными воспитательными средствами наказания и поощрения. А это говорит об «условной любви»: что-то выполнил – хороший, чего-то не сделал – плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания, т. е. передачи взрослыми своего опыта, знаний сводится к какой-то дрессуре.
Психологами доказано, что любовь, забота, ласка – это основные жизненные потребности ребёнка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической защищённости. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорого, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и т. д.
Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребёнку, но и взрослому.
Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. Безусловно, многие из вас при рассматривании «неблагополучных» рисунков задумались о своих взаимоотношениях с детьми, об атмосфере, которая сложилась в семье.
Я предлагаю вам 2 теста. Мы не будем обсуждать и анализировать ваши ответы, вы сделаете это сами. Тесты очень просты. Надо быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребёнком или в вашей семье и так всё прекрасно.
Тест № 1. «Кто я?»
Задание. 10 раз задайте себе этот вопрос и запишите ответы на листочке бумаги. Вспомните, чем вы увлекаетесь, какую работу выполняете дома, на даче. Например, «Я воспитатель. Я коллекционер. Я любимая дочка своей мамы».
Обработка результатов. Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать» или «Я отец». Если вы написали это вначале, значит, родительская позиция является для вас наиболее важной в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребёнка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой.
Примечание. Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Мы только призываем вас задуматься над тем, не потерялось ли в повседневной суете ваше главное предназначение – материнство и отцовство. И решать это только вам самим.
Тест № 2. «Какой мой ребёнок?»
Задание. Нужно написать 10 эпитетов, которые отражают особенности вашего ребёнка. Затем оценить каждое названное качество знаком «плюс» или «минус», но не в общепринятом смысле, а только с вашей точки зрения. Например, щедрость принято считать положительным качеством, но у вашего ребёнка она настолько выражена (он постоянно раздаёт свои игрушки), что вы склонны считать это недостатком. Будьте предельно откровенны с самим собой, иначе тест теряет смысл.
Обработка результатов. Подсчитайте, сколько получилось плюсов и минусов. Если преобладают плюсы (не менее 8), то в вашем отношении к ребёнку всё в порядке. Вы любите его, стараетесь принимать таким, каков он есть.
Если нет ни одного минуса, то эта крайность не имеет ничего общего с принятием и истинным расположением. «Слепая любовь» не поможет ребёнку избавиться от имеющихся у него недостатков. Сначала нужно их признать. Если результаты 50 на 50, то ваше принятие ребёнка можно поставить под сомнение. Считать своё дитя наполовину плохим может или очень критично настроенный родитель, или недостаточно любящий. Если же вы видите в ребёнке в основном плохие качества, то ни о каком принятии и любви не может быть и речи. Вы выделяете недостатки для того, чтобы бороться с ними, не подозревая, что в этой борьбе можете потерять главное – любовь и искренность ребёнка.
Вывод. Дошкольный возраст – самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, в своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это будет сделать очень трудно.
Рисование детей на тему «Моя семья»
Цель: определение характера внутрисемейных отношений. Рисование на тему «Моя семья» - известная проективная методика, по которой психолог работает индивидуально с каждым ребёнком. При этом фиксируются все проявления детей в процессе рисования (спонтанные высказывания, паузы, разновидности штриховки во время изображения различных объектов). Педагог проводит рисование с подгруппой дошкольников (не более 10-12 человек) в свободное время. Важно правильно разместить детей: они должны сидеть достаточно изолированно друг от друга – каждый за своим столом. Детям предлагаются чистые листы бумаги и цветные карандаши. Воспитатель даёт следующую инструкцию: «Нарисуйте цветными карандашами свою семью, кто как сможет». При этом педагог, наблюдая за действиями детей, отмечает, сразу или несколько помедлив начал работать ребёнок, и в какой последовательности он рисует членов семьи. После выполнения задания проводится краткая беседа с каждым ребёнком: кого он изобразил; что делают эти люди на рисунке; кого из членов семьи он не нарисовал и по каким причинам.
Анализ рисунков детей
- Цветовая характеристика (всего рисунка и каждого персонажа в отдельности). Преобладание ярких светлых тонов говорит о позитивном восприятии данного члена семьи; тёмных, мрачных тонов – о негативном.
- Пространственное расположение персонажей (показатель эмоциональной близости). Здесь необходимо рассмотреть, как размещены члены семьи относительно друг друга: рядом, взявшись за руки, образуют диады или триады; рядом, но не вместе, есть промежутки; отделены барьерами, неодушевлёнными предметами.
- Состав изображённой семьи (соответствует реальному составу; уменьшен за счёт исключения каких-либо членов семьи; увеличен за счёт «введения» в семью воспитателя, друзей, животных). Отсутствие какого-либо члена семьи выражает стремление «избавиться» от него в эмоциональном плане; введение дополнительных членов также свидетельствует о недостаточной удовлетворённости ребёнка общением с окружающими его дома людьми.
- Величина изображённых персонажей: кто доминирует (возвышается), кто «занижен» (неправдоподобно мал). Если ребёнок рисует себя большим, то можно предполагать, что он преувеличивает свою значимость в семье, если же рисует себя слишком маленьким, то это говорит о его неуверенности в себе.
Проанализировав все данные, воспитатель получает сведения о восприятии детьми домашней атмосферы и своего места в семье. Необходимо отметить, что этот анализ не может быть «истиной в последней инстанции» и ни в коем случае не должен быть использован педагогом в работе «против родителей».
Во-первых, следует помнить, что результат изображения детьми своей семьи может зависеть от разных причин: их настроения, самочувствия, взаимоотношений с родителями на данный период времени и даже от изобразительных навыков ребёнка.
Во-вторых, желательно провести рисование на тему «Моя семья» повторно и сделать сравнительный анализ рисунков.
В-третьих, надо понимать, что эта методика – проективная, т. е. её результатом являются не научные факты, подтверждённые цифрами, а лишь предположения, зависящие в известной мере от того, кто интерпретирует рисунок.
Интерпретация цвета
Красный – восторженное отношение,
оранжевый – радостное,
жёлтый – светлое, приятное,
зелёный – спокойное, ровное,
синий – лёгкая тревожность,
фиолетовый – тревожное, тоскливое,
чёрный – состояние крайней неудовлетворённости.
Тест для родителей «Я и мой ребёнок»
Можете ли вы:
- В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?
- Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
- Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
- Извиниться перед ребёнком, в случае своей неправоты?
- Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребёнка?
- Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?
- Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
- Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
- выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как хочет?
- Устоять, против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?
Ответы на все вопросы:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но всегда так поступаю;
в) не могу.
Ключ к тесту.
Ответ «а» оценивается в 3 очка.
Ответ «б» оценивается в 2 очка.
Ответ «в» оценивается в 1 очко.
Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
13-27 очков. Забота о ребёнке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 13 очков. У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а, возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Тест для родителей «Я и мой ребёнок»
Можете ли вы:
- В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?
- Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
- Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
- Извиниться перед ребёнком, в случае своей неправоты?
- Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребёнка?
- Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?
- Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
- Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
- выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как хочет?
- Устоять, против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?
Ответы на все вопросы:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но всегда так поступаю;
в) не могу.
Ключ к тесту.
Ответ «а» оценивается в 3 очка.
Ответ «б» оценивается в 2 очка.
Ответ «в» оценивается в 1 очко.
Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
13-27 очков. Забота о ребёнке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 13 очков. У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а, возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Тест для родителей «Я и мой ребёнок»
Можете ли вы:
- В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?
- Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
- Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
- Извиниться перед ребёнком, в случае своей неправоты?
- Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребёнка?
- Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?
- Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
- Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
- выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как хочет?
- Устоять, против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?
Ответы на все вопросы:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но всегда так поступаю;
в) не могу.
Ключ к тесту.
Ответ «а» оценивается в 3 очка.
Ответ «б» оценивается в 2 очка.
Ответ «в» оценивается в 1 очко.
Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
13-27 очков. Забота о ребёнке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 13 очков. У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а, возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Качества детей
Агрессивный | Малоподвижный | Наглый | Умеющий слушать |
Глупый | Интересующийся | Своевольный | Доверчивый |
Инициативный | Нервный | Неразвитый | Злой |
Наблюдательный | Замкнутый | Аккуратный | Внимательный |
Любящий | Общительный | Беззащитный | Неухоженный |
Ябеда | Неспособный | Расторможенный | Любознательный |
Жадный | Дисциплинированный | Ответственный | Отвергаемый |
Весёлый | Капризный | Необщительный | Ни с кем не дружит |
Хороший организатор | Терпеливый | Стремящийся к лидерству | Невнимательный |
Приветливый | Честный | Ленивый | Исполнительный |
Упрямый | Эрудированный | Равнодушный | Лидер |
Конфликтный | Отходчивый | Скромный | Невоспитанный |
Ласковый | Грубый | Неряшливый | Умный |
Способный | Пассивный | Душевный | Обучаемый |
Чуткий | Послушный | Жестокий | Отзывчивый |
Хитрый | Трудолюбивый | Дерзкий | Пассивный |
Активный | Чистосердечный | Независимый | Активный |
Неорганизованный | Артистичный | Неусидчивый | Ласковый |
Добрый | Малоподвижный | Эгоист | Капризный |
Плаксивый | Тревожный | Весёлый | Альтруист |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Дети о своих правах"
Родительское собрание посвящено профилактике нарушения прав ребенка дома и в детском саду. Участниками собрания яаляются дети подготовительной группы, их родители, педагоги....
Конспект родительского собрания "Театр ложек своими руками"
Работа с родителями...
Положение о детском - родительском творческом конкурсе «Книжка своими руками»
Настоящее Положение о проведении детского родительского творческого конкурса «Книжкасвоими руками» (далее - Конкурс) определяет порядок организации и проведенияконкурса, условия участия и категории уч...
Родительское собрание «Как понять своего ребенка»
Как понять своего ребенка...
Оформление родительского уголка в ДОУ своими руками
Наша цель – оптимально отразить всю самую важную информацию для родителей на стендах и создать атмосферу доброжелательности и уюта в раздевалке группы....
Презентация к родительскому собранию "Я знаю свой поселок"
Презентация к родительскому собранию...
детско-родительский тренинг "Я понимаю своего ребенка"
Целью этого тренинга является обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми и гармонизация детско-родительских отношений....